В лесу ль родилась ёлочка?

Не будем отягощать эти короткие предновогодние заметки воспоминаниями о языческих корнях «ёлочной» традиции, поскольку установленное беспристрастной наукой содержание витамина С в хвое ели всё полностью объясняет — оно во много раз превосходит лимонные кондиции и исправно спасало народы в течение веков и тысячелетий от цинги и других страшных болезней и недомоганий.

В Cредние века эта оздоровительная традиция окрасилась в религиозные цвета. Пионером выступила Германия, а затем к ней присоединились другие европейские страны. На рубеже XVII-XVIII веков европейские обычаи оказали колоссальное воздействие на устои размеренной патриархальной русской жизни. Новогоднюю ёлку привёз в сказочно богатую этим великолепным деревом Россию Пётр Великий. Но это частное нововведение явно не соответствовало масштабу его личности. Поэтому в том же 1699 году вышел царский указ о введении нового календаря. Новый год теперь начинался не в сентябре, как было много веков, а с января 1700 года, в преддверии православного Рождества. Новое появлялось во многих сферах: европейское платье, парики, бритые подбородки, горький и невкусный напиток «кофий» и тому подобное.

Здесь стоит сказать и ещё об одной традиции, привезённой Петром из дальних странствий. Царь с детских лет любил стрельбу и фейерверки. Видимо, эта страсть зародилась в ранней юности, когда на Плещеевом озере по его приказам нещадно палили пушки мелких ладей в потешных сражениях. Не для всех это была потеха — в одном из таких «сражений» было «убито пыжами с пятьдесят персон».

Посетив Европу под скромным псевдонимом Михайлов, Пётр вернулся и утвердил в России не только рождественскую ель, но и праздничные фейерверки. Празднества в столице имели огромный размах, правда, в глубинке российской народ предпочитал отмечать в новогодний вечер память Василия Кесарийского.

После Петра блеск и грохот фейерверков быстро стали гораздо менее выразительными. Да и сама праздничная ёлочка подувяла и поскромнела. Новый всплеск рождественских елочных торжеств случился при Николае I благодаря его супруге Александре Федоровне, немецкой принцессе, которая была с детства предана этому милому германскому обычаю.

В начале 40-х годов, в лучшие и счастливые годы правления этого императора, позапрошлого века газета «Северная пчела» отмечала, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества».

А вот фейерверков в те времена было, конечно, меньше, чем при неистовом в своих увлечениях Петре.

Советское значит отличное (от предыдущего)! 

С возращением ёлки в середине 30-х годов в советский праздничный обиход было переосмыслено многое. Пряники и конфеты как украшения и подарки остались. На полную мощность заработала фабрика елочных игрушек. Эти довоенные изделия сегодня уже стали лотами аукционов, где за них выкладывают десятки и даже сотни тысяч рублей. Но, главное, был кардинально переосмыслен образ Вифлеемской звезды, которой украсил рождественское дерево в XVI веке вдохновлённый зрелищем усыпанного звёздами новогоднего неба глава великой Реформации Мартин Лютер.

Традиция была решительно наполнена новым революционным содержанием. Ёлку стала украшать яркая и симпатичная красная звезда, живо напоминающая державный символ, украсивший в те же годы кремлевские башни. А сам праздник из «рождественского» превратился в «новогодний». Но празднующим это радости не убавляло.

В середине 80-х годов возродилась и традиция массовых ночных новогодних гуляний. Первое такое состоялось в Ленинграде по инициативе заместителя председателя Ленгорисполкома В.И. Матвиенко. Управление внутренних дел настойчиво отговаривало от этой затеи. Ещё бы: десятки тысяч согретых шампанским персон в новогоднюю ночь на Невском! Мало ли что может случиться. И случилось — праздник удался на славу! Сегодня подобным действом никого не удивишь, а тогда мудрая Москва объявила это знаком идущей перестройки.

Новое — это хорошо забытое старое

Наше время вернуло празднику, во-первых, его дореволюционное содержание — единение двух торжеств — Нового года и православного Рождества. А во-вторых, вернулся и многократно усиленный былой размах пиротехнических забав. Пётр Великий наверняка бы такому масштабу позавидовал. Новогодняя пальба, организуемая во всех уголках современной России с великодушной (но небескорыстной) помощью китайских производителей, в сотни раз превосходит по мощности скромные выстрелы петровских мортир. Это больше напоминает залпы современных «градов» и «ураганов». Стихийный процесс народного огненного буйства уже потребовал законодательного регулирования. Власти разных уровней упорядочивают торговлю огненным «зельем», определяют места, где можно предаваться петровской потехе, и разъясняют, как не попасть при этом в ожоговые отделения клиник.

С праздником!

В заключение несколько незрелых размышлений о будущем радостного праздника. Думаю, что современных «зелёных», беззаветных защитников природы, уже давно коробит от любимой многими поколениями российских детей новогодней песенки «Маленькой ёлочке холодно зимой / Из лесу ёлочку взяли мы домой». Трагические слова этой жестокой истории: «Срубил он нашу ёлочку под самый корешок» — вызывают, как мне рассказывали, повальные обмороки прогрессивной «зелёной» братии в конце новогодних корпоративов.

Я на их стороне! Купите искусственную ёлку! Многие, кстати, давно это сделали. Она будет переходить из поколения в поколение и станет вашей фамильной реликвией!

А ёлочка сегодня, в 2019 году спасённая вами, вырастет, браконьеры лесные срубят её и продадут великому восточному соседу, который так щедро одаривает нас сегодня не всегда качественными новогодними фейерверками.

Всех с Новым годом!

Просмотров 1854

27.12.2019 00:01




Загрузка...
Пример

Популярно в соцсетях