Анапа — город южный и курортный, а все южно-курортные города весьма привередливы к зрелищам. Притом, если бы этот рекреационный снобизм сводился к эстрадным и прочим там «шоу», за которые положено платить из своего собственного кармана, удивляться было бы особо нечему: на южные концертные площадки всегда стремились первоклассные исполнители. Однако и горожане, и отдыхающие-развлекающиеся, которых здесь в разы поболее, чем коренных анапчан, без всякой агитации и подсказок заполнили все доступные пространства перед эстрадой, на которой выступали участники фестиваля Союзного государства «Творчество юных».
Начинающие и многообещающие «звездочки» из двух братских стран собрались в знаменитой еще со времен СССР детской приморской здравнице уже восьмой раз, поэтому с немалыми шансами на вероятие предположу: фестиваль не просто пришелся городу-курорту ко двору, но и воспринимается постоянными жителями и каникулярно-отпускными гостями подобно событию, пропустить которое никак нельзя!
Но, кроме чисто зрительского интереса, есть еще и польза международная. Недаром же Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота подчеркнул в своей характеристике праздника в Анапе: «Фестиваль объединяет и дает возможность приобщиться к глубинным национальным традициям, побуждает к новому творчеству!..»
Оглянувшись на десяток лет назад, нельзя не восхититься прозорливости придумавшей и осуществившей смелый и нелегкий проект заместителя начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного комитета Союзного государства Ольги Виноградовой. «Мама фестиваля», как ее назвали на предшествовавшей официальному открытию «Творчества юных» пресс-конференции, сказала в объяснение своей идеи — с самого начала ей больше всего хотелось, чтобы дети подружились, поняли друг друга и вообще были вместе. А дружбу скрепляют добрые эмоции, которые в детстве особенно памятны и цепки.
Не случайно же теплота взаимных симпатий отразилась даже на коре ивы в парке детского оздоровительного комплекса, где год за годом обосновываются участники фестиваля. В подтверждение чувств кто-то выцарапал названия наших стран со знаком равенства и словом «дружба». Использовать дерево для демонстрации приязни, конечно, не совсем хорошо, но этот тезис закрепили подобным образом уж точно не по приказу!
Нельзя не припомнить еще, что «Творчество юных» прекрасно наследует полузабытую, увы, традицию недалекого прошлого, когда в общей бывшей нашей Родине постоянно и достаточно плодотворно проходило множество конкурсов талантов всех возрастов. Я и сам некогда поучаствовал в смотрах самодеятельности школ Южно-Уральской железной дороги. Понятно, что возможности Челябинска или, скажем, степного разъезда на границе с Казахстаном были очень и очень неравны, однако побеждали не декорации или костюмы, а искренность и трудолюбие. Было на кого равняться, по кому ориентироваться. Потом все это куда-то делось и забылось, а стремление себя показать и на других посмотреть осталось, и анапинский фестиваль тому прекрасный пример.
Надо сказать, что в отборе претендентов «на Анапу» наши страны идут своими путями. Директор фестиваля Илья Рейзис сказал, что в России в течение года проводится немало просмотров, по которым и отбираются финалисты. Беларусь избрала другой и, представляется, более объективный и способный охватить больше достойных внимания солистов и коллективов метод. По словам директора Белгосфилармонии Александра Гар-бара, в его стране придерживаются испытанного временем конкурсного принципа. А самые достойные перед очередным совместным праздником в Анапе получают возможность выступить на главной филармонической площадке Беларуси. Притом, если российские участники второй раз в Анапу уже не приедут, то белорусские гости черноморской здравницы вполне могут вновь получить путевку к теплым волнам. Образцовый детский ансамбль танца «Ви-за-ви» из Орши под руководством Алеси Руколь-Василевской уже приезжал на фестиваль, а в этом году опять выдержал отборочные испытания и выступил под южными звездами вновь.
«Творчество юных» — это не только концерты, но еще и учеба. Правда, учебный процесс можно уподобить улице с двусторонним движением. Автор всем известных песен Григорий Гладков после своего мастер-класса без тени юмора говорил, что он учится у детей не меньше, чем они у него. «Дядя Гриша», как называли композитора юные поклонники его творчества, провел еще и нечто вроде профилактической беседы, предостерегая от опасных соблазнов современности. Нелишне будет привести его советы о том, как уговаривать себя не увлекаться коварными сайтами Интернета. Григорий Васильевич порекомендовал поставить у компьютерного монитора фотографии близких и почаще смотреть на них. Если рядом нет мамы, папы или бабушки с дедушкой, то их взгляды со снимков, по его мнению, тоже способны отвлечь от запретного плода.
Автор «Пластилиновой вороны» и множества других «хитов» для детей и взрослых не ограничился добрыми советами на многие случаи жизни и творчества, но и доверил самой юной конкурсантке Ане Челноковой стать единственной пока исполнительницей своей песни «Девочка на шаре». Очаровательная дебютантка оказалась не только обладательницей милого голоса, но и поразила акробатической подготовкой.
Разнообразие жанров на фестивале не могло не восхитить. Не обойти и стремления к своеобразию, подразумевающего не повторы сделанного другими, а индивидуальное и самобытное творчество. В этом отношении выделяется театр моды «Спадчына» из белорусского города Волковыска. За восемнадцать лет его участницы под руководством народного мастера Беларуси Аллы Сурминовой создали около сорока коллекций!..
Олег ДЗЮБА.
Фото автора