Самую асимметричную станцию московского метро открыли 30 лет назад

Самую асимметричную станцию московского метро открыли 30 лет назад

Фото: агн москва

Метро пришло в Крылатское на западе Москвы 31 декабря 1989 года. Одноимённая с районом станция оказалась необычной — первой с асимметричным сводом, который напоминает форму крыла.

Односводчатую станцию возводило СМУ-11 Мосметростроя под руководством Александра Евтихина. Оно впервые применило технологию «стена в грунте», которая теперь стала повсеместной. Этот способ позволяет сооружать подземные объекты в тесном соседстве с существующими зданиями.

«Крылатское» должны были открыть 7 ноября к 72-й годовщине Октябрьской социалистической революции, но срок сдачи в эксплуатацию пришлось сдвигать. Поначалу эта станция была конечной на Филёвской линии, но 7 января 2008-го её переключили на Арбатско-Покровскую, когда ту продлили в Строгино.

Архитекторы Николай Шумаков и Галина Мун посвятили оформление станции теме спорта и физкультуры, ведь совсем рядом находятся объекты Летней олимпиады 1980 года — велотрек и Гребной канал.

Путевые стены облицевали белым и серым мрамором, а пол выложили серым и чёрным гранитом. Характерной особенностью станции стала асимметричность свода: с одной стороны в нём есть ниши, которые поднимаются вверх, плавно сужаясь.

Подъём к южному вестибюлю украсили бронзовой скульптурной композицией, которую создал Анатолий Мосийчук. С одной стороны дуги — девушка с крыльями, а с другой — юноша с мячом. В разных местах района в 80-е были расставлены другие «окрылённые» работы Мосийчука, к сожалению, почти все они исчезли. Ещё одна «фишка» станции в том, что её указатели с её названием помещены не на путевых стенах, а в центре зала.

Южный выход / Фото: wikipedia.org

Много лет спустя, в 2014-м, Шумаков и Мун использовали тот же приём с асимметрией свода на станции в другом конце города — «Битцевском парке».

Открывать новые станции «под Новый год» было одной из традиций. Так, 31 декабря 1964 года ввели в эксплуатацию участок от «Сокола» до «Речного вокзала», в 1965-м открылась «Преображенская площадь», год спустя — целый радиус от «Таганской» до «Ждановской» (теперь «Выхино»). В 1971 открыт центральный участок «оранжевой» Калужско-Рижской линии от станции «Проспект Мира» до станции «Площадь Ногина» (сейчас «Китай-Город»). А в 1984-м спешка чуть не обернулась катастрофой: открытый 30 декабря участок от «Каширской» до «Орехово» пришлось закрывать на следующий день из-за прорвавшегося плывуна. Станции вновь заработали только 9 февраля 1985-го.

Просмотров 2492

31.12.2019 01:22




Загрузка...

Популярно в соцсетях