День Победы в Великой Отечественной войне

14:41На бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

14:32Депутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

12:25Депутат рассказала, как в этом году проходит «Бессмертный полк»

В недобрый путь

Безопасность дорожного движения зависит не только от безответственных водителей, но и от скверного состояния российских дорог

25.01.2015 15:56

В недобрый путь
 

Приехав после автомобильной поездки из Санкт-Петербурга в Москву, первым делом для освежения памяти бросился к книжной полке. Что там писал русский писатель и мыслитель Радищев в своей знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» о главной дороге России? Хотя журналистский порыв, признаюсь, не отличался оригинальностью (только ленивый не проводил ранее подобные аналогии), все же хотелось лично сравнить еще живые впечатления с тем, что увидел Александр Николаевич на закате эпохи Просвещения. И что теперь? Почему дорога из Северной столицы в Первопрестольную, получившая прозаическое название М-10, считается самой опасной из федеральных трасс России и в рейтинге российских автодорог занимает предпоследнее место?

Обло и стозевно

«Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою»…

«Целых шесть дней тащился я по несносной дороге» — это строки уже другого Александра, знаменитого тезки Радищева — Александра Пушкина, спустя более трех десятилетий после радищевского вояжа отправившегося по проторенному маршруту.

Мотив русской дороги в писательском творчестве во все времена был самым распространенным, но если за рубежом подобный литературный прием прежде всего служил раскрытию образа человека, пытающегося в движении познать смысл бытия и проч., то наши классики к этой теме частенько подходили чисто утилитарно. Гоголь, Некрасов, Белинский, Тургенев — не было на просторах Отечества ни одного писателя, который не проехался бы насчет «дорог и дураков». Ямы, ямины, колдобины, выемки, щербины, рытвины, ухабы, выбоины… Такого богатства синонимов не встретите ни в одном языке мира. Что так? Почему мы, заведя речь о дорогах, обязательно избито свернем на дураков? В общем, как гласит эпиграф к книге Радищева, «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»…

Заманчиво всякий раз обращаться к литературным и историческим параллелям, но не хотелось бы вести речь исключительно о недальновидности властей, не придающих дорожной инфраструктуре первостепенного внимания, об отсутствии хороших дорог и неудовлетворительном качестве отечественных автотрасс. Только сейчас главную «столбовую дорогу» государства российского начинают приводить в порядок. Обещают окончательно по
строить к 2018 году. Впрочем, и в настоящее время «кое где у нас порой» трасса отбойники, четкие разделительные линии, две односторонние полосы, ночное освещение. Уже не надо заезжать в Вышний Волочек и торчать в пробках вместе с автофургонами по два-три часа. Построена современная объездная дорога. Однако вот беда. Похоже, за удовольствие проехаться по полностью соответствующей мировым стандартам автомагистрали придется в прямом смысле расплачиваться. Деньги, кстати, немалые. От двух до четырех рублей за километр пути — и это не предел. Семьсот километров до Питера, стало быть, обойдутся гражданам в несколько тысяч рублей.

Опасный тракт

Пока же машины продолжают томиться в пробках в местах строительства. Трасса по-прежнему перегружена грузовым автотранспортом. Как и ранее, она разрезает надвое многочисленные населенные пункты. Не выходит за рамки обычной однопутки. Местами автомобиль едет как по стиральной доске, как по радищевским «бревешкам». Словом, безопасность дорожного движения, которая напрямую зависит от качества дорожного полотна, как и прежде, оставляет желать лучшего. Как носила трасса М-10 имя одной из самых опасных федеральных автодорог России, так и продолжает ее носить.

Наши соотечественники уже давно поняли, что к чему. Кто виноват и что делать. По одному из последних опросов ВЦИОМ, число тех, кто считает, что нарушения происходят из-за недостаточно жестких санкций в отношении водителей, и тех, кто указывает на неэффективную организацию движения, разделилось примерно поровну (20 процентов против 18). В основном готовы рвать и метать молнии в адрес водителей граждане-пешеходы, те, кто терпеть не может человека за рулем. Правда, до той поры, пока сам за него не сядет.

Нет дня, чтобы на трассе М-10 кто либо не погиб или не получил серьезную травму. Так, совсем недавно, в середине января, на 331-м километре в Бологовском районе вечером в результате столкновения лоб в лоб погибли три человека — две 16-летние девушки и 26-летняя женщина. Грузовой автомобиль, задев прицепом обочину, завалился, вылетел на полосу встречного движения, где столкнулся с пассажирским рейсовым автобусом. Вряд ли такая страшная авария случилась бы, если бы трасса была освещена и края дороги были обозначены светящимися ограничителями, как это делается во всей Европе.

Если в отношении водителей-нарушителей столь резко ужесточаются наказания, то следовало бы применить аналогичные санкции и к дорожным службам, и к их руководителям, а также к главам регионов. Что мешает отловить взятколюбивых гаишников. «Ну, как в суд пойдем, на полгода лишимся прав?» — грозно спросил меня на тверском участке пути дежурный страж дорожного порядка. Каюсь, задел сплошную линию, когда по завершении обгона пытался вклиниться на реверсной полосе в сплошной поток фур, дабы не выехать на «встречку». Кто же хочет идти в суд, платить бешеные штрафы или лишаться водительских прав?

После этого, понуро плетясь в хвосте тяжело нагруженных машин, которые можно обогнать по второй полосе, занимающей в одну сторону всего 700 метров, только с риском для жизни, начинаешь постигать сермяжную правду про «дороги и дураков». Дураки-то, оказывается, исключительно те, кто сидят за рулем автомобиля. Это они, получается, кругом виноваты в авариях и прочих ДТП, а дорожники, проектировщики, местная власть, сотрудники ГИБДД вроде бы и ни при чем…

Между тем статистика ДТП в нашей стране выглядит удручающей. Читая страшные цифры, рука невольно потянется «к пистолету», дабы наказать автомобилистов — а кого еще? Ежегодно в России гибнут более 27 тысяч человек. Свыше 250 тысяч получают травмы. Эти данные практически не снижаются в течение трех последних лет. Согласно исследованиям Вceмирнoй оргaнизaции здрaвoоxрaнeния, в мире в автокатастрофах и авариях ежегодно гибнет около 1,2 миллиона чeлoвeк. До 90 процентов жeртв приxoдитcя нa бeдныe cтрaны, то есть смерть чаще поджидает людей там, где слабо развита дорожная инфраструктура.

М-10: дорога из Петербурга в Москву

Штраф штрафом погоняет

Как же борются российские власти с растущей смертностью на дорогах? В основном за счет повышения штрафов и всевозможных наказаний. В них видят панацею от всех дорожных бед. Карательный уклон нынче в моде. Во властных верхах бытует твердое убеждение, что с помощью палки можно заставить водителей четко соблюдать правила дорожного движения. Сурово штрафовать нынче собираются даже за то, что автомобили обрызгали грязью пешеходов на обочине. В Омске, к примеру, местные законодатели уже одобрили соответствующие поправки. Теперь с нарушителей станут взимать пятьсот рублей штрафа не только за то, что машина облила грязью пешехода, стоявшего на тротуаре или остановке общественного транспорта, но и за обрызгивание людей, находящихся просто на обочинах, пешеходных дорожках и велодорожках.

Вне сомнений, надо наказывать водителей-наглецов рублем, отучать поливать людей грязью, но не лучше ли сначала привести в порядок канализационные стоки, заасфальтировать ямы и выбоины, в которых скапливается вода, регулярно мыть и чистить городские улицы?

Штрафы вообще сыплются как из рога изобилия. С 15 ноября прошлого года водителей, изменивших внешний вид автомобильных знаков, стали штрафовать на пять тысяч рублей либо лишать прав на три месяца. Злостных неплательщиков штрафов будут штрафовать или привлекать к обязательным работам. Вот если бы такую же суровую ответственность понесли и те должностные лица, которые не могут отладить систему мониторинга оплаченных штрафов, из-за чего давно оплаченные счета частенько продолжают висеть в Интернете на ведомственной «доске почета», цены бы этим новациям не было. Многим водителям, особенно тем, кто не сохранил квитанцию об оплате, нередко приходится дважды платить, лишь бы не быть втянутым в бюрократическую карусель судебных разбирательств.

Мало аргументированным выглядит и решение о запрете допуска к экзаменам после самостоятельной подготовки. Многие «индивидуалы» сдают правила движения гораздо лучше тех, кого натаскивают в автошколах.

Виноват по определению

В портфеле Госдумы лежит законо­проект, добавляющий головной боли вконец запуганным водителям. По не­му участники ДТП должны будут про­ходить обязательный платный курс повышения водительского мастер­ства — в дополнение к уплате штрафа или профилактической беседе с сотрудником ГИБДД. Так что у послед­них работников появляются новые каналы взимания мзды. От них будет зависеть, отправлять гражданина в ав­тошколу на платные курсы, которые наверняка дешевыми не будут, или нет. Ведь, как обещается, уклонение от обучения водителя будет караться лишением прав «до момента прохож­дения данного курса».

Человек за рулем сегодня превра­тился в главного обвиняемого во всех проблемах, связанных с безопасно­стью дорожного движения в стране. С него дерут огромные штрафы, его подкарауливают работники ГИБДД. Его априори считают виновником всех автопроисшествий.

Как известно, авария аварии рознь. Многие случаются не потому, что нехватило навыков вождения или по причине лихачества и неосторожности, а из-за дорожного покрытия, бестолко­во нанесенной разметки, из-за ямы по пути следования, плохого освещения — массы сопутствующих обстоятельств. Скажем, если кто-то въехал в задний бампер резко остановившегося авто­мобиля, то это далеко не всегда озна­чает, что виновник плохо знал прави­ла дорожного движения, не соблюдал дистанцию и т.п. У одного шипованная резина, у другого — зимние шины. Го­лолед, непосыпанная дорога, внезапно перебегающий в неположенном месте пешеход, сломавшийся светофор — да мало ли что может произойти во вре­мя движения? Неужели кто-то всерьез полагает, что только высокие штрафы помогут значительно поднять уровень водительского мастерства граждан и в конечном счете сократить количество ДТП на дорогах?

Теперь вот законодатели собирают­ся увеличивать в разы штраф за езду на транспортном средстве, которое за­грязняет окружающую среду или из­дает слишком сильный шум. Было 500 рублей, теперь предлагается за несоответствие техрегламента о выбросах вредных веществ поднять штрафную планку до 3000 рублей. А за повтор­ное нарушение — до 5000. Вроде бы на первый взгляд видится забота о здо­ровье человека и охране окружающей среды, а по сути, как говорил один из классиков, издевательство. Как заме­рять этот уровень в автомобильном потоке, где едут рядышком осторож­ный пенсионер в бюджетном автомо­бильчике и шофер грузовика? В пери­од техосмотра — возможно. Но и здесь как быть? Прикажете штрафовать во­дителя шумного авто, приехавшего на техосмотр?

Примерно вдвое выросли штрафы за отказ пропустить пешехода — до полутора тысяч рублей. Наказание за проезд на красный свет осталось прежним, но зато прибавились штра­фы при рецидиве в течение одного года — до пяти тысяч рублей плюс лишение прав на полгода. История с нулевым промилле вообще интригу­ющая. Сначала содержание алкоголя в крови у водителя даже в мизерном количестве посчитали недопустимым, затем, учитывая возможную погреш­ность алкотестера (выпитый кефир или квас), допустимую дозу повысили до 0,16 промилле.

Никто не снимает ответственности водителей за нарушение ПДД. Низ­кий уровень культуры участников дорожного движения, независимо от их социального статуса, как дружно отмечают граждане, опрошенные в ходе последних социологических ис­следований, является одним из клю­чевых факторов нарушения правил дорожного движения. Но водители в большинстве своем, признаем, сегод­ня стали вести себя за рулем гораздо «культурнее». И вряд ли это результат ужесточения штрафных санкций. Как правило, водитель стремится избегать аварийных ситуаций не потому, что придется серьезно раскошеливаться, а потому (среди прочих факторов), что наказание последует неотвратимо. Определяющим моментом будет вовсе не огромная сумма штрафа, а прежде всего неизбежность наказания.

Нарушители поневоле

Плохие дороги стали причиной трети дорожно-транспортных происшествий в России в период с января по август прошлого года. Согласно отчету, раз­мещенному на официальном сайте ГИБДД, всего за это время в стране произошло 126 тысяч ДТП. Из них 36,3 тысячи, то есть почти тридцать про­центов всех аварий, произошли из-за «неудовлетворительного состояния улиц и дорог». На региональном уров­не эти цифры еще выше. По словам первого заместителя Председателя Комитета по конституционному за­конодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, до трети всех ДТП в стране происходит только из-за плохого дорожного покрытия.

Основные автоаварии с летальным исходом происходят, как утверждают независимые эксперты, не из-за того, что, допустим, кто-то был пьян. По этой причине случается менее чем один процент смертей на дорогах. Главная причина — это дороги без раз­делительной бетонной или зеленой полосы. Это дороги без ночного ос­вещения. Это дороги без боковых за­граждений и без светящихся в темно­те знаков на обочинах. Кстати, штраф за езду по обочинам составляет нынче 1,5 тысячи рублей. Знать бы еще, где в кромешной темноте находится эта обочина, цены бы этому «кнуту» не было. Это однополосное движение и постоянные обгоны многотонных фур. Это ямы и рытвины. Это пешеходные переходы, которые совершенно не ос­вещены ночью, и каждый водитель, как это происходит на европейской, казалось бы, автомагистрали М-1, уви­дев их в последний момент, с замира­нием сердца пролетает мимо этих «зебр», уповая на счастливый случай.

Группа депутатов Госдумы уже готовит поправки к Кодексу об ад­министративных правонарушениях, согласно которым водители не будут платить штраф, если нарушение ПДД вызвано плохим состоянием дорог. Водителей могут освободить от штра­фов за нарушения правил дорожного движения, которые были совершены не по их вине, а из-за плохой рабо­ты коммунальных служб (дорожные ямы и неровности, открытые люки и тому подобное). По мнению одного из инициаторов поправок, первого заме­стителя Председателя Комитета ГД по конституционному законодательству Александра Агеева, сейчас водители платят дважды: транспортный налог, взимаемый с них, в том числе на под­держание дорог в хорошем состоянии, и штрафы за правонарушения, спро­воцированные плохим состоянием до­рог. Ранее Генпрокуратура проводила проверку российских дорог и пришла к выводу, что более половины феде­ральных автодорог и большинство дорог регионального и местного зна­чения не соответствуют нормативным требованиям.

Очевидно, что систему бесконечного повышения штрафов надо пересматривать. Штрафы должны платить не только рядовые водители, но и те представители государственных структур, кто отвечает за безопасность дорожного движения: от дорожников до работников ДПС, если они не обеспечили эту безопасность. Ужесточение меры наказания, как показывает жизнь, не играет решающей роли в снижении уровня аварийности на дорогах и уровня смертности. Нужно дороги хорошие и безопасные строить.

Николай Лашкевич
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3935