Стоянки каменного века, ледники, источники, курганы и скалы-«верблюды» ждут туристов

Как российские регионы могут нарастить свой туристический потенциал

20.08.2021 00:00

Автор: Олег Петров

Стоянки каменного века, ледники, источники, курганы и скалы-«верблюды» ждут туристов
Мерген Ооржак © Пресс-служба Совета Федерации

Республика Тыва расположена в центре азиатского материка, на стыке Сибири и Центральной Азии, и поэтому сочетает в себе элементы двух разных природных районов. Песчаные пустыни соседствуют здесь с южносибирскими лесами и тундрой, северные олени живут неподалёку от верблюдов и красных волков. На высокогорье обитают очень редкие животные — снежные барсы и тувинские яки-сарлыки, а альпийские луга радуют буйством цветов и красок… О туристических возможностях Республики Тыва рассказал депутат Государственной Думы Мерген Ооржак.

- Трудно найти ещё один регион на планете с такой разнообразной природой на небольшой территории. Почему же Тыва при хороших потенциальных туристских ресурсах сегодня занимает скромное место на рынке туруслуг?

- Да, вы правы. Регион, который я представляю в нижней палате парламента, расположен в центре азиатского материка, на стыке Сибири и Центральной Азии, и поэтому сочетает в себе элементы двух разных природных районов.

Здесь центрально-азиатские песчаные пустыни соседствуют с южносибирскими лесами и тундрой, северные олени живут неподалёку от верблюдов и красных волков. На суровом высокогорье обитают очень редкие животные — снежные барсы и тувинские яки-сарлыки, а альпийские луга радуют буйством цветов и красок. Тыва богата водными ресурсами — реками, озёрами, подземными водами, высокогорными ледниками, лечебными источниками — аржаанами.

В республике есть хорошая основа для развития внутреннего туризма. В Туве действуют два заповедника, природный парк «Тайга», 15 государственных природных заказников и столько же памятников природы. Также регион привлекателен богатым историко-культурным наследием и сохранившейся этнической культурой. Её неотъемлемой частью являются традиционное жилище тувинцев-кочевников — юрта, национальная кухня, народные промыслы и ремесла, национальные виды искусства, в частности, горловое пение хоомей, национальные виды спорта — борьба хуреш, конные скачки, а также уникальное сочетание традиций шаманизма и буддизма. 

К основным достопримечательностям и культурно-этнографическим объектам относятся государственный природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина», являющийся памятником всемирного природного наследия ЮНЕСКО, курганы Аржаан-1 и Аржаан-2 — древние памятники скифского времени, развалины уйгурских крепостей, Верхне-Чаданский буддийский храм-монастырь «Устуу-Хурээ», памятники Орхоно-Енисейской письменности — 150 камней с письменами, скалы — «верблюды», «дорога Чингисхана».

Из 807 объектов культурного наследия 756 памятников являются памятниками археологии, например, остатки стоянок каменного и бронзового веков, петроглифы, курганы и поминальные сооружения периодов кочевых цивилизаций и городища.

В то же время туристический интерес к нашему региону сложно назвать  повышенным. Почему же так происходит? На самом деле всё просто. Ресурсы приобретают туристские свойства только в совокупности с туристскими услугами, предоставляемыми туриндустрией, и надлежащей инфраструктурой. Её наиболее важным элементом является материальная база размещения туристов: гостиницы, пансионаты, дома отдыха и другие учреждения.

Также развитие въездного и внутреннего туризма в Республике Тыва существенно сдерживается недостаточным ассортиментом туристского продукта, качеством транспортных и гостиничных услуг, недостаточностью рекламно-информационного обеспечения продвижения республиканского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

- Как известно, любому развитию способствует создание конкурентной среды…

- Для Республики Тыва целесообразно конкурировать с другими регионами Сибири, такими как Республика Алтай, Карелия, Хакасия, которые находятся на более высокой ступени развития туриндустрии и уже имеют широко известные бренды.

Мы понимаем, что наш регион имеет все возможности и ресурсы, чтобы стать здесь конкурентоспособным. И основной задачей сегодня считаю разработку уникальных турпродуктов, проведение комплексной программы продвижения республики на туристическом рынке и, как следствие, формирование благоприятного имиджа региона в целом. Для этого необходим четкий статистический сбор данных по потоку туристов.

Развитие привлекательности региона тесно связано и с задачей создания бренда республики. Основные идеи брендинга могут быть использованы как в национальной, так и в международной конкурентной среде.

Развитие привлекательности региона тесно связано и с задачей создания бренда республики

Республика Тыва всегда славилась богатым культурным наследием и уникальными природными ресурсами. Именно её расположение в географическом центре азиатского материка привлекает отечественных и зарубежных туристов.

Впрочем, для повышения конкурентоспособности необходимо ещё разрабатывать элементы брендинговой политики на постоянной основе, где должны быть четко определены ассоциации, связанные с Тывой. Кроме того, необходимо взаимодействие с представителями СМИ в рамках специализированных мероприятий для прессы, создание креативной концепции по продвижению туристических продуктов на ключевых рынках, производство рекламных материалов, выпуск тематических брошюр и другое.

- Сегодня государство оказывает серьёзную поддержку развитию внутреннего туризма. Какой из федеральных проектов в этой связи вы бы выделили?

- Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предоставляет большие возможности, которое необходимо использовать на муниципальном уровне. Всё дело в том, что сегодня спрос на внутренний туризм сильно превышает предложение. Граждане хотят познакомиться с разными регионами страны, но иногда негде остановиться, нет хороших гостевых домов, отелей, кафе.

Потому нацпроектом предусмотрено создание туристических мастер-планов именно целых территорий, а не отдельных кластеров. То есть это может быть курорт, который благоустроят не в рамках одного муниципалитета или региона, а в рамках нескольких.

Эта программа предполагает финансирование из федерального бюджета порядка 570 миллиардов рублей, из регионального — 72 миллиардов рублей. Частные инвесторы, по оценкам экспертов, готовы вложить в эту сферу до 1,7 триллиона рублей. 

- Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в первую очередь для решения проблем развития туризма в Тыве?

- Уверен, что в первую очередь важно сформировать базы данных, создать справочно-информационную систему по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам, затем распространить опыт успешных пилотных эколого-туристских проектов.

Повторюсь: на повестке по-прежнему остаётся развитие туристской инфраструктуры, разработка экологических троп и маршрутов, создание системы их сертификации. Необходимо создавать музеи природы и информационные центры на особо охраняемых природных территориях.

Безусловно, развитие рекламно-информационного обеспечения и подготовка квалифицированных сотрудников — экскурсоводов, групповодов, инструкторов  — тоже является важным элементом в деле развития внутреннего туризма.

Справка

На территории республики ведут деятельность четыре туроператора и функционируют 76 коллективных средств размещения. Правительство Республики постепенно наращивает туристскую инфраструктуру, осуществляет ежегодно реконструкцию основных объектов туристского показа. Построены: этнокультурный комплекс «Алдын-Булак», автомобильная подъездная дорога к озеру Дус-Холь, мараловодческое хозяйство «Туран» с туристской инфраструктурой, скульптурный комплекс «Центр Азии», первый пятизвёздочный гостиничный комплекс «Азимут» в Сибири, взлётно-посадочная полоса аэропорта г. Кызыла.  

Сейчас активно проводится с федеральными органами исполнительной власти работа по приданию статуса:

  • международного — аэропорту г. Кызыла;
  • многостороннего — контрольно-пропускному пункту «Хандагайты-Боршоо».   

Таким образом, создание трансграничного коридора имеет потенциал увеличения иностранного туристского потока с Западного Китая и Монголии на 3-5 %. Заключены соглашения о сотрудничестве между местными туроператорами и крупными туроператорами Монголии: ООО «Женько Тур», ООО «Ай-Номадик». Реализацию туров предполагается начать с 2021 года.  

Определены к реализации инвестиционные проекты, привлекающие туристов и обладающие высоким потенциалом расширения туристского предложения по конкретным приоритетным видам туризма:  

  • создание туристской агрофермы «Эко-Тува»;  
  • строительство круглогодичного детского лагеря на озера Чагытай;  
  • создание санаторно-курортного и лечебно-оздоровительного туристского комплекса «Чедер-KINEZI»;   
  • создание этнографического центра «Дом шамана»;  
  • строительство многофункционального комплекса (Алдын-Булак-2);  
  • создание туристских логистических центров в Каа-Хемском и Чаа-Хольском районах;  
  • создание горнолыжного комплекса «Тайга».  

Реализация запланированных и прогнозных мероприятий позволит к 2025 году увеличить объём налоговых поступлений с 57,3 миллиона рублей до 64 миллионов рублей, количество размещённых в коллективных средствах размещения за тот же период вырастет с 40,8 до 48,5 тысячи человек, количество субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги в сфере туризма, вырастет с 49 до 54 единиц.