Российский лётчик сделал «мертвую петлю» над Киевом
105 лет назад, 9 сентября 1913 года, над Сырецким аэродромом города Киева, русский военный лётчик Пётр Нестеров впервые выполнил фигуру высшего пилотажа - «мёртвая петля».
Впервые идею выполнения «воздушной петли» выдвинул в 1891 году российский ученый Николай Жуковский. Он предположил, что планер может двигаться по траектории, не имеющей точек перегиба и представляющей некоторые петли. Свои предположения профессор Жуковский подкрепил серьёзными математическими выкладками. Однако из-за несовершенства летательных аппаратов того времени его гипотеза почти 20 лет оставалась лишь на бумаге.
Впервые выполнить «воздушную петлю» решился в 1910 году американский летчик Арчибальд Хоксей. К сожалению, попытка закончилась катастрофой. Аэроплан из-за малой мощности мотора при выполнении фигуры потерял скорость, перешел в штопор и рухнул вместе с летчиком на землю. Арчибальд Хоксей погиб. Позднее ещё несколько смельчаков из разных стран пытались выполнить «воздушные петли», но все попытки заканчивались неудачей.
Мысль выполнить такую фигуру высшего пилотажа также занимала многих русских военных летчиков, но первым решился на этот отчаянный шаг лишь Петр Николаевич Нестеров.
9 сентября 1913 года он поднялся на французском аэроплане «Ньюпор-IV» над Сырецким аэродромом города Киева. На высоте 1000 метров лётчик, остановив мотор, начал планировать почти вертикально вниз. На высоте 600-800 метров от поверхности земли он включил мотор, выровнял аэроплан и, поставив его носом кверху, повернул на спину. Затем, перейдя в вертикальное положение носом вниз и замкнув, таким образом, кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и спланировал на землю. Всё выполнение «мертвой петли» заняло у Нестерова 6-8 секунд.
Триумф лётчика не только не признали, но даже чуть не посадили его под арест «за риск казенным имуществом». Повторять «мертвую петлю» было всем строжайше запрещено.
Фото: ru.wikipedia.org