«Родные» языки останутся обязательным предметом
Законопроект о «родных» языках Госдума может рассмотреть 19 июня. Принять документ в первом чтении рекомендовал Комитет палаты по образованию и науке.
Одновременно с законопроектом на рассмотрение Госдумы будет представлен проект постановления, в котором зафиксированы направления доработки законодательной инициативы ко второму чтению. Кроме того, в проекте предложено Правительству при подготовке бюджета на 2019 год «рассмотреть вопрос о выделении средств из федерального бюджета на поддержку создания учебников по изучению родных языков из числа языков народов Российской Федерации».
«В настоящее время право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается далеко не в полной мере, — констатировал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. — Всего по пяти языкам есть учебники, которые внесены в федеральный перечень. Примерные основные образовательные программы разработаны лишь для 13 языков».
При этом, по данным Комитета Госдумы по делам национальностей, в общей сложности в России используются 277 языков.
Представители всех фракций 10 апреля внесли в Госдуму законопроект, уточняющий, что преподавание родных языков должно осуществляться на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников. Однако думская инициатива вызвала серьёзные дискуссии в ряде регионов, особенно в республиках.
В ходе обсуждения законопроекта участники рабочей группы выработали компромиссный вариант, который предполагает, что республики смогут оставить родные и национальные государственные языки в обязательной части школьной программы, причём русскому языку тоже присвоят статус родного. После этого выбрать «родной» язык для ребёнка смогут родители — при его поступлении в первый класс и переводе в пятый класс.
Также при доработке законопроекта ко второму чтению в него внесут положение, предусматривающее создание специального фонда поддержки родных языков.