В Совфеде обсудили альтернативный способ восстановления судоходства в Нижегородской области

В Совфеде обсудили альтернативный способ восстановления судоходства в Нижегородской области

ФОТО: FREEIMAGES.COM

В Нижегородской области считают целесообразным отказаться от возведения низконапорного гидроузла в районе города Балахны и вместо этого построить третью нитку шлюзов возле Городеца и провести на участке реки протяжённостью около 40 километров дноуглубительные работы. Такой вариант обеспечения судоходства в проблемном месте был предложен в понедельник в ходе совещания Комитета Совета Федерации по экономической политике, посвящённого судоходству на нижнем бьефе Городецких шлюзов на реке Волге.

В соответствии с решениями президиума Госсовета под председательством Президента РФ в регионах должны быть построены гидроузлы, которые позволят решить проблему маловодности на реках России и обеспечить по всей единой глубоководной системе судоходства глубину не менее четырёх метров, пояснил первый зампредседателя комитета Юрий Федоров.

«Потенциал перевозок по внутренним водным путям в настоящее время используется недостаточно активно. У России второе место в мире по протяжённости рек — более 100 тысяч километров. Но всего 1 процент грузов перевозится по рекам. Руководством страны поставлена задача принять оперативные меры по стимулированию речных перевозок. Необходимо «расшивать» все узкие места, которые этому мешают», — сказал сенатор.

Одно из таких узких мест — участок Волги между Нижним Новгородом и Городцом, где глубина составляет 3,6 метра. Чтобы увеличить её до необходимых четырёх метров и обеспечить судоходство в госпрограмме «Развитие транспортной системы» предусмотрели строительство в районе города Балахны низконапорной плотины и сезонного водохранилища стоимостью более 43 миллиардов рублей.

Реализовать проект планировалось до конца 2024 года, но из-за разногласий с местными властями он так пока и не был запущен. Против строительства плотины выступали жители Балахны, которые опасаются, что реализация проекта приведёт к подтоплению больших территорий, на которых расположены в том числе объекты культурного наследия. Кроме того, там расположены скотомогильники, их затопление может привести к экологическим проблемам.

По данным нижегородского правительства, достичь тех же результатов можно значительно дешевле — всего за 7,5 миллиарда рублей за счёт строительства третьей ветки шлюзов параллельно уже существующим гидротехническим объектам в районе Городца, а также дноуглубительных работ на участке реки протяжённостью около 40 километров. Такое экономичное решение, по мнению министра природных ресурсов Нижегородской области Дениса Егорова, не окажет негативного влияния на экологию и не создаст каких-либо проблем для населения.

В свою очередь, директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян не усмотрел в строительстве третьей ветки шлюзов возможности достичь заявленных результатов. По его мнению, дноуглубительные работы придётся проводить на проблемном участке так часто, что они съедят всю экономию. «Мы провели серию расчётов, которые подтвердили, что альтернативные идеи не проходят, так как не обеспечивают нужных глубин», — уточнил учёный.

К тому же, добавил представитель РАН, никто не просчитывал экологический урон от реализации предложенного нижегородцами альтернативного варианта обеспечения судоходства. По его мнению, этот вариант не стоит доводить до проектирования и «выкидывать на ветер государственные деньги», так как всю его несостоятельность можно установить при помощи математических расчётов.

По итогам дискуссии было принято решение продолжить работу над согласованием позиций и выработкой единого проекта с учётом мнения руководства и жителей Нижегородской области.

Просмотров 3815

06.07.2020 17:15