Все о пенсиях в России

два дня назадКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

два дня назадКак узнать размер будущей пенсии

23.04.2024Что потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

В Счётной палате заявили о значительном падении объёма речных грузоперевозок

25.01.2022 11:04

Автор: Наталия Васильева

В Счётной палате заявили о значительном падении объёма речных грузоперевозок
  © pixabay.com

Объёмы речных, транзитных грузоперевозок в России к 2020 году значительно сократились, произошло падение грузооборота, включая заграничное направление. Об этом говорится в отчёте Счётной палаты (СП) по итогам проверки реализации первого этапа Стратегии развития внутреннего водного транспорта.

Стратегия развития внутреннего водного транспорта в России рассчитана до 2030 года. Проверка проводилась в мае-декабре 2021 года и охватывала период реализации Стратегии в 2018-2020 годах и истёкший период 2021 года.

Согласно результатам отчёта, опубликованного на сайте ведомства, в России по итогам реализации первого этапа Стратегии не созданы условия для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на водный и не обеспечена конкурентоспособность водного транспорта.

Волге хотят вернуть статус главного круизного бренда

«В результате к моменту окончания первого этапа Стратегии развития внутреннего водного транспорта (2020 год) объём речных грузоперевозок сократился с 118,6 до 109 миллионов тонн, транзитных грузоперевозок — с 490,7 до 196 тысяч тонн, грузооборот упал с 67,3 до 64,3 миллиарда тонно-километров. Объём грузоперевозок в заграничном направлении упал с 30,5 до 29,5 миллиона тонн», — говорится в отчёте.

Как сообщается на сайте СП, эксплуатируемая сеть внутренних водных путей в России составляет почти 102 тысячи километров и проходит вдоль 60 субъектов страны. При этом на речной транспорт приходится всего около 2% общего грузооборота страны.

Одна из причин низких объёмов речных перевозок — ухудшение качественных параметров внутренних водных путей, в том числе на участках единой глубоководной системы европейской части России, отметил аудитор СП Валерий Богомолов. Для решения этой проблемы планировалось, в частности, построить два гидроузла — Нижегородский на Волге и Багаевский на Дону. Однако эти проекты, по словам аудитора, не были завершены.

Судовладельцев заставят очистить дно от затопленных кораблей

Проект по Нижегородскому гидроузлу не прошёл госэкспертизу, госконтракт на его строительство был расторгнут, а компания-проектировщик признана банкротом. Из потраченных на проектировку гидроузла 1,2 миллиарда рублей 375 миллионов вернули в федеральный бюджет, остальная часть суммы израсходована без достижения результата. По Багаевскому гидроузлу не были выполнены в срок подготовительные работы, что привело к удорожанию проекта почти на 8 миллиардов рублей и переносу срока его реализации. Кроме того, не реализован ряд комплексных проектов реконструкции гидроузлов.

Всё это оказало негативное влияние на объёмы перевозок грузов и грузооборота на внутреннем водном транспорте, развитие туристических круизных перевозок, подчеркнули в Счётной палате. Так, на первом этапе Стратегии планировалось создать на условиях государственного частного партнёрства два терминала, соединяющих сети железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, и шесть контейнерных линий. Эти планы также остались не реализованы.

Есть проблемы и с достижением ещё одной ключевой цели документа — повышением безопасности внутреннего водного транспорта. Об этом свидетельствуют результаты реализации федеральной целевой программы «ГЛОНАСС». «Приобретённое оборудование общей стоимостью 285,6 млн рублей, позволяющее повысить уровень безопасности судоходства, не используется. На часть оборудования уже истёк срок гарантийного хранения. Агентству (Росморречфлоту. — Прим. ред.) нужно срочно принимать меры», — процитировали Богомолова в СП.

Читайте также:

• Движение судов во время массовых мероприятий предлагают ограничивать

Счётная палата также указала на низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований, направляемых на развитие внутреннего водного транспорта. Росморречфлот перечислил ряду администраций бассейнов внутренних водных путей на 3,1 миллиарда рублей больше установленной нормативами суммы, однако это не привело к повышению пропускной способности закреплённых за этими администрациями водных участков, добавил аудитор СП.

Пересмотреть, по мнению Счётной палаты, нужно и Программу лизинга морских и речных судов: она не адаптирована к перевозкам в районах Крайнего Севера, где срок навигации длится не более четырёх месяцев. За такой короткий период судоходные компании не могут выплатить лизинговый кредит.