Восьмому созыву Госдумы предстоит помочь должникам

Анализ правоприменительной практики подсказал, над чем надо работать будущим депутатам

18.06.2021 00:00

Автор: Ольга Шульга

Восьмому созыву Госдумы предстоит помочь должникам
Ольга Савастьянова © Тимур Ханов/ПГ

Госдуме VIII созыва предстоит упростить внесудебное банкротство попавших в долговую яму россиян и расширить перечень​ лекарств, которые можно купить дистанционно. Этого требуют результаты анализа правоприменительной практики 37 законов, принятых в 2020 году для поддержки людей и экономики в условиях пандемии. Какие меры оказались наиболее и наименее востребованными и что ещё показало исследование, «Парламентской газете» рассказала председатель Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова.​

- Ольга Викторовна, какие из антиковидных инициатив, судя по исследованию, стали самыми востребованными?

- Положительно восприняты абсолютно все принятые меры. Если проблемы и возникали, то они были связаны не с тем, что мера не важна, а с тем, насколько доступными и незатратными были условия для получения соответствующей поддержки. Так, 80 процентов опрошенных граждан рассказали, что им помогло увеличение пособий по уходу за ребёнком, около 60 процентов отметили эффективность электронного взаимодействия с органами власти, более 50 процентов положительно оценили возможность продажи аптеками лекарств в режиме онлайн, 44,5 процента высоко оценили поддержку участников долевого строительства. ​

Если говорить об исследовании среди ​организаций и учреждений, то 85,1 процента из них назвали эффективной такую меру, как право арендатора, субъекта МСП, требовать уменьшения арендной платы сроком до одного года. 73,1 процента удовлетворены введённым мораторием на проверки в отношении организаций, 60 процентов приветствуют возможность изменить существующие условия государственных контрактов по согласованию сторон. Половина организаций, относящихся к МСП, воспользовалась возможностью получения субсидий. 57 процентов удовлетворены мерами в сфере разрешительной деятельности — речь в данном случае идёт о лицензировании, аккредитации, аттестации.

Наши регионы назвали самым востребованным закон о налоговым режиме для самозанятых. Об этом свидетельствует и значительный рост числа самозанятых граждан по сравнению с периодом до принятия закона: если по состоянию на 31 марта 2020 года их было около 564 тысяч, то по состоянию на 23 марта — около двух миллионов.​

- ​ А какой закон оказался наименее востребованным?​

- Очень много вопросов возникло к закону о внесудебном банкротстве граждан. Сама мера, бесспорно, важная и нареканий не вызывала. Однако не все смогли ею воспользоваться, не потому что не хотели, а потому что оказалось сложно пройти саму процедуру прежде всего из-за чрезмерно жёстких требований, предъявляемых к лицам, которые могут быть признаны банкротами. Как механизм изменить, предстоит решать уже Государственной Думе VIII созыва.​

Много обращений было по льготе, дающей людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, право на отсрочку при выплате кредита. Некоторые банки стали ставить свои дополнительные условия. И эти условия, как правило, вызывали трудности. Уже в этом созыве был принят закон, обязавший банки объяснять причину отказа в ипотечных каникулах.

© Pixabay

- Над какими инициативами, помимо упрощения процедуры внесудебного банкротства граждан, судя по рекомендациям экспертов, предстоит работать Госдуме VIII созыва?​

- Эти рекомендации разбиты на блоки. Например, если говорить о социальной поддержке граждан и борьбе с эпидемией, очень востребованной оказалась поддержка семей с детьми — выплаты получила каждая вторая семья. И уже в весеннюю сессию принят ряд законов о дополнительной поддержке семей с детьми. После принятых поправок в Уголовный кодекс и КоАП снизились риски распространения дистанционным способом некачественных и фальсифицированных лекарств. И было внесено обоснованное предложение, чтобы дистанционно можно было получить не только безрецептурные препараты, но и рецептурные. Ещё одно предложение — проработать особенности привлечения к административной ответственности за отказ от самоизоляции с использованием камер автоматической фиксации нарушений. Думаю, что над этим придётся работать следующему созыву Госдумы. Также эксперты предлагают продумать дополнительные меры поддержки самозанятых.

И многие придерживаются мнения, что большинство из временных мер необходимо либо продлить, либо перевести в категорию постоянных.​

- Госдума проводила подобные исследования и раньше или такая практика появилась лишь в этом созыве?​

- Мониторинги правоприменения проводились и раньше, но в седьмом созыве существенным образом изменились подходы к организации такой деятельности. Невозможно заниматься законотворчеством, не анализируя, что происходит на практике. ​

Для нас важно, с одной стороны, принимать законы, которые важны и нужны нашим гражданам, с другой стороны, мы должны оценивать, как законы работают, насколько удалось с помощью принятых норм расшить ту или иную проблему. И каким бы ни был качественным нормативный акт, мы понимаем, что жизнь ​ гораздо разнообразнее и богаче и не всегда можно спрогнозировать, как та или иная норма проявит себя на практике. Поэтому уже принятые законы корректируются.

Могу привести такой пример. В своё время была запущена программа «Земский доктор», потом сами избиратели попросили, чтобы её расширили. И это было сделано: сперва изменили ​ возрастные границы участников, потом в программу включили не только сельскую местность, но и рабочие посёлки, посёлки городского типа. Затем северные территории поставили вопрос, что у них сумма выплат должна быть больше, так как условия работы там иные, и эту инициативу избирателей мы реализовали. Потом предложили, что нужен не только «Земский доктор», но и «Земский фельдшер» и «Земский учитель» — исполнили. Затем законом мы освободили данные выплаты от НДФЛ. То есть люди поднимают конкретные проблемы, которые для них важны, а мы стараемся их решить. Причём исходим из того, что не бывает больших и маленьких проблем. Если у человека есть трудности и он не может с ними справиться, потому что есть препятствия в законе, значит, на это нужно обращать внимание и законодательно реагировать.

- Что изменилось в подходах в организации и проведении мониторинга правоприменения?

- Во-первых, работу стали вести на системной основе. Ежегодно мы формируем планы научно-экспертной и мониторинговой деятельности, обозначаем с учётом мнения наших граждан приоритеты, формируем заказ на эти исследования. И очень важно, что ​самыми активными участниками являются сами избиратели, представители профессиональных сообществ. Ещё одно новшество — полученные результаты мы выносим на публичное обсуждение, в котором участвуют эксперты, представители профильных комитетов Государственной Думы, органов государственной и муниципальной власти, профессиональных сообществ, общественных институтов. По итогам мероприятия формируем «дорожную карту», что конкретно кому и в какие сроки необходимо сделать. Меры при этом могут быть разными: и законодательными, и программными, и изменениями в нормативно-правовые акты.​

Самое важное, что предлагаемые меры мы оперативно реализуем через наше законодательство, которое ориентировано на улучшение качества жизни наших граждан.