Теракт в «Крокус Сити Холле»

18:07Следствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

17:56СК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

16:55На массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

В десяти километрах от Рая

28 июля — День Крещения Руси, памятная дата, установленная десять лет назад Федеральным законом

28.07.2020 00:00

Автор: Александр Мащенко

В десяти километрах от Рая
Первым, кого встретили наши корреспонденты, приехав в Косьмо-Дамиановскую обитель, был инок Дамиан (на фото справа)

Самый труднодоступный крымский монастырь затерялся между высочайших гор Крым — колыбель отечественного православия, земля древних храмов и монастырей, хранящих истоки российской веры, истории и культуры. В нескольких десятках километров от античного Херсонеса, где принял христианство князь Владимир, в котловине посреди Крымских гор, лежит Косьмо-Дамиановская обитель, история которой неразрывно связана с историей российской царской семьи.

Серебряный источник

Путь в монастырь проходит через Красный… Рай. Так называется небольшое село возле Алушты. Вообще-то до революции оно называлось просто Рай, однако большевики решили положить конец этому географическому мракобесию и «покрасили» Рай в свой любимый цвет.

Святой источник Косьмы и Дамиана

Дальше на протяжении десятка километров до самой обители нет ни одного населенного пункта. В Крыму немало горных и пещерных монастырей, но, пожалуй, именно спрятавшийся в центре Национального парка «Крымский» монастырь Косьмы и Дамиана — самый труднодоступный из них.

Это классическое место для спасения души — в горах, у источника воды, вдали от посторонних смущающих глаз. Нас встречает инок… Дамиан. Слово за слово, разговорились. Выяснилось, что Дамиан родился в Туркмении, потом перебрался в Санкт-Петербург, а три года назад приехал в Крым послушником в Косьмо-Дамиановскую обитель, где и принял монашеский постриг. Теперь у него трудная задача — оказаться достойным своего святого тезки.

Братья-близнецы Косьма и Дамиан были врачами и жили в Древнем Риме в III веке, во времена гонений на христиан. По преданию, император сослал их в Тавриду, глухую далекую провинцию могущественной державы, на заточение. Здесь они продолжали лечить больных и, как гласит предание, вымолили у Бога источник чудодейственной воды.

Хронология чудес теряется в глубине столетий, однако есть и современные примеры.

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь у мыса Фиолент

«Чудесные исцеления часто происходят и сейчас, хотя никто их не фиксирует, — рассказывает журналист и «историк крымских православных чудес» Олег Маркелов, автор книги «Между светом и тьмой (25 историй о чудесах и блужданиях души)». — Может, оно и правильно: Божье дело не терпит бюрократии. Выздоровел человек — и слава Господу. Говорят, например, что один москвич привез в монастырь парализованного сына и окунул его в воду источника. Больной исцелился и начал ходить. Я слышал подобную историю из уст жительницы Ялты — она, по ее словам, вылечила болезнь ног, несколько раз окунувшись в источник. В монастыре мне рассказали о другом случае: женщина из Ялты, которая тяжело болела и по этой причине не могла иметь детей, приехала вместе с мужем в монастырь на престольный праздник, попила целебной воды, попросила помощи у святых Косьмы и Дамиана — и получила исцеление от недуга. Теперь супруги приезжают в монастырь вместе с сыном, которого они назвали Андреем».

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь

Кстати, есть у этих чудес и научная подоплека. На сайте Симферопольской и Крымской епархии можно прочитать, что исследования, проведенные одесским НИИ курортологии, показали: в воде источника Косьмы и Дамиана содержатся калий, магний, марганец, литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро.

Нам исцеляющие чудеса пока не требуются. Просто очень хочется пить после восхождения на высочайшую вершину Крыма — гору Роман-Кош. Для того чтобы утолить жажду ледяной ключевой водичкой, источник тоже годится. Серебряные капли разбиваются о руки и рассыпаются по изумрудной траве. Мы бросаем в копилку для пожертвований несколько монеток и набираем пятилитровые пластмассовые бутылки воды домой. Рядом — оборудованная монахами купель, так что самые закаленные могут принять ледяную ванну.

Послание в бутылке

А еще здесь можно бросить в воду… бутылку с посланием. Источник Косьмы и Дамиана — один из истоков реки Альма, через восемьдесят километров впадающей в Черное море между Евпаторией и Севастополем. Той самой реки Альма, на которой во время Крымской войны произошло знаменитое Альминское сражение между русскими войсками и армией зарубежных захватчиков — англичан, французов, турок и сардинцев, высадившихся в Крыму в 1854 году.

Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь

Тогда монастырь Косьмы и Дамиана как раз находился в стадии создания. В 1848 году на Херсонскую и Таврическую кафедру был назначен архиепископ Иннокентий (Борисов). Он был академиком Императорской академии наук, почетным членом Санкт-Петербургской, Московской и Казанской духовных академий, глубоким историком, блестящим оратором и энергичным организатором. На долю нового просвещенного владыки выпала миссия восстановления древних церковных святынь. Иннокентий обратил внимание на то, что Крым напоминает Грецию, и решил создать на полуострове наш русский Афон.

В конце 1850 года он вышел с ходатайством об отводе четырех десятин земли около источника святых Косьмы и Дамиана для учреждения там Косьмо-Дамиановской киновии. Императорское согласие было получено, но начавшаяся вскоре Крымская война отодвинула сроки открытия монастыря.

Топловский монастырь святой Параскевы

На месте будущей киновии некоторое время находился военный наблюдательный аванпост, а внизу по течению Альмы, в ущелье между горами, были устроены баррикады из строевого букового леса и камня. Однако Иннокентий не оставлял своего замысла.

«Вообразите сошедшимися три из самых высоких гор и образовавшими среди себя грозное ущелье; вообразите их покрытыми от подошвы до вершины разными древами и зеленью; вообразите, что из главного между сими горами ущелья, также покрытого лесом, стремится с ревом поток Альмы, а за малым утесом из бока горы бьет огромный ключ и вскоре соединяется с сим потоком: этот ключ — источник святых Косьмы и Дамиана», — говорил владыка во время одной из своих вдохновенных проповедей.[a

Косьмо-Дамиановская киновия открылась в 1857 году. В грозном монастырском ущелье и сегодня особенный климат. Солнце здесь встает заметно позже, а садится раньше. Даже в июле эта разница выражена в двух часах утром и в стольких же — вечером. Зимой солнце редко бывает в ущелье, а летом его видно только с вершин гор, поэтому даже в летнее время утром и вечером здесь довольно прохладно. Уже в августе в горах начинаются частые дожди и холодные ночи.

«Обыкновенно в этом заоблачном ските трудно найти чтонибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться, цел ли он», — писал Евгений Марков в «Очерках Крыма» в конце XIX века.

Косьмо-Дамиановский монастырь

Снег здесь обычно выпадает уже в октябре и лежит до марта, а иногда до апреля. «Трудна наша жизнь в этой обители в зимние месяцы, — говорил один из настоятелей монастыря отец Макарий, — никто к нам и мы ни к кому. Ни ограды, ни запоров в нашем монастыре нет; и несмотря на то, зимой мы находимся в нем как бы заключенные в крепости, или как бы заживо погребенные во гробе. Но и при такой жизни мы не остаемся без утешения; утешением нашим служит неопустительно совершаемое по уставу богослужение, а особенно литургия. Перед глазами только высокие горы, окружающие монастырь, да обнаженный лес. Невольно ум обращается к Богу, все создавшему словом Своего Всемогущества, Премудрости и Благости…»

Русскому Афону от греческого

Видимо, за эту обращенность к Богу любили Свято-Дамиановский монастырь и российские императоры. В 1873 году киновию дважды посетил цесаревич Александр Александрович. В первый раз он пробыл в обители недолго, а во второй прожил в ней 29 и 30 октября, бывая в эти дни на охоте, а 31 октября отбыл, пожертвовав 500 рублей. В 1880 году состоялся третий визит наследника в монастырь, Александр Александрович вместе со своей супругой Марией Федоровной с 14 по 18 октября жил в скромном домике настоятеля, состоящего из трех комнат с весьма бедной обстановкой. Другого более или менее пригодного помещения для их размещения тогда еще не было ни в самой киновии, ни вблизи нее. В 1881 году цесаревич вступил на российский престол под именем Александра Третьего, а в 1882-м велел построить в монастыре царский охотничий домик с небольшим фонтаном и цветочными клумбами перед ним.

Не раз приезжал сюда и последний российский император Николай Второй. Особенно торжественным был визит 25 октября 1911 года, в преддверии празднования 300-летия царствования династии Романовых. В ознаменование юбилея решено было отрестраврировать в монастыре над источником каменную часовню, что и было сделано в 1913 году. Это единственное дореволюционное здание монастыря, сохранившееся до сих пор. Тот 1913 год вообще принес в жизнь монастыря значительные изменения: по личному желанию императора Николая II из Ялты была сооружена шоссейная дорога, ведущая к обители.

Крымчане до сих пор называют дорогу Романовской. Об основательности и тщательности ее строительства свидетельствует хотя бы тот факт, что долгие годы дорога была пригодна для автотранспорта и ни разу с 1913 до 1957 года не ремонтировалась.

Благовещенский монастырь на Мангупе

Однако еще большие изменения в жизнь монастыря принесла Октябрьская революция. В 1923 году было принято решение обитель закрыть, а ее здания передать Крымскому заповеднику. Во время Великой Отечественной войны фашистами были уничтожены царский охотничий домик и все монастырские постройки, кроме часовни над источником.

Заново родился монастырь уже после распада СССР — 14 июля 1994 года, в День памяти святых Косьмы и Дамиана. В этот день митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил в часовне над источником первую за много десятилетий праздничную литургию. Еще два года спустя в обитель вернулась икона «Иерусалимская» Божьей Матери. В свое время она специально писалась для монастыря на Афоне. Русскому Афону от греческого.

14 июля монастырь Косьмы и Дамиана отметит свой очередной престольный праздник, на который, как в стародавние времена, соберутся сотни крымчан и гостей полуострова. И, кто знает, может быть, случится очередное чудо. А еще две недели спустя наступит День Крещения Руси, которое свершилось здесь, в православной Тавриде, в 988 году от Рождества Христова.   

 

Фото Алексея Васильева, Юрия Югансона, Романа Потолкова/Фотобанк Лори, Ольги Сергеевой/ Фотобанк Лори, Ивана Сазыкина/Фотобанк Лори, Виктора Карасева/Фотобанк Лори

Читайте нас в Telegram
Просмотров 4064