Уральские самоцветы и тульские пряники получат международный статус

Минэкономразвития совместно с Роспатентом разработали закон по защите наших региональных брендов за рубежом

Уральские самоцветы и тульские пряники получат международный статус

Фото: lori.ru

Знаменитые региональные бренды России смогут более эффективно обезопасить от подделок в других странах  на это направлен законопроект, разработанный Минэкономразвития совместно с Роспатентом. Речь в документе идёт о присоединении нашей страны к Женевскому акту Лиссабонского соглашения, упрощающего международную регистрацию наименований мест происхождения товаров и их географических указаний. Как сообщили «Парламентской газете» в Совете Федерации, это поможет международному продвижению десятков российских брендов.

Закон ждут к сентябрю

Женевский акт Лиссабонского соглашения, принятый ещё пять лет назад, вступил в силу только в феврале прошлого года — после его подписания странами Евросоюза. Теперь к подписанию акта готовится и Россия. На днях в Минэкономразвития сообщили, что соответствующий законопроект уже разработан совместно с Роспатентом.

Присоединение к Женевскому акту позволит зарегистрировать наши бренды за рубежом единожды, без необходимости подавать несколько заявок на разных языках в офисы на различных континентах — география Лиссабонской системы охватывает несколько десятков стран в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.

В свою очередь, наличие даже такой упрощённой регистрации позволит отечественным производителям защищаться от подделок. Случаи, когда за рубежом нашими брендами вовсю торговали, но «авторскими гонорарами» не делились (например, в ряде стран подделывали «Крымское игристое» и кокошники «Русская корона»), имели место не раз. А вот эффективного правового механизма, чтобы пресекать подобные выходки, не было. После присоединения России к Женевскому акту российские мастера смогут уверенно отстаивать свои права в международных судах. Этот механизм будет работать и в том случае, если кто-то из отечественных «умельцев» захочет подделать какой-то известный европейский бренд.

Как сообщил «Парламентской газете» глава Роспатента Григорий Ивлиев, внесение законопроекта о присоединении нашей страны к Женевскому акту на согласование в Правительство планируется не позднее сентября 2021 года — такие сроки поставил премьер-министр Михаил Мишустин. Напомним, что 22 марта спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила сенаторам вплотную заняться скорейшим присоединением России к данному документу.

Согласно законопроекту, Роспатент должен стать тем ведомством, которое в России будет принимать заявки на международную регистрацию региональных брендов.

Защита для вкусных русских брендов

Государство может участвовать в Женевском акте Лиссабонского соглашения только при наличии национального законодательства по охране наименований мест происхождения товаров и их географических указаний как отдельного объекта интеллектуальной собственности. В России такие законы приняты — «локомотивом» процесса с 2017 года выступает Совет Федерации. При этом, как пояснила глава Комитета палаты регионов по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, для регистрации географического указания предъявляются менее жёсткие требования, чем к фиксации наименований мест происхождения товаров.

Лилия Гумерова. Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

Причина проста — продукцию далеко не всех брендов в России можно сегодня произвести в одной местности, поэтому для регистрации географического указания достаточно, чтобы на одной территории осуществлялась какая-то из важных стадий производства товара.

Не секрет, что среди наших региональных брендов России много продуктов питания — чтобы активно продвигаться за рубежом, им нужна дополнительная правовая защита. Даже от перечисления одних только их названий может не на шутку разыграться аппетит! Мичуринские яблоки и соль-илецкие арбузы, вологодское масло и адыгейский сыр, кологривский гусь и тувинская баранина, балкарские хычины, тульский пряник и осетинские пироги, карельская форель и астраханская вобла, казанский чак-чак, башкирский мёд, пастила из арктических ягод, суздальская медовуха, крымское вино, кавказские минеральные воды — всё это великолепие производится в России и имеет в нашей стране своё уникальное место происхождения.

Читайте также:

• Народные промыслы подкрепят брендами

Присоединение РФ к Женевскому акту Лиссабонского соглашения укрепит права наших «вкусных» брендов — в этом уверен глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. «Это поможет продвижению наших товаров в мире — если производитель будет знать, что подделывать его продукцию стало накладно, ему будет проще отстаивать качество своей продукции. Кроме того, дополнительная юридическая защита наших брендов будет стимулировать их владельцев активнее выходить на мировые рынки», — считает сенатор.

Эксперты также отмечают, что продвижение брендированной российской сельхозпродукции за рубежом в перспективе поможет решить проблему развития сельских территорий в России. А именно — предотвратить фатальную для села утечку населения и повысить доходы людей, сохранив народные промыслы и традиционные виды хозяйствования.

Просмотров 2587

02.04.2021 00:00