Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Троллейбус времени — от Симферополя до Алушты

Ровно 60 лет назад, 6 ноября 1959 года, открылось движение по самой длинной в мире троллейбусной трассе

06.11.2019 00:00

Автор: Александр Мащенко

Троллейбус времени — от Симферополя до Алушты
фото: александр мащенко / ПГ

Я мог бы сейчас написать, что еду на этом троллейбусе в Книгу рекордов Гиннесса, и это было бы чистой правдой. Но, пожалуй, начну иначе. Я еду на этом троллейбусе в историю — историю Крыма, историю СССР. И по такому случаю напеваю: «Троллейбусы без копоти и дыма. По графику проходят свой маршрут, И вписаны они в пейзажи Крыма, Проделывая сложный горный путь». Официальный «Гимн троллейбусников», между прочим, слова — слесаря-электрика Геннадия Белогорцева.

Как Хрущёв показал европейцам «кузькину мать» в Крыму

Движение по первой в мире горной троллейбусной трассе Симферополь — Алушта открылось ровно шестьдесят лет тому назад, 6 ноября 1959 года. Позже, когда войдёт в строй вторая очередь проекта Алушта — Ялта, трасса станет ещё и самой длинной в мире.

Секрет даты разгадывается просто для всех бывших граждан «единого и могучего». Движение открыли к очередной, 42-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Стройка была действительно уникальной, сложнейший высокотехнологичный проект, которому не существовало аналогов ни у нас в стране, ни за рубежом.

«Крестным отцом» проекта был Хрущёв. Строительство началось летом 1958 года. К тому времени в Европе уже было несколько междугородних троллейбусных маршрутов, самый длинный из которых, в Англии, составлял 51 километр. Однако Никита Сергеевич показал европейцам «кузькину мать», превысив их рекорд почти в два раза. Линия Алушта — Ялта вошла в строй в июле 1961 года, через несколько месяцев после первого полёта человека в космос. И, как иногда шутят, тогда в Крыму профессия водителя троллейбуса по престижности едва ли не сравнялась с профессией космонавта — конкурс составлял более десяти человек на место.

При этом одновременно практически заново строили дорогу Симферополь — Ялта. Старое узкое шоссе, проложенное ещё в XIX веке, было абсолютно непригодным для движения троллейбусов. Так что история строительства троллейбусной трассы Симферополь — Ялта — это, в сущности, история нового освоения Южного берега Крыма.

В гости к Толстому

Однако моё юбилейное путешествие — даже не на шестьдесят лет назад, а гораздо дальше в глубь отечественной истории. Ведь троллейбус Симферополь — Алушта — Ялта — это ещё и уникальный туристический маршрут, которым ежегодно добираются к морю десятки тысяч отдыхающих.

Цифра 96 километров — протяжённость самой длинной в мире троллейбусной трассы Симферополь — Алушта — Ялта

Итак, троллейбус времени выезжает из Симферополя. Первая остановка за городом — село Лозовое. Здесь осенью 1854 года, в почти такие же ноябрьские дни, как сейчас, жил подпоручик Лев Толстой. Когда началась Крымская война, будущий классик русской литературы добился перевода из Кишинёва на полуостров и был прикомандирован к третьей лёгкой батарее 14-й артиллерийской бригады, которая дислоцировалась в татарской деревушке Эски-Орда, ныне — село Лозовое. «Живу совершенно беспечно, не принуждая и не останавливая себя ни в чём: хожу на охоту, слушаю, наблюдаю, спорю», — писал Толстой в дневнике о своём пребывании в Лозовом.

Беспечная жизнь закончилась для писателя в январе 1855 года, когда его батарею перевели на передовую. О том, что было дальше, каждый может прочитать в «Севастопольских рассказах». О пребывании Толстого в Лозовом напоминает установленный в 1955 году, к столетию Крымской войны, скромный памятник, увековечивший писателя не умудрённым жизненным опытом бородатым стариком, а молодым бравым офицером.

Машина взбирается в гору — к Ангарскому перевалу, названному так в честь реки Ангары. Да-да, в Крыму тоже есть своя Ангара, пусть и гораздо меньше той, что вытекает из Байкала в пяти тысячах километрах отсюда. В 2012 году на перевале, рядом с трассой, был установлен в качестве памятника знаменитый чехословацкий троллейбус «Шкода», без которого трудно себе представить Крым последних десятилетий. В середине октября нынешнего года крымчане всполошились — троллейбус исчез со своего постамента. Впрочем, беспокойство оказалось напрасным. Машину просто забрали на реставрацию. Накануне 60-летия со дня открытия трассы Симферополь — Алушта специалисты «Крымтроллейбуса» обновили лакокрасочное покрытие, восстановили пришедшие в негодность кузовные части, заменили оптику, обновили надписи на бортах троллейбуса и через несколько дней вернули его на законное место. «Всего перевезено свыше 5,5 миллиарда пассажиров», — читаю на борту «боевой машины. Это обо всём „Крымтроллейбусе“ за его шестидесятилетнюю историю.

Троллейбус-памятник на Ангарском перевале. фото: александр мащенко / ПГ

Кстати говоря, родной брат троллейбуса-памятника, установленного на перевале, до самого недавнего времени ежедневно «выходил на работу» в Алуште — его «отправили на пенсию» в самом конце прошлого года.

Почему крымский троллейбус всё-таки не попал в Книгу рекордов Гиннесса

Лучше всего об этой и многих других «троллейбусных историях» рассказывает единственный в своём роде музей, открытый в 1977 году на территории троллейбусного парка в Симферополе. В нем собрано более трёх тысяч экспонатов, которые повествуют о появлении в Крыму трамваев и троллейбусов, а также об основных вехах развития дорожного сообщения между Симферополем и южным побережьем полуострова.

Кстати, именно создатель уникального «троллейбусного музея» Георгий Михайлович Славный в своё время был инициатором включения троллейбусной трассы Симферополь — Алушта — Ялта в Книгу рекордов Гиннесса как самой длинной троллейбусной трассы в мире, однако в ответ на его обращение администрация Книги попросила… заплатить за фиксацию мирового рекорда несколько тысяч долларов. Таких денег у «Крымтроллейбуса» не было, так что формально в Книгу рекордов трасса на самом деле не входит.

В таких мундирах ездили водители междугородных троллейбусов в советские годы. фото: александр мащенко / ПГ

Ну а мой троллейбус начинает спуск с перевала вниз, к морю. Остановка: Кутузовский фонтан. На этом месте 24 июля 1774 года потерял глаз в бою с турками 29-летний подполковник Михаил Илларионович Кутузов — будущий победитель Наполеона, много сделавший также и для присоединения Крыма к России. «Смерть сквозь главу его промчалась, Но жизнь его цела осталась», — написал позже об этом случае поэт Гавриил Державин.

Памятник-фонтан в честь Кутузова установили на этом месте ещё в тридцатые годы XIX века, а затем несколько раз реконструировали, причём одна из реконструкций была проведена как раз во время строительства горной троллейбусной трассы.

В "троллейбусном музее" в Симферополе хорошо помнят о том, чем был труд в СССР. фото: александр мащенко / ПГ

Ниже фонтана-памятника ещё две «кутузовские остановки» — Верхняя и Нижняя Кутузовки, за ними — Алушта, после чего «троллейбус времени» отправляется в Ялту, но это уже… Нет, не новая история. Это — следующая серия, следующая глава в романе о том, как Крым превращался в удивительную, единственную в своём роде в целом мире всесоюзную здравницу у моря.

Кстати, температура воздуха в Алуште сегодня, накануне троллейбусного юбилея, +19, температура воды в море — +16.

Планы

В рамках Государственной программы Республики Крым по развитию транспортного комплекса на 2020 — 2024 годы планируется закупить более тысячи единиц новых автобусов и троллейбусов для «Крымтроллейбуса» и муниципальных предприятий, часть из которых будет обслуживать троллейбусный маршрут Симферополь — Алушта — Ялта.

Кстати

- В советские годы троллейбус «Симферополь-Ялта» приносил государству более миллиона долларов прибыли в год.

- В семидесятые годы на волне небывалого успеха троллейбусной трассы Симферополь — Ялта были планы продлить её до Севастополя.

 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 6535