В поисках «запретного» пролива
200 лет назад родился знаменитый российский адмирал, исследователь Дальнего Востока Геннадий Иванович Невельской
Общероссийское движение поддержки флота уже обратилось в Правительство РФ с предложением создать международный центр исследований имени адмирала Невельского…
Первый офицерский чин он получил в пору, когда неведомых просторов в морях и океанах осталось маловато. Неоткрытые земли могли отыскаться с гарантией в основном в полярных просторах. Но в скованных стужами полярных областях рассчитывать на оглушительный для общества сюрприз было слишком опрометчиво. Пора интереса к секретам и богатствам белого безмолвия могла наступить очень и очень нескоро. Лавровый венок первооткрывателя и золото адмиральских эполет сулили только просторы Дальнего Востока и прежде всего Амур.
Сейчас трудно представить, что еще в первой половине XIX века даже знаменитейшие географические умы всерьез могли полагать, что великая река так и не смогла пробить себе доступный для морских судов выход за пределы материка, и устье ее затерялось в песках. Амурская загадка тесно сочеталась с убежденностью, что Сахалин соединен с Евразией каким-либо перешейком — пусть не столь величественным, как приютившие впоследствии с десяток микро-государств земли между двумя Америками, так хотя бы «осушкой», обнажающейся в отливные часы полоской вязкой суши. А если так, то нет никакого смысла исследовать и присоединять земли в низовьях Амура.
Тогдашний канцлер и министр иностранных дел Российской империи Карл Нессельроде и слышать не хотел о важности Приамурья. Интересы главы МИДа полностью были связаны с Европой. От Дальнего Востока он предпочитал отмахиваться, не считая необходимым использовать перспективные для России положения Нерчинского трактата, заключенного с Поднебесной империей еще в XVII веке. Но если Амур изолирован от Мирового океана, а Сахалин полуостров, то получалось, будто на эти территории проще всего махнуть рукой или гусиным пером. До этого, правда, дело не дошло, но подталкивать императора Николая I к убеждению в ненужности Амура Нессельроде мог мастерски…
Проблемой этой интересовалась еще Екатерина II. Прозорливая императрица в 1775 году повелела отправить из Удского острога партию казаков на реку Амгунь и «основать на этой реке поселение сколь возможно ближе к реке Амуру, с тем, чтобы из этого пункта производить исследование устья реки и разведать, в какой степени оно доступно для мореходных судов. Вместе с тем, императрица повелела, в случае если окажется, что мореходные суда могут входить в реку, занять ее устье».
Экспедиция не состоялась, споры географов шли своим чередом, а загадка оставалась, приобретая все более и более категоричные формы. Занятные доказательства заблуждений предшественников Невельского мне посчастливилось встретить в записках начальника первой русской кругосветной экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна. Заказав их в библиотеке МГУ ради вдруг понадобившейся цитаты, я обнаружил нечаянно на полях пометки другого знаменитого мореплавателя Василия Михайловича Головнина по тому же самому поводу.
В Китае Крузенштерн обзавелся книгой английского капитана Броутона, которая перед отплытием экспедиции из Санкт-Петербурга… еще не вышла из печати. Броутон несколькими годами ранее пытался найти гипотетический тогда пролив между Сахалином и Евразией. Тем же занимался и Крузенштерн, так что броутоновы записки подоспели вовремя.
Козырной картой противников существования пролива были наблюдения Лаперуза, безуспешно искавшего тот же проход, надеясь побыстрее достичь Камчатки. Лаперуз вел свои фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» на север, пока позволяла глубина, и на 51-й параллели решил в конце концов, что находится в заливе, не имеющем выхода в Охотское море. На берегу французы пытались мимикой, жестами и рисунками объясниться с аборигенами. Один из островитян провел некую черту «чрез означение пролива и дал уразуметь чрез это, что Сахалин соединяется с Татариею (Евразией — О.Д.) узким перешейком», — пересказывал Крузенштерн впечатления французов. Это «свидетельство» вкупе с уменьшением глубины и отсутствием течения склонило Лаперуза к убеждению, что впереди его ждет твердь земная в виде песчаного перешейка.
Ошибка как самого Лаперуза, так и его спутников была в том, что они буквально переносили свои знания о картах на понимание схем или чертежей сахалинскими аборигенами, которые о европейском воспроизведении на бумаге или песке очертаний берегов представления не имели. Вот что писал по этому поводу сам Геннадий Невельской: «В 1852 году, когда мы более или менее ознакомились с языком населения Приамурского края и имели переводчиков, то узнали, что они, чтобы показать о существовании между двумя берегами пролива, проводят между ними черту, которая, по их понятиям, означает путь, то есть что можно проплыть на лодке. Точно так же воду означали черточками, то есть что по ней можно плыть на лодках во все стороны»…
Плененный авторитетом Лаперуза Крузенштерн из полученной в Китае книги выяснил к тому же, что Броутон прошел на восемь миль дальше французов и тоже счел, что угодил в предел «великого залива Татарии». Наблюдения самого Крузенштерна вполне совпали с данными предшественников. Осторожный Иван Федорович все же избежал категоричности и предположил, что Сахалин был некогда островом, но с течением времени пески, приносимые Амуром, соединили его с континентом. О сомнениях капитана «Надежды» говорит хотя бы то, что, оценивая итоги опаснейшего плавания в неведомых водах у Сахалина, он отозвался о своей задаче, что она выполнена «счастливо, но несовершенно»! Зато Головнин оказался в суждениях куда резче, приписав тут же карандашом, что «река Амур никогда ни для кого не может быть полезна как морская пристань».
Что ж, от неверных суждений даже знаменитости не застрахованы. Все они угодили в западню одной и той же ошибки, причем ни одному из них не довелось узнать о своей неправоте. Лаперуз сгинул в Тихом океане, и следы его отыскались лишь в третьем десятилетии XIX века. Броутона не стало в 1821 году. Головнин умер от холеры летом 1831 года, а Крузенштерн ушел из жизни всего за два года до первого плавания Геннадия Невельского, который все же провел свой транспорт «Байкал» неведомым для предшественников проливом в 1849 году и удостоился таким образом высшей чести для любого моряка, оставив свое имя на карте.
Отмечу при том, что Невельской учился в Морском корпусе в пору директорства там Крузенштерна, и тот собственноручно подписал распоряжение о зачислении Невельского в кадеты. Он же рекомендовал Невельского в офицерский класс. После выпуска Невельской бывал и на еженедельных чаепитиях у заслуженного адмирала, где нередко речь шла о кругосветке Ивана Федоровича. Мне не раз доводилось беседовать с видным историком Русской Америки, биографом Невельского Александром Ивановичем Алексеевым, который прямо сказал мне, что Крузенштерн на этих посиделках с участием лучших тогдашних мореплавателей не раз говаривал, что Сахалинская и Амурская проблемы не решены…
Доживи Иван Федорович до возвращения Невельского после триумфального плаванья на транспорте «Байкал», и он вполне мог бы пойти по стопам Василия Жуковского, подарившего Александру Пушкину портрет с надписью «Победившему ученику от побежденного учителя»!
Но до этого еще далеко. Пока что Невельской — удачливый выпускник и подающий надежды офицер. Среди его соучеников по Морскому кадетскому корпусу сам брат наследника престола великий князь Константин. В одном из плаваний Геннадий Иванович оказывается даже в подчиненных одного из ближайших к нынешнему и будущему императорам людей, а к тому же и с будущим генерал-адмиралом всего Российского флота. У Невельского опыта побольше, и по одной из версий он, по сути дела, был в то время наставником высокородного коллеги. От Александра Алексеева я слышал даже, что во время одного из плаваний на Балтике Невельской спас своего вельможного друга от верной гибели. Недаром же Невельской переписывался с Константином до последних лет жизни.
Словом, с такими знакомствами не пропадешь и в Петербурге, а он (возможно, что и не без содействия Константина) добивается назначения капитаном транспорта «Байкал», который должен отправиться на Камчатку с припасами. Впереди кругосветное путешествие по морям, океанам и… суше, так как предполагалось, что Невельскому следовало сдать корабль в Охотске и вернуться домой посуху. Но до этого он в тайне от начальства намерен рискнуть и заняться поисками пролива, в который истово верит.
Риск, конечно, благородное дело, но нарушение предписаний грозит разжалованием. Чтобы успеть осуществить задуманное, Невельскому нужно как можно раньше выйти из Кронштадта, оставить грузы на Камчатке и успеть к Сахалину до осенних штормов. Однако парусник еще не спущен на воду, и для ускорения работ Невельской ищет и находит то, что теперь именуют человеческим контактом с корабельщиками. Дальше труднее: официально его рейс чисто грузовой, а припасы, которые следует доставить на Камчатку, в немалой мере, если не в основном, состоят из откровенного гнилья. И Геннадий Иванович требует права принимать уже упакованные и запломбированные грузы и проверять их, выборочно вскрывая бочки и тюки. Ни о чем подобном раньше в Кронштадте не слыхивали, но он добивается своего через управляющего Морским министерством князя Меншикова и тот же Меншиков дозволяет ему после выполнения задачи все же заняться исследованием запретных вод. Наконец, Невельской знакомит со своими планами недавно назначенного генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, которому дерзкие идеи, тем более, открывающие новые пути для карьерных высот, приходятся по душе.
Памятник адмиралу Г.И. Невельскому во Владивостоке |
На Камчатку Невельской примчал парусник за 8 месяцев и 23 дня, установив рекорд для этого класса кораблей. Правда, шлюп «Камчатка» под командованием Василия Головнина прошел тот же маршрут на 15 дней быстрее, но этот парусник в четыре раза превосходил «Байкал» по водоизмещению и был куда быстроходней. Теперь пришло время главного дела жизни Невельского, плодами которого наша страна пользуется по сей день. Об условиях этих блужданий по неведомым путям Амурского лимана и Татарского пролива лучше самого Невельского не скажешь:
«Встреченные при этом неправильные и быстрые течения, лабиринты мелей, банок и обсыхающих лайд и, наконец, постоянно противные свежие ветры, разводившие сулои и толчеи на более или менее глубоких между банками заводях, в которые неоднократно попадал транспорт и часто становился на мель, делали эту работу на парусном судне, не имевшем даже паровой шлюпки, тягостной, утомительной и опасной, так что транспорт и шлюпки весьма часто находились в самом критическом положении… Много надобно было энергии, чтобы при таких обстоятельствах твердо идти к предположенной цели».
Бывали и казусы. Через много лет Невельской напишет, что «для промера были отправлены на шестивесельном баркасе лейтенант Гревенс, на четырехвесельном — мичман Гроте, а на вельботе — мичман Гейсмар. На транспорте оставалось всего 10 человек команды. Ветер мгновенно засвежел, баркас выбросило на лайду, а вельбот — на отмель сахалинского берега… Люди из вельбота едва спаслись на берег и, разложив огонь, сушили свое платье, когда толпа гиляков, пользуясь тем, что после утомления наши уснули, утащила платье, так что Гейсмар с людьми на другой день явились в одних рубашках».
Приключений в любом случае хватало. Причем присказка о том, что победителей не судят, вполне могла бы в этом случае и не сработать. Известный русский генетик Николай Тимофеев-Ресовский приходившийся Геннадию Ивановичу дальним родственником по отцовской линии, вспоминал о знаменитом предке: «Тогда в Петербурге правительство состояло преимущественно из балтийских немцев… и Нессельроде (Кисельвроде, как его называли солдаты) или кто-то из тогдашних министров иностранных дел, тоже какой-то немец, значит, страшно боялись конфликтов с какой-нибудь державой. Он же (Невельской) Амур взял… и вдоль Сахалина прошел. Николаевск-на-Амуре основал. И пока он плавал, его жена там управлялась. Она, собственно, и командовала в Николаевске и вообще была замечательная баба…
Так вот, значит, эти немцы поспешили и за спиной Николая I Невельского все-таки из капитана второго ранга в матросы расстригли. Это Николаю не понравилось. И, по семейной легенде, дальше произошло следующее. Вполне вероятно, это и документально известно, потому что он был не только реабилитирован, но и повышен в чине. Как будто бы Николай вызвал его к себе во дворец, вышел на крыльцо и сказал: «Матрос Невельской, следуй за мной». Он, значит, навытяжку, как полагается матросу, отрапортовал: «Ваше императорское величество… » Они проследовали в переднюю: «Боцман Невельской, следуй за мной». И так по всем комнатам провел его в свой кабинет. И в кабинете приветствовал капитаном первого ранга».
Семейные легенды тем и занятны, что реальные события в них поэтизируются и гипертрофируются. Что касается подвигов Невельского и сподвижников его, то Тимофеев-Ресовский совершенно прав. Разжалование тоже казалось вполне реальным. Но, как гласит статья в «Военной энциклопедии», вышедшей сто лет назад, «получив от Н.Н. Муравьева донесение. Государь назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим», наградил его орденом Владимира 4 ст. и на докладе Особого Комитета положил свою знаменитую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
Но нет и дыма без огня. Все офицеры самодеятельной, по сути дела, экспедиции на «Байкале», кроме повышений в чинах, получили право на пенсии и немалые денежные награды. Заметные премии достались и матросам. Невельской же, хотя и стал после своего подвига капитаном второго ранга, этих привилегий был лишен. Правда, деяния его были слишком очевидны, поэтому он и выслушал из уст князя Меншикова странный, на первый взгляд, совет — не спешить с пошивом нового мундира. Трудно сказать, уловил ли Невельской смысл фразы не последнего в высших кругах империи лица или понял напутственную иронию лишь позднее. А суть была в том, что по тогдашним законам отправлявшийся «на Камчатку», автоматически возводился в следующий чин. Поскольку Невельской после своей кругосветки вновь отправился на Дальний Восток, то за очередными эполетами дело не стало.
По дороге к новым открытиям, тяготам и, в конце концов, к прижизненной славе и благодарной памяти потомков в Иркутске он обрел и семейное счастие с Екатериной Ивановной Ельчаниновой, которую Тимофеев-Ресовский назвал с родственной фамильярностью «замечательной бабой». Женщиной она, судя по воспоминаниям, была воистину необыкновенной. «Смолянка» — выпускница института благородных девиц — вместе с мужем одолела более тысячи верст воистину адской дороги до основанного Невельским поселения, испытав приключения, достойные не одной дюжины серий современного телесериала. Не особо склонный к похвалам Антон Павлович Чехов в своей книге о Сахалине написал, что она перенесла «все лишения геройски». Среди них потеря дочери, здоровья мужа и собственного здоровья, а плюс к тому голодные зимы, кораблекрушение, заботы о близких по тяготам службы и о коренных обитателях этих краев. Чего стоил эпизод, когда она категорически отказывалась покидать тонущий барк, говоря, что оставит борт лишь тогда, когда ни одной женщины и ребенка не останется на судне. Увы, такие героини у наших режиссеров и продюсеров не в моде. Но это уже другая тема…
У Чехова можно найти такую характеристику Невельского: «Это был энергетический, горячего темперамента человек, образованный, самоотверженный, гуманный, до мозга костей проникнутый идеей и преданный фанатически, чистый нравственно». Такие и побеждают.