Статья экономии… Пушкин?!
Решение передать Государственный литературно-мемориальный и природный музейзаповедник “Болдино”с регионального на муниципальный уровень вызвало недоумение далеко за пределами Поволжья
Сама по себе идея не без странности: русские классики первого ряда — что Пушкин, что Лермонтов, что Достоевский — убытков государству никогда не приносили. Если Пушкину и случалось получать нечто наподобие современных грантов, то своим творчеством или, точнее, доходами от него он эти субсидии перекрыл с лихвой, никак не соизмеримой некогда полученному.
Скажу даже, что любые вложения в народные тропы, ведущие к заветным пенатам, и сами пенаты могут не вполне окупаться в буквальном смысле, зато в смысле морали и духовности их отдачу не переоценить. Но материальная прибыль тоже есть и для музеев, и для окрестного люда. Недаром же в Пушкиногорье, чеховском Мелихове, лермонтовских Тарханах и в Болдине, о котором идет речь, на празднике один из первых тостов провозглашают… за кормильца.
Но именно в Болдине вопрос экономии на классике и возник, наделав немало шума в дни 187-летия самой первой из тех самых «Болдинских осеней», которую всюду, где пушкинский стих «изустен для Отчизны», знают как воистину золотую пору русской литературы и лучшего, что с ней связано.
Ситуацию эту впору назвать маленькой российской смутой, наделавшей шума далеко за пределами Поволжья. Суть ее в решении властей Нижегородской области, ведающих Государственным литературно-мемориальным и природным музеем-заповедником «Болдино», перевести этот драгоценный «для сердца русского» уголок с регионального на муниципальный уровень, а стало быть, и на местный бюджет. Честно говоря, мне прежде и в голову не приходило, что подобного уровня хранилище памяти о национальном гении зависит от областной казны. Но чего только в жизни не бывает.
В доперестроечные времена Горьковская область благодаря своей промышленности слыла вполне благополучной, руководившие в ту пору музеем-заповедником люди явно предпочитали иметь дело с более доступным, чем московское начальством. Это и понятно. Любому же автомобилисту известно, что нередко дорога местного значения куда ухоженней трассы, считающейся общероссийской.
Но времена изменились, и крохотный в масштабах области, зато уникальный клочок земли вдруг стал обузой для региональных финансов. Кое-какое влияние на выбор такого метода смягчения дефицита бюджета оказало и недавнее повышение зарплаты в сфере культуры. Это необходимое и долгожданное событие для множества небогато живущих бюджетников проводилось за счет области, нагрузка на ее финансы возросла, и, судя по всему, кому-то пришло в голову Пушкина с бюджетного корабля сбросить.
В итоге все, кому Александр Сергеевич небезразличен, с тревогой заговорили о том, что Болдино может превратиться в скромный сельский музей. Пошли и небезосновательные разговоры о том, а не рискуем ли мы вообще утратить этот единственный в стране памятник, где стены пушкинских времен, пусть даже символически, но помнят его голос, скрип пера, хранят аромат его табака, чая, пирогов, которыми его потчевала прислуга?.. Я молчу уже о запахе дыма от горящей рукописи десятой главы «Евгения Онегина», сожженной именно здесь…
Вы спросите, а как же Михайловское? Но Михайловское при всей его ауре — это в основном уцелевший со времен поэта пейзаж, вдохновлявший поэта ландшафт. Остальное, увы, поздняя реконструкция. Время неумолимо, а время, связанное с войной, еще более беспощадно. Подлинное пушкинское, пожалуй, только в Петербурге, в мемориальной квартире на Мойке, и Болдине!..
Александр Сергеевич Пушкин добирался в мало кому тогда ведомую усадьбу за три дня, что по тем временам очень неплохо, ведь относительно невысокий его чин давал право требовать на станциях тройку сивок-бурок только по казенной надобности. В личных поездках приходилось довольствоваться одной-единственной лошадью. С той поры многое переменилось, и лично мне удалось добраться примерно часов за десять. Это, правда, при том, что на ближайшей к Болдину железнодорожной станции удалось сразу пересесть в машину. В случае ожидания автобуса дорогу удалось бы одолеть куда быстрее, чем при Пушкине, но все ж таки на пять—шесть часов затратней по времени.
Такая уединенность музея-заповедника, кстати сказать, и одна из причин, по которой туристов в Болдине заметно меньше, чем в Михайловском. В Пушкинские горы при желании и торопливости можно успеть из Москвы и вернуться в столицу за две ночи и один день. Подобный бросок в Болдине вообще-то возможен, но это будет уже нечто типа гонки на перекладных, когда главная цель не проникнуться, а отметиться.
Дорога была прилично заасфальтированной, но по-утреннему глухой. Раза три на свет фар выскакивали беляки, как-то с обочины взмыла сова, словом, почти все как в старинном документе о болдинских землях, согласно которому лес здесь «строевой и дровяной… в нем звери: волки, лисицы, зайцы, горностаи; птицы: тетерева, рябчики, скворцы, чижи, щеглы, соловьи». Понятно было, почему крестьяне много позднее гибели Пушкина уверяли, будто поэт ходил в рощу слушать, «о чем птицы поют», и говорили при этом о его якобы весенних приездах. Ну, а зайцы подсказали, что памятник ушастому зверьку, поставленный на Псковщине в Михайловском, в память о том, что веривший в приметы Пушкин, встретив косого, повернул назад, избежав тем самым многих неприятностей, вполне уместен был и здесь. За три его «Болдинских осени» те же быстроногие зверьки не раз заставляли его менять планы…
В дороге вполне времени хватило припомнить, а за каким лядом понесло Александра Сергеевича в такую глухомань, где деревенские улицы носили названия «Самодуровка» и «Бунтовка», навевая подозрения, что крестьян выселили сюда «по господскому велению» за самодурство и бунты. Правда, подобная топонимика расцвела не в самом Болдине, где он трижды пожил, а в Кистеневе, которым ему предстояло владеть, но расстояние между ними слишком невелико для полного спокойствия нового барина.
Не вдаваясь в подробности, напомню, что загнала его сюда предстоящая женитьба! Красавица Наталья Николаевна Гончарова слыла и была девицей небогатой, а мать ее из щепетильности или из-за опаски прослыть неимущей в глазах общества тещей ни в какую не желала отдать дочь без положенного по обычаям приданого. Выход нашли по нашим современным понятиям странный. Отец Александра Сергеевича отписал сыну Кистенево и двести крестьянских душ (название деревни безобидным тоже не назовешь, как и наименования ее улиц). Хозяйство принадлежало жениху, но должно было считаться приданым. невесты.
Новую собственность нужно было оформить, потому Пушкин и отправился туда, куда по московским представлениям в те годы воистину Макар телят не гонял. Потом поэт угодил в холерный карантин, и пусть иронизировал Александр Сергеевич в письме другу, что напасть эта «не страшней турецкой перестрелки», но пережидать эпидемию все равно пришлось. Не веданные им прежде места и просторы обвили и окутали его чем-то, названия и определения не имеющим, создав феномен «Болдинской осени»…
С директором музея-заповедника Юрием Александровичем Жулиным я предпочел бы поговорить о Пушкине, но сначала пришлось вести речь о скучной экономической прозе. Ко дню моего приезда обстановка вокруг Болдина во многом разрядилась. Весомой причиной тому стал отклик Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко на просьбу музейщиков придать опекаемой ими сокровищнице русской культуры давно желанный статус особо ценного объекта наследия народов РФ.
Болдинцы обратились со своими бедами и проблемами в оргкомитет предстоящего Года культуры, и возглавляющая его Валентина Матвиенко четко откомментировала дела: «Безусловно, не хватает средств. Но дело не только в финансировании». По словам спикера Совета Федерации, культура не должна оказаться статьей, на которой экономят. Остановилась она и на том, что в малых городах нашей страны немало уникальных памятников истории, культуры, которые, к сожалению, находятся в плачевном состоянии, разрушаются.
Всех музейщиков России и опять же всех, кому не безразлично достояние дня сегодняшнего, пришедшее из минувших веков и эпох, не оставят в безразличии слова Валентины Матвиенко о важности закончить ревизию всех зданий-памятников в стране, распределить их по категориям, законодательно закрепить принципы защиты и поддержки для каждого из них. «Эта программа не на один год, но она должна быть реализована, — подчеркнула Председатель Совета Федерации. «В рамках года культуры мы выработаем законодательную базу, необходимую для эффективной и ускоренной реставрации и восстановления наших памятников», — сказала она.
Понятно, что после столь четкой и не подразумевающей спорных толкований поддержки будущее музея в Болдине туманным не назовешь. Но большие дела мгновенно не делаются. Реальное повышение статуса займет не меньше года. Без этого, увы, не обойтись. Зато на областном уровне появились приятные просветы. По словам директора, власти, наконец, конкретизировали туманновато звучавшие слова, что все останется по-прежнему. Нижегородские верха обещают, что бюджет района ради заповедника ужимать не придется, что деньги на будущий год — а это около 35 миллионов — район получит целевым назначением из области.
Не понятно только, а зачем было вообще подобный огород городить. Похоже на то, что переброска «Болдина» с уровня на уровень вообще понадобилась для того, чтобы некоторым образом «испытать судьбу». Получится без шума и заметных издали потерь понизить статус — вот и хорошо! Обратит Москва на это внимание и возьмет музей-заповедник под федеральное крыло, что и предполагалось семь лет назад, — еще лучше. Однако… после обращения на имя Председателя Совета Федерации Юрия Александровича Жулина в родной его области успели обвинить в отсутствии патриотизма. Что ж, набат не так приятен для слуха, как литавры.
Диктатор российских дум пушкинской поры Виссарион Белинский назвал когда-то «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Но энциклопедия без иллюстраций не всем понятна. Болдино же впору назвать впридачу ко всем его направлениям и официальным определениям заповедником-иллюстрацией к великому роману в стихах и ко многим страницам прозы. Но обычная иллюстративная картина места много не занимает, сохранить ее нетрудно, реставрировать легко. А просто ли было воссоздать «вотчинную избу», куда мужики сносили оброк, когда Онегин им «ярем барщины старинной» заменил?
Или другой пример. Несколько лет назад молния расколола двухсотлетнюю ветлу, в кроне которой могли таиться птицы, которых слушал Пушкин. Своими силами пострадавшее дерево подлечили, хотя к прежнему виду его не вернуть. Но чтобы хоть новые побеги сберечь, нужно приглашать дендрологов. А денег на них нет. Есть еще мечта, которая могла бы и прибыльной явью стать — некогда здесь жили неплохие гончары. На кувшины чернолощеной керамики покупатели бы нашлись. Глина есть, оборудование наладить под силу, но приглашать мастера не на что… Опять же забор, которого не так давно не имелось. Шутки шутками, а жители Болдина десятилетиями привыкли устраивать пикники с кострами и шашлыками прямо в парке. Страшно подумать, что налетевший вихрь мог поднести искру, а то и непогасший уголек к господскому дому, где жил и работал Пушкин… В нем и без того проводку не меняли больше сорока лет.
Музей зарабатывает как может и вроде не так уж мало. В этом году более восьми миллионов. Но даже самые актуальные нужды требуют куда больше. Тут не до развития, не до планов «громадья», перечень которых занимает полторы страницы убористого шрифта, притом для многих проектов уже и документация разработана.
Деньги, конечно, многие проблемы решают. Но кое-какими чудесами болдинцы меня поразили и при весьма скромном наличии средств. Это я во Львовке наглядно узрел — в селе, основанном дедом поэта, переселившем на эту местную «целину» за какие-то грехи и провинности несколько болдин-ских семей. Потом уже при Александре Сергеевиче сюда опять подослали новых крестьян, которые смогли даже прибавить доходов владельцам.
Позднее хозяином Львовки стал старший сын поэта Александр Александрович Пушкин, доживший до XX века, славно повоевавший с турками и дослужившийся не в пример отцу до генерал-лейтенанта. Деревянная церковь Александра Невского, построенная на его средства, каким-то счастливым образом уцелела до наших дней. Четырнадцать лет назад ее удалось законсервировать, и теперь храм ожидает реставрации, а стало быть, и средств для нее, эквивалентных почти годовому бюджету музея-заповедника. Отсюда понятно, что пока что речь о мечте. Но были тоже имеются.
Юрий Александрович Жулин, как человек деликатный, о своем личном участии в музеефикации Львовки скромно умолчал. Это я от его сотрудников узнал, что село стало притягивать туристов и литературных паломников после его прихода в директорский кабинет. С легкой руки Жулина после немалых хлопот в подлинном барском доме открылся музей героев «Повестей Белкина». Есть в нем кабинет самого придуманного Пушкиным автора, есть светелка героини «Барышни-крестьянки», комната, посвященная персонажам «Выстрела», и горенка Маши из «Метели». Есть надежды дополнить их экспозицией «Станционный смотритель» с показом реальной жизни ямской станции и постоялого двора. Но осуществление этого проекта связано с задуманным строительством дома приема туристов, а его на одном желании и даже энергии не возведешь.
Есть зато более простой в осуществлении, трогательный проект создания «Музея быта сельской учительницы». Стараниями Жулина удалось восстановить домик церковно-приходской школы, где всю жизнь преподавала и обитала скромная просветительница львовской ребятни Софья Погодина. Нашли ее фотографию, многое узнали о небогатой событиями, но благородной судьбе. В наше черствое время таких людей забывать грех.
Деньги на школу, как и на церковь, когда-то дал тоже тот Пушкин, который обошел отца в чинах. О нем Юрий Александрович задумал создать экспозицию, притом в комнате усадьбы, где был кабинет генерала.
Словом, новый статус музею-заповеднику реально обещан. Остальное приложится.