День Победы в Великой Отечественной войне

14:15Как закон защищает георгиевскую ленту

13:21Почтить память бойцов СВО предложили на шествии Бессмертного полка

12:55Путин поздравил лидеров и граждан иностранных государств с грядущим Днем Победы

«Северный полюс-41» вышел на связь с «Парламентской газетой»

04.06.2023 08:00

Автор: Инесса Фотева

«Северный полюс-41» вышел на связь с «Парламентской газетой»
  © Павел Львов / РИА Новости

После почти десятилетнего перерыва российские полярники снова в Северном Ледовитом океане. Но теперь живут не в щитовых быстровозводимых домиках, а в удобных каютах. А исследования проводят на принципиально новом технологическом уровне. Все благодаря ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс», способной дрейфовать, пришвартовавшись к льдине, до двух лет. Подобного конструкторского решения в мире больше нет. «Парламентская газета» подробнее узнала, как оно продвинет отечественную науку.

Первую советскую дрейфующую полярную станцию под руководством Ивана Папанина развернули в Северном Ледовитом океане в 1937 году и эвакуировали спустя 274 дня. Подобных экспедиций в этих широтах было 40 до 2013 года, когда программу регулярных исследований приостановили из-за таяния льдов, создавшего угрозу жизни людей.

Несколько лет специалисты искали решение проблемы. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) его нашел. По поручению президента Владимира Путина судостроительная корпорация «Адмиралтейские верфи» построила уникальное научно-исследовательское судно — ледостойкую самодвижущуюся платформу (ЛСП). В сентябре 2022 года она отправилась к месту предполагаемой дислокации в центральной Арктике, и уже 2 октября команда начала осваивать лагерь.

«В конце сентября 2022 года на судне «Академик Трешников» мы искали подходящую льдину, к которой сможет пришвартоваться ЛСП, — рассказал «Парламентской газете» начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ, опытный полярник со стажем более 48 лет Владимир Соколов. — Главный критерий — ее максимальная мощность, желательно толщиной свыше двух метров». 

В Росатоме призвали принять закон об экологическом мониторинге в Арктике

Научная программа во многом продолжит прежние исследования с помощью приборных комплексов на льду, но возможности нового судна позволят решать более сложные задачи с использованием тяжелой техники.

По словам директора ААНИИ Александра Макарова, платформа станет ключевым звеном Арктической обсерватории, объединяющей научно-исследовательский стационар «Ледовая база «Мыс Баранова», Российский научный центр на архипелаге Шпицберген, гидрометеорологическую обсерваторию Тикси.

Значимость проекта отметил и Артур Чилингаров, член думского Комитета по международным делам («Единая Россия»), президент Ассоциации полярников, первый вице-президент Русского географического общества.

«Наконец, это случилось. Если бы не позиция Запада по поводу событий на Украине, я более чем уверен, что это была бы первая международная дрейфующая станция, — подчеркнул специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике. — Построить такой плавучий научный центр, вморозить его в лед и проводить там совместные исследования Россия, которая председательствовала в Арктическом совете, предлагала зарубежным коллегам неоднократно».

А еще «Парламентская газета» получила видеоприветствие с дрейфующей станции «Северный полюс-41», которое от имени коллектива передал руководитель отдела океанологии ААНИИ, начальник экспедиции Кирилл Фильчук.

Полностью материал читайте здесь

Читайте также:

• Узнать о состоянии акватории Северного морского пути поможет мониторинг • Карелова назвала Северный морской путь двигателем экономики России