Россиян пересадят на метро и фуникулёры
Госдума на пленарном заседании планирует рассмотреть во втором чтении законопроект о регулировании правоотношений, связанных с перевозкой пассажиров внеуличным транспортом.
Основная цель законопроекта — объединить транспортные возможности метрополитена и других видов внеуличного транспорта, к каковым относятся монорельс, подвесные канатные дороги, фуникулёры и т.п. Проект федерального закона «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен Минтрансом.
Разработчики законопроекта указывают, что в связи с ускоренными темпами автомобилизации крупные российские города столкнулись с необходимостью решения проблем организации дорожного движения, в том числе перевозок городским общественным транспортом. При этом те виды общественного транспорта, которые заняты перевозками по городским улицам — автобусы, троллейбусы, такси, — испытывают те же сложности в передвижении, что и личный автотранспорт, и потому неспособны оказывать населению приемлемые по качеству транспортные услуги.
«Зарубежный опыт показывает, что решением аналогичных проблем является развитие внеуличного пассажирского транспорта, конкурентоспособного по качеству (скорости передвижения, доступности, комфорту) и стоимости транспортных услуг», — говорится в пояснительной записке к проекту закона. Там же отмечается, что помимо решения транспортных проблем и перераспределения пассажиропотоков с личного автотранспорта на общественный, развитие внеуличных видов транспорта улучшит экологическую ситуацию, повысит транспортную доступность населения в районах, где недостаточно развита автодорожная инфраструктура, и поспособствует развитию национальной промышленности.
Наиболее распространённый из действующих в настоящее время в России внеуличных видов транспорта — метрополитен. Наряду с ним также существуют монорельсовый транспорт, подвесные канатные дороги и транспортные фуникулёры, которые позволяют разгрузить автомобильные дороги и обеспечить безопасность, комфорт и ритмичность перевозок. Таким образом, считают авторы законопроекта, существуют объективные социально-экономические предпосылки к развитию всех видов внеуличного транспорта в крупных российских городах.
«При формировании федерального законодательства о городском пассажирском транспорте внеуличный транспорт был исключён из сферы его правового регулирования, а иные виды (в том числе и перспективные) внеуличного транспорта не получили какого-либо конкретного правового закрепления», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. В этой связи, считают его разработчики, подготовка нового проекта федерального закона, самостоятельно регулирующего деятельность внеуличного транспорта, является особенно актуальной.
Документ вводит, во-первых, чёткие законодательные определения понятий «внеуличный транспорт», «метрополитен», «фуникулёр транспортный», «подвесная канатная дорога транспортная», «монорельсовый транспорт», устанавливает понятийный аппарат, а также основные цели и способы государственного регулирования внеуличного транспорта. Во-вторых, с учётом зарубежного опыта закон предусматривает нормативно-правовую базу для реализации перспективных проектов по интеграции транспортных возможностей внеуличного, железнодорожного и других видов пассажирского транспорта общего пользования. Наконец, документ вводит требование о разработке на федеральном уровне типовых правил технической эксплуатации и типовых правил пользования для каждого вида внеуличного транспорта.
Несколькими днями ранее президент Владимир Путин поддержал проект строительства в Москве новой ветки наземного метро. По замыслу инициаторов проекта, который был представлен главе государства мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым, новая ветка должна соединить радиальные железнодорожные направления.