Талантливых драматургов предлагают поощрять грантами
Это поможет театрам ставить больше пьес современных авторов, считает худрук МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков
Каждый сезон репертуары отечественных театров пополняются новыми спектаклями, правда, современной драматургии там довольно мало — режиссёры по-прежнему предпочитают классику. И дело не в качестве материала, а в экономике — Чехову и Шекспиру платить авторские отчисления не нужно. Поэтому сегодня драматурги пишут «в стол» или уходят работать на телевидение и в сериалы, где платят в разы больше. Исправить такую ситуацию поможет введение государственных грантов для талантливых писателей, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков. Он стал очередным гостем авторского проекта депутата Госдумы Наталии Пилюс «О культуре в Год Памяти и Славы».
- Эдуард Владиславович, сегодня на всех уровнях идёт обсуждение изменений в Конституцию, в рабочую группу по подготовке поправок поступило более ста инициатив по корректировке Основного закона. Ваш заместитель, писатель Захар Прилепин, вошёл в состав рабочей группы. Как вам кажется, какие дополнения, касающиеся культуры, стоило бы внести в Конституцию?
- Есть предложение, о котором уже говорили председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин и глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, что в Основном законе необходимо подчеркнуть роль культуры как фактора, который образует нацию. По сути культура — это «строительный материал» для государства. Необходимо правильно сформулировать это положение и отразить его в преамбуле.
В Основном законе необходимо подчеркнуть роль культуры как фактора, который образует нацию.
Есть также инициатива о включении в преамбулу Основного закона упоминания о Боге — я её полностью разделяю. Вера в Бога, добро, справедливость — этот тезис сегодня присутствует во многих западноевропейских Конституциях. Я думаю, это следовало бы сделать и нам, тем более, что подавляющее большинство россиян поддержали бы эту идею.
Также есть вопросы и в отношении русского языка — сегодня прилагательное и существительное «русский» отсутствует в нашем политическом поле.
- Вы говорите о философских понятиях, которые, конечно достойны быть в Конституции, их нужно серьёзно обсуждать. Совсем недавно я побывала на открытии Рождественских чтений на тему «Великая Победа: наследие и наследники». В этом году к юбилею Победы приковано основное внимание культурных учреждений, как ваш театр готовится к этой дате?
- Мы не можем относиться формально к этому вопросу. У каждого из нас — а во МХАТе работает 400 человек — есть родственники, которые прошли войну. На входе в театр установлена мемориальная доска наших актёров и сотрудников, которые воевали в годы Великой Отечественной, — поэтому юбилей Победы для нас не просто праздник, а часть нашей памяти.
Нельзя не отметить, что сегодня идёт активная кампания против исторической правды, организованная профессионалами из западных медийных структур. Их цель — «вымывание» фактов о Великой Отечественной войне, особенно у молодёжи. Мы должны противостоять этому. С этой точки зрения огромную роль в защите исторической правды играет акция «Бессмертный полк».
Со своей стороны мы придумали поэтический спектакль «Бессмертные строки» — будем играть его вечером 9 Мая, сразу после шествия. Планируется чтение стихов на военную тему, рассказы о поэтах, которые служили на фронте. С этим спектаклем мы поедем и за рубеж — в апреле, к примеру, должны отправиться в Сирию.
- Мы встретились с вами в дни, когда в мире отмечается 75-летний юбилей Ялтинской конференции. Накануне, 3 февраля, в Госдуме открылась большая выставка, посвящённая этому событию. Вы уже упомянули, что сегодня некоторые пытаются переписать историю. Как может искусство противостоять этому?
- Искусство должно быть достойным — как бы умозрительно это ни звучало. Речь идёт о том, что патриотические произведения нельзя создавать по указу чиновников. Политика ведь идёт вслед за культурой, а не наоборот — хорошая книга, музыка, спектакль воспитывают всех. Государству, на мой взгляд, стоит серьёзно подумать о культурной политике, о том, чтобы художники, которые действительно любят Родину, имели возможность получить поддержку.
- Вы были первым директором и одним из учредителей фестиваля «Золотая маска». Сейчас в стране множество различных театральных конкурсов, а хватает ли спектаклей?
- Когда мы говорим о фестивалях, очень важно обратить внимание на прозрачность процедуры отбора, работы экспертного совета, процесс получения и обработки информации, проведения самого фестиваля. У «Золотой маски», к примеру, есть правило, которое не нарушается долгие годы, — в отличие от других фестивалей в нашем жюри нет людей, которые бы не видели всех номинированных спектаклей.
Сегодня, действительно, есть много конкурсов, но по-настоящему национального нет. Стоило бы подумать о появлении грантового проекта, в рамках которого государство поддерживало бы спектакли современных авторов. Есть много европейских стран, в которых именно государство берёт на себя выплату авторских отчислений и гонораров.
Как руководитель могу сказать — если я возьму для постановки пьесы Шекспира или Чехова, мне нужно будет платить гонорар только режиссёру и художнику, а если произведения современного автора — то к уже сказанному нужно будет добавить выплату гонорара и процентов от сборов. Таким образом получается парадокс — ставить нынешних драматургов театрам просто невыгодно. И если бы государство взяло на себя какую-то часть их поощрения — через грант, который можно было выделять по понятной процедуре, — на сцене было бы больше современных пьес, а писатели были бы заинтересованы в постановках.
Беседовала Наталия Пилюс