Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

В Госдуме призвали кабмин форсировать разработку подзаконных актов по экологизации ТЭК

Тема: Год экологии в России

17.07.2017 22:00

Автор: Дмитрий Гончарук

В Госдуме призвали кабмин форсировать разработку подзаконных актов по экологизации ТЭК
  © Юрий Инякин/ПГ

Рамочные правовые нормы и требования вступивших в силу в 2015 году поправок в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» нуждаются в детализации и наполнении конкретными нормами. К такому выводу пришли участники «круглого стола» по экологизации работы топливно-энергетического комплекса, который прошёл 17 июля в Комитете Государственной Думы по энергетике.

Тимофеева назвала саботажем ситуацию с поправками в закон «Об охране окружающей среды»
Напомним, что закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» направлен на дальнейшее формирование экологического законодательства. Этот документ детально урегулировал отношения по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Обязательной стала государственная экологическая экспертиза для получения комплексного экологического разрешения. Также предусмотрена дифференциация хозяйствующих субъектов на четыре категории по степени их воздействия на окружающую среду и установление системы нормирования по степени негативного воздействия на окружающую природную среду. Предприятия ТЭК отнесены к объектам первой категории как объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Одно из ключевых положений документа — внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду от деятельности предприятий ТЭК. Установленный законом механизм внедрения НДТ предусматривает как экономическое стимулирование, так и меры административно-правового характера.

Россия занимает восьмое место в десятке стран, которые наносят наибольший ущерб окружающей среде, напомнил председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный во вступительном слове.

«Присоединение к Парижскому соглашению накладывает на нас определённые обязательства, — отметил депутат. — Мы должны постоянно работать над тем, чтобы снижать нагрузку на экосистему нашей страны».

В то же время Россия не является самым большим загрязнителем окружающей среды. «Наш энергетический баланс, построенный на низкоуглеродной энергетике — 52 процента занимает газ, атомная и гидроэнергетика имеет долю около 40% в выработке электроэнергии — обладает большими экологическими преимуществами, при этом ТЭК нужно сделать очень многое в плане экологизации своей деятельности», — считает Завальный.

Глава думского Комитета по экологии Ольга Тимофеева, в свою очередь, заметила, что с большим опозданием в конце 2016 года создан реестр объектов негативного воздействия, до сих пор не принято 15 подзаконных актов, 14 из которых должно подготовить Минприроды, а один — Минпромторг: «Мы либо меняем принятый ещё три года назад закон, либо обсуждаем с Правительством подписание подзаконных актов, либо идём на какой-то компромисс с бизнесом».

«Там, где есть крупные предприятия, которые строились ещё в советские годы, фиксируются серьёзные нарушения», — продолжила Тимофеева.

Замдиректора Департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды Виктория Венчикова напомнила, что закон вступает в силу поэтапно: «До конца 2017 года должны быть разработаны все постановления Правительства и изданы справочники по включённым в реестр предприятиям с разделением на четыре категории. С 2019 по 2022 год 300 предприятий — крупнейших загрязнителей в первоочередном порядке перейдут на комплексные экологические разрешения. С этого же времени при проектировании новых предприятий должны учитываться принципы наилучших доступных технологий, и до 2025 года все предприятия первой категории должны получить комплексные экологические разрешения».

В законодательство введены новые эколого-правовые инструменты, в том числе: «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду», «комплексное экологическое разрешение», «технологические нормативы», «технологические показатели", «передвижной источник загрязнения окружающей среды».

«Очень большой риск, что крупные предприятия «попадут на деньги» из-за отсутствия справочников и возможности в короткий срок переоборудовать в короткий срок производства», — признал глава отдела экологии и природопользования Департамента Государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Владимир Максимов.

Представители отраслевого сообщества обратили внимание на то, что предлагаемые законом механизмы и сроки внедрения НДТ не послужат экологизации, зато могут привести к избыточной финансовой нагрузке и установлению необоснованных и невыполнимых требований к предприятиям ТЭК.

«Если итогом реализации станет не улучшение экологической обстановки, а закрытие производств, то, наверное, что-то не предусмотрели», — сказал заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев.

Думский Комитет по энергетике по результатам «круглого стола» рекомендовал кабмину ускорить разработку нормативных правовых актов, а также уточняющих законопроектов, в которых декларативные нормы закона будут переведены в конкретные нормативные требования, от содержания которых будет зависеть объём дополнительной финансовой нагрузки на экономику.