В новом учебном году жизнь школьников упростят
Их избавят от избыточных контрольных работ
Школьным учителям запретили злоупотреблять контрольными работами. Назначать их по своему усмотрению они теперь не смогут. Максимальное время на них в учебном году будет одинаковым для всех — не больше десяти процентов учебных часов, отпущенных на изучение предмета. А продолжительность контрольной установили от одного до двух уроков по 45 минут каждый. Эти новшества закрепили в приказе Минпросвещения, который начнет действовать 1 сентября 2025 года. Зачем это нужно, «Парламентской газете» рассказали эксперты.
Не дольше двух
Основная цель изменений — оптимизировать учебную нагрузку на детей с учетом санитарно-эпидемиологических норм, избегать вреда физическому и психическому здоровью. Это закреплено приказом Минпросвещения от 9 октября 2024 года № 704, который вступит в силу в первый день осени.
В документе впервые зафиксировали, что контрольные работы — это вид письменной проверки результатов обучения для оценки предметных или метапредметных достижений. Закрепили, что их проводят в течение одного или двух уроков, каждый из которых не дольше 45 минут.
При этом практические работы, например лабораторные и интерактивные, не относящиеся к формам контроля, возможны только на протяжении одного урока — те же 45 минут.
Без ущерба качеству
Особое внимание уделили лимиту на оценочные процедуры — не больше десяти процентов от общего времени на изучение каждого предмета за учебный год.
«Введение четкого определения термина «контрольная работа» и установление ограничений на их продолжительность направлено на унификацию подходов к оценке знаний учащихся, — сказала „Парламентской газете“ заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. — Отсутствие нормативного регулирования приводило к значительным расхождениям в практике: в некоторых школах контрольные занимали до 25 процентов учебных часов».
Теперь же будет более равномерное распределение времени между изучением нового материала и проверкой знаний. Уровень образования при этом не должен снизиться, поскольку ключевое значение имеет не количество контрольных, а их качество и соответствие образовательным программам, уверена сенатор. При этом обязательное включение контрольных в учебное планирование повысит прозрачность оценки. И хотя потребует от школ адаптации, в долгосрочной перспективе поможет более эффективной организации учебы.
«Все это призвано снизить избыточную учебную нагрузку, повысить эффективность образования, унифицировать подходы к анализу качества обучения в рамках укрепления единого образовательного пространства страны, — сказал »Парламентской газете» заместитель директора по научной работе Института развития, здоровья и адаптации ребенка доктор педагогических наук Александр Володин. — Поэтому общеобразовательным организациям предстоит пересмотреть календарно-тематическое планирование и соблюдать десятипроцентный лимит на оценочные процедуры».
Стимул для поиска
Польза будет и для педагогов, считает учитель начальных классов Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов Нефтекамска Зимфира Юсупова.
«Ограничение выполнения контрольных работ одним или двумя уроками позволит более четко планировать учебный процесс и оценивать знания в оптимальные сроки, — объяснила она «Парламентской газете». — Это также поможет школьникам научиться эффективно управлять своим временем и концентрироваться на задачах, что, безусловно, пригодится им в будущем».
Новые правила могут стать стимулом для педагогов к поиску более эффективных и интересных методов обучения, уточнила Юсупова. «Вместо того чтобы просто натаскивать учеников к контрольным, учителя будут мотивированы развивать у них навыки самостоятельного мышления, анализа и применения знаний на практике», — подчеркнула она.
Успеть на пике
Проводить контрольные, проверочные и диагностические работы рекомендуется в периоды наиболее высокой умственной работоспособности — на втором — четвертом уроках в середине учебной недели. Нежелательно — после физкультуры.
«Это диктуют методические рекомендации МР 2.4.0331-23 по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях, утвержденные Роспотребнадзором 10 ноября 2023 года», — напомнил Александр Володин.
Такие же требования содержит постановление Главного государственного санитарного врача от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В частности, учебные заведения должны обеспечивать сохранение здоровья и безопасность детей, учитывать динамику их умственной работоспособности, возрастные и индивидуальные особенности, грамотно составлять расписание уроков, чтобы снизить переутомляемость.
Читайте также:
• В Роскачестве рассказали, как выбрать школьную форму и принадлежности
Ещё материалы: Людмила Скаковская




