А информационным спонсором этого уникального перелета стали «Парламентская газета» и журнал "Российская Федерация сегодня"
В ворохе повседневно-офисных дел и забот часто ли мы задумываемся, что рядом с нами есть другие миры?! Загадочно-неведомые и таинственно-прекрасные.
А еще рядом с нами живут люди, которые, отринув суету буден, эти миры познают и покоряют. Имя им — путешественники и первопроходцы. С одним из них познакомился 17 лет назад. Мы встретились с Федором Конюховым на выставке его графических картин. А вскоре в составе первой автономной экспедиции «Арктика» я провожал художника Конюхова к Северному полюсу. Тот поход под руководством Владимира Чукова достиг намеченной цели, но был омрачен гибелью метеоролога Саши Рыбакова. Вскоре наши пути-дорожки разошлись, но из виду Федора Конюхова не терял.
Да и как его потеряешь, когда едва ли не каждый год о нем приходили вести одна удивительнее другой. Первый в мире человек, который достиг… переплыл… взошел… преодолел…
Сегодня Федор Филиппович загорелся новой идеей… ввысь. Мечта подняться в воздух и летать «аки птица» стара как мир. Научиться плавать по воздушному океану люди мечтали еще в глубокой древности. Примеров тому несть числа: религиозные свидетельства, литературные сказания, мифы, легенды. Всесилие божеств подчеркивалось именно способностью летать — вознесение пророка Илии на небо или, вспомните, предание об Икаре и Дедале.
Есть мировой рекорд!
25 января 2016 года Федор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло установили мировой рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате — 32 часа 12 минут.
|
Воздухоплавание — это действительно другой мир. С той поры как братья Монгольфье впервые продемонстрировали полет теплового аэростата, сменилось не одно поколение. Невиданных высот достиг технический прогресс, но есть категория людей, которая наперекор всему продолжает покорять воздушный океан старым, как сам мир, способом.
В нашей стране на заре «плавания по воздуху» было установлено немалое число рекордов. Например, к началу 1941 года из 24 официально зарегистрированных Международной авиационной федерацией мировых достижений 17 принадлежали отечественным воздухоплавателям. Однако в эпоху развитого социализма достижения аэронавтов были благополучно забыты, ушли в небытие многие прославленные покорители неба. Лидерство в этой сфере постепенно захватили немцы, французы, американцы.
Вслед за швейцарцем и англичанином в июне 2002 года с шестой попытки Землю в одиночку облетает американец Стив Фоссетт. И все эти годы я ждал, надеялся, что рано или поздно в нашу воздухоплавательную веру обратится Федор Конюхов. И он устремился ввысь.
Проект, объединяющий людей и государства
- Ты не поверишь, — признался при встрече Федор, — но об одиночном полете вокруг света я задумался еще 23 года назад. В мае 1992 года, находясь в базовом лагере Эвереста, узнал, что за год до этого была совершена успешная экспедиция по перелету через эту высочайшую вершину на воздушном шаре. С того времени вынашивал идею облететь нашу планету. И вот только теперь вместе с командой приступаю к реализации столь глобального проекта. Старт кругосветки запланирован на июнь-июль 2016 года.
Непростые во всех смыслах времена переживает сейчас наша страна. Прославленного путешественника могут упрекнуть: до рекордов ли нам теперь? На сей счет однозначно высказался первый вице-президент Русского географического общества спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров:
- Русское географическое общество всегда поддерживало передовые проекты. Полет Федора Конюхова — это первая российская попытка совершить кругосветный полет на воздушном шаре. В это сложное время российский воздухоплавательный проект демонстрирует отличный пример глобальной кооперации, объединяя лучших специалистов из многих стран: России, Англии, США, Австралии, Голландии, Бельгии.
Прежде чем рассказать о кооперации, замечу: на этот перелет не будет потрачено ни одного рубля бюджетных средств. Все расходы берет на себя инвестиционно-строительная компания «Мортон». Ее президент Александр Ручьев на одной из пресс-конференций не без гордости заявил: — Планируемый перелет на воздушном шаре — это уникальный масштабный проект, который демонстрирует возможности России и русских людей совершать яркие, красивые и смелые победы. А наш проект — это, несомненно, заявка на победу. И это будет наша общая победа, победа всех русских людей. И совершит ее знаменитый русский путешественник Федор Конюхов, который уже многократно доказывал безграничность человеческих возможностей.
Сегодня, когда некоторые западные политики пытаются огородить Россию санкциями и запретами, наши соотечественники, напротив, демонстрируют взаимопонимание и открытость к сотрудничеству. Яркий пример тому — планируемый перелет Федора Конюхова. Команде знаменитого путешественника удалось привлечь к проекту специалистов из многих стран мира. В Англии сейчас изготавливают купол и гондолу воздушного шара. Специалисты проводят сложные компьютерные расчеты: построить летательный аппарат легче воздуха для кругосветного перелета — задача не менее сложная, чем создать тот же самолет. Идем дальше, автопилот для аэростата поставят инженеры из Голландии. Наполнение оболочки будет происходить с помощью опытных консультантов из США и Австралии. Круглосуточную информацию о погоде обеспечат метеорологи Бельгии. Базовый центр управления полетом предоставляет в Австралии известный воздухоплаватель англичанин сэр Ричард Брэнсон.
Homo volaticus- человек летающий
Немного об уникальном воздушном шаре Федора Конюхова. Это специальная двухуровневая конструкция, аэростат типа Розьер. Подъемная сила создается газом легче воздуха (гелием) и подогревом несущего газа. Днем шар будет находиться на заданной высоте за счет солнечного тепла и расширения гелия. В ночное время будут задействованы шесть газовых горелок, находящихся под нижней камерой. Работу горелок обеспечит пропан из 34 стальных баллонов весом по 180 килограммов каждый. Общий объем воздушного шара — 18 000 кубических метров. Высота конструкции — 56 метров. На старте аэростат будет весить около 10 тонн, на финише «похудеет» примерно на 6 тонн.
Гондола аэростата также спроектирована на компьютере. Ее размер невелик, в длину всего около полутора метров. Вес, несмотря на то что для изготовления корпуса используются карбон, кевлар, пенопласт и самое легкое в мире дерево бальза, примерно 100 килограммов. Аэростат получит российскую регистрацию и будет оснащен отечественным оборудованием, в том числе спутниковой системой ГЛОНАСС, солнечными батареями. Планируется использовать гелий российского производства.
Маршрут перелета Федора Конюхова на воздушном шаре
Безусловно, успех задуманной экспедиции зависит не только от конструкции шара, но и прежде всего от пилота. Поэтому Федор Конюхов, можно сказать, «реактивными» темпами осваивает полеты на тепловых и газонаполненных аэростатах. В России его тренирует молодой, но уже опытный пилот — инструктор Иван Меняйло, в Италии — Джованни Аймо, в Германии — Вильгельм Эмерс. В планах — за короткое время налетать в общей сложности более 100 часов.
Кроме двух упомянутых выше успешных кругосветных перелетов на аэростатах, было еще 10 неудачных попыток, включая попытки сэра Ричарда Брэнсона. А потому, как справедливо заметил легендарный воздухоплаватель Дональд Камерон, если Федор сможет совершить кругосветный полет с первой попытки — это будет самый большой рекорд. И еще: за 13 лет с момента рекордного полета Стива Фоссетта технологии, материалы и системы жизнеобеспечения шагнули далеко вперед и Федор Конюхов нацелился обогнуть земной шар быстрее Стива Фоссетта (результат американского воздухоплавателя — 13 дней 8 часов 33 минуты).
По предварительным расчетам максимальная скорость шара будет свыше 300 километров в час. Во время полета Федору придется спать всего 4 часа в сутки, урывками по 30-45 минут. При температуре минус 40 градусов ему придется регулярно покидать закрытую «кают-компанию», проверять и очищать ото льда горелки, переключать баллоны. Все это на высоте 5-10 тысяч метров.
Считается, что первый серьезный научный подход к проблемам освоения человеком «плавания по воздуху» проявил Леонардо да Винчи. Например, он пришел к выводу, что в полете птица находит опору в самом воздухе, «делая эту жидкость (воздух) более густой там, где она летит, нежели там, где она не летит». Так пожелаем же в новом проекте нашего великого путешественника Федору Конюхову найти надежную опору в воздухе. И пусть сбудутся все его планы и мечты!
Николай Тарасенко,
президент Федерации воздухоплавания России в 1998—2001 гг.
Фото из архива Ф.Конюхова
[Справка] Краткая хроника путешествий Федора Конюхова
ПО СУШЕ
1981 г. - пересечение Чукотки на собаках.
2002 г. - организация первой в истории современной России караванной экспедиции на верблюдах «По следам Великого шелкового пути-2002». По территории Калмыкии, Астрахани, Дагестана, Ставропольского края и Волгоградской области. Пройдено 1050 км, караван состоял из 13 верблюдов. Старт — 4 апреля 2002 г., финиш — в Элисте 12 июня 2002г.
ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ
1990-1991 гг. - первое в истории России одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» по маршруту Сидней — Мыс Горн — Экватор — Сидней за 224 дня. Старт — 28 октября 1990 г., финиш — 8 июня 1991г.
2002 г. - первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Установлен мировой рекорд — 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход). Маршрут: Канарские острова — о. Барбадос 3000 миль. Старт — 16 октября 2002г., финиш — 1 декабря 2002г.
ВОСХОЖДЕНИЯ
В рамках программы «Семь вершин мира» Федор Конюхов совершил восхождения:
26 февраля 1992 г. -Эльбрус (Европа);
14 мая 1992г. - Эверест (Азия) совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург);
19 января 1996 г. - массив Винсон (Антарктида);
9 марта 1996 г. - Аконкагуа (Южная Америка);
18 февраля 1997 г. - Килиманджаро (Африка);
17 апреля 1997 г. - пик Косцюшко (Австралия);
26 мая 1997 г. - пик Мак-Кинли (Северная Америка) совместно с Владимиром Яночкиным (Москва).
19 мая 2012 г. в составе российской команды «7 Вершин» Федор Конюхов совершил восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета). Федор Конюхов стал первым священником Русской православной церкви, совершившим восхождение на Эверест.
ПОЛЯРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ
1986 г. - лыжный переход в полярную ночь к полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции газеты «Комсомольская правда». Группа достигла полюса — 27 января 1986 г.
1990 г. - первый в истории России одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990 г. Время в пути — 72 дня.
1995-1996 гг. - первый в истории России одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды -массив Винсон (5140 м). Стартовал с залива Герклес 8 ноября 1995 г., достиг Южного полюса 6 января 1996 г. (за 64 дня).
2007 г. - пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного побережья (поселок Исорток) через ледовый купол до западного побережья (поселок Иллулисат), вдоль полярного круга. Установлен рекорд пересечения Гренландии на этом маршруте — 15 суток и 22 часа.
2013 г. - совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) пересек Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс -Канада (остров Уорт Хант).
Старт — 6 апреля, финиш — 20 мая 2013г.
2013-2014 гг. - тихоокеанский переход на весельной лодке от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время - 160 дней по маршруту Чили (Кон Кон) - Австралия (Мулулуба), преодолел 9400 морских миль (17 408 километров)