Суровый воздух, грешная земля
К 68-летию Победы в Великой Отечественной войне Петродворцовый часовой завод создает лимитированную коллекцию часов (всего 45 штук) в оригинальном и стильном оформлении.
Начав в 1721 году свою биографию от петровской «пильной» мельницы, Петродворцовый часовой завод в советские времена стал одним из крупнейших в стране. А накануне войны предприятие, носящее тогда наименование Завод точных технических камней №1, дало жизнь ТТК-2 в городе Угличе, позднее также превратившемуся в знаменитый часовой завод «Чайка». Его первая продукция в 1941 году была сделана на эвакуированном из Ленинграда оборудовании — только вместо женских часиков с берегов Волги на фронт шли взрыватели для мин.
Недавно, побывав на нынешней «Ракете» в нынешнем Петергофе (уже не Петродворце), я, по капризу памяти, вспомнил легендарную историю, связанную с именем одного часовщика…
Они возвращались. По расчету времени через три минуты должен был открыться аэродром. А там посадка, наркомовские сто граммов и теплая, вырубленная в скале землянка. Ровно тянул мотор, вырабатывая остатки горючего. Вот показался ориентир — та сопка, от которой нужно начинать последний разворот.
Прижав плотнее ларингофоны, Николай проговорил:
— Алексей, посматривай. Ведомый откликнулся:
— Все в порядке, командир, на все 360 градусов работаю. Да не придет он сегодня, уже темнеет.
— Мало, что темнеет.
И Николай вновь и вновь оглядывал горизонт: серый, неприветливый. Одно слово — Заполярье. Сопки, снег да по соседству Ледовитый океан, холодная близость которого чувствуется даже летом.
Открылся полуостров Рыбачий. Земля наша, да вот летать над ней стали с опаской, особенно при подходе к базам: недавно появился здесь новый «мессершмитт» — бурый, в пятнах камуфляжа, а по борту — извивающийся дракон. Он ходил всегда в одиночку, молниеносно атаковал садящийся, а потому беспомощный самолет, и так же внезапно, как появлялся, уходил.
Вот и сейчас, заставив ведомого усиленно вертеть головой, Николай первым пошел на посадку и, коснувшись земли, не притормаживая, выруливал в сторону, освобождая полосу Алексею. Но тот сесть не успел: из пелены сумерек мелькнула хищная тень «мессера», прошла вкось над хвостом самолета Катрича. «Як» вспыхнул, а немец сделал разворот и скрылся в низких тучах.
Все, кто были на взлетной полосе аэродрома, ошеломленно смотрели в хмурое небо, но даже самые отчаянные летуны ничего не могли сделать. И только продолжали гореть обломки «Яка» да, воя сиреной, подъезжала не нужная уже полуторка «скорой помощи».
Утром на поле ничего не напоминало о вчерашней трагедии, и только в дальнем углу аэродрома техники вбивали в землю поломанный винт от истребителя с бортовым номером «9» и выцарапывали на нем имя.
Здесь и дал свою молчаливую клятву Николай Зимин.
Однако долгожданной встречи с немецким асом все не было ни у него, ни у других летчиков. Она случилась спустя два месяца, 8 июня 1944 года…
Я с малых лет знал Николая Сергеевича Зимина, потому что он был другом моего отца, они воевали на разных фронтах, но вместе работали в послевоенном Угличе на начинавшем тогда свою трудовую биографию часовом заводе — один был заместителем начальника сборочного цеха, второй — здесь же, мастером одной из бригад.
Это они тогда вместе с другими, в том числе эвакуированными ленинградцами с ТТК 1, в далеких пятидесятых годах создавали ставший потом знаменитым УЧЗ, завод, который выпускал в годы своего расцвета около 5 миллионов штук женских часов, отправляемых в массовом количестве и на экспорт. Только Франция и Англия брали ежегодно по 300 тысяч механизмов, среди оптовых покупателей были Америка, Канада, страны Азии, Африки.
А еще тогда в стране были петродворцовая «Ракета», московские «Полет» и «Слава», пензенская «Заря», заводы в Челябинске, Чистополе…
Сейчас ничего этого в России почти что нет, а материальная база, технически по тем временам совершенная, разворована, распродана и разделена между новыми хозяевами, производственные корпуса превращены в магазины, которые оказались неликвидными или стоят с выбитыми стеклами, как памятники погубленной эпохе…
Вспомнилась эта картина разрухи потому, что Петродворцовый часовой завод к своему 290-летию приурочил показ начавшего выпуск часов производства. Нельзя было не заметить: оно ныне находится в примитивном состоянии, станочный парк — выпуска 70-х годов прошлого века; работающих сейчас там около полусотни человек, объем выпуска 500 штук часов в месяц — это после миллионных-то тиражей… Внешнее впечатление — чуть ли не мануфактура из учебника по истории. Да и реанимировали производство иностранцы — креативный директор граф Жак фон Полье и технический директор Дэвид Хендерсон-Стюарт с группой швейцарских специалистов.
С конца 2012 года производство возглавил один из бывших директоров RolexЖан-Клод Кене. Новые менеджеры надеются, что у них что-то получится в капиталистической России… Сейчас вот «Ракета» запускает новую модель часов «Атом» — но в отработанном дизайне 60-х годов прошедшего столетия. Но предлагаются они в престижных салонах, например, французском Colette— ну как же, почти ручная, штучная работа. Силами старых работников бывшего ПЧЗ. Для них же в сборочном цехе висят мобилизующие на труд плакаты — старые, прошлых времен. В их числе — «Спасибо за Победу».
Приказ прикрыть штурмовики, пошедшие добить накануне поврежденный немецкий транспорт, старавшийся вдоль норвежских скал добраться до Киркенеса, пришел в полк утром. Самоходку потопили, хотя та уже и праздновала спасение, добравшись до зоны огня береговых батарей, и без заминки повернули на обратный курс.
И тут с поста наблюдения сообщили: в районе аэродрома снова заметили характерный Ме-109.
— «Мессера» я увидел почти сразу же, вслед за сообщением, — рассказывал Зимин. — Тот был один, шел встречным курсом и на большой скорости. Как-то сразу подумалось: он! И верно: на борту извивался дракон.
В умении пилотировать противнику отказать было нельзя. Уклоняясь от боя, он свечой устремился в сторону солнца, на форсаже за ним шел «Як» Зимина. Один. Двигатель на самолете ведомого Ивана Разуваева не выдержал перегрузки в самый неподходящий момент, и тот отвалил в сторону.
Идя вслед на немцем, Зимин чувствовал, что мотор его «Яка» в верхней точке горки почти потерял мощность, и каждую секунду истребитель может попасть в штопор — а это верная смерть. Он свалил машину на крыло, успев заметить, что Ме-109 сразу же повторил маневр и тут же открыл огонь. Очередь прошла возле самой кабины, вспоров лючок-гаргрот. Если бы чуть ниже. Но задерживаться на этой мысли времени не было — машины сходились на встречных курсах.
— Наверное, это был самый напряженный момент, — вспоминал двадцать лет спустя он. — Поравнявшись с ним, я заложил крутой разворот, уже зная, что и его маневр будет таким же. Здесь все зависело от радиуса вращения.
Они оказались в одностороннем вираже и на одной высоте. С ревом гоняли по небу две железные птицы, которым тесно стало в воздушном океане. И одна из них неминуемо должна была пасть.
Николай верил в вираж, вираж — маневр для «Яка» выигрышный. Не раз товарищи говорили, что и «фоккеров», и «мессершмиттов» на нем можно ловить, но то были разговоры других. Теперь все наяву предстояло испытать самому. И пока — никакого преимущества. Правда, и сам под убийственный огонь не подставился.
С каждым витком радиус разворота «Яка» сокращался, и летчик с нетерпением ждал момента, чтобы втиснуть немца в кольца прицела. И он наступил. Две очереди советского истребителя прошли рядом с «мессером», не дожидаясь третьей, фашист стал кидать машину из стороны в сторону, перешел на петлю, на выходе из которой его и настиг Зимин. Последняя очередь из пушки и пулеметов прошлась по кабине с близкой, как тогда говорили на Севере, «сафоновской» дистанции. Задымив, «мессершмитт» резко пошел вниз и врезался в тяжелую воду Баренцева моря.
В номере газеты «Правда» от 9 июня 1944 года, тогда самой главной газеты в СССР, в разделе «Иностранная хроника» было напечатано: «Шведская газета «Свенска дагбладет» сообщает о гибели известного германского летчика майора Мебуса, самолет которого был сбит на фронте у Ледовитого океана».
Это и в самом деле был Мебус — фигура в германских Люфтваффе известная. За годы Второй мировой войны он сбил 74 самолета противника, был награжден рыцарским крестом, а вот в русском Заполярье нарвался на противника, превосходящего его и мастерством, и силой духа.
Само собой, об этих подробностях Зимин узнал много позже. За тот бой его представили к званию Героя Советского Союза. Однако Золотую Звезду истребитель так и не получил
—вместо нее его грудь украсил орден Отечественной войны II степени. История, по сути дела, была простая. Группа летчиков, в том числе и Николай, отмечали тот воздушный бой в одном из ресторанов Мурманска и, чего-то не поделив, подралась с моряками — бывало на войне и такое. Всех — под арест, по этой причине и пролетела Звезда мимо Зимина. Хотя послужной его список говорит, что летчик-истребитель совершил 140 боевых вылетов, сбил лично 6 самолетов врага, 10 — в составе группы, за что был отмечен четырьмя боевыми орденами.
Истребитель-бомбардировщик Як-9Б
Из поколения 1921 года рождения мало кто остался ныне в живых (война и время неумолимы), но очень многие еще застали переход к дикому российскому капитализму и тихо, матерными словами, «приветствовали» разгул бесовской приватизации. И на то были основания, потому что по не понятным для всех причинам заводы— а тогда они были не только местом работы, а, по сути, неотъемлемой частью жизни — вдруг оказались в непонятных руках. Отдавшие по 50-60 лет жизни становлению отечественной часовой промышленности, они не могли понять — как так может быть, чтобы приборостроение (а часовые заводы делали еще кое-что для обороны страны, типа «изделий А») было умышленно загублено? Они так этого и не поняли, и не приняли.
Но в их активе была честно и совестливо прожитая жизнь, никогда эти люди не отирались ни в чьих приемных и ничего для себя не просили, и потому прямо смотрели другим в глаза. А не как нынешний владелец бывшей «Чайки», боящийся показаться на улицах родного городка, — Углич же маленький, и все про всех все знают — и поскорее прячущийся за тонированными стеклами автомобиля. Воистину—не в деньгах счастье…
Такие вот времена, и о них мне напомнил перестук хронометров чуть было совсем не погибшего Петродворцового часового завода, но вроде как, хоть и краешком, включившегося в новое время.
Евгений МАЛИНИН
Углич — Санкт-Петербург