Революционный крейсер отметит свою годовщину
119 лет назад в Санкт-Петербурге был спущен на воду крейсер «Аврора» — будущий символ Октябрьской революции
24 мая 1900 года (11 числа по старому стилю) на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге российский император Николай II спустил на воду бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора». Кораблю дали имя в честь одноимённого 44-пушечного фрегата, который в годы Крымской войны обеспечил успешную оборону Петропавловска от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса.
Новый крейсер водоизмещением 6731 тонна, длиной 127 и шириной 16,8 метра, вооружённый четырнадцатью 152-миллиметровыми орудиями и шестью 76-миллиметровыми зенитными пушками, вступил в строй боевых кораблей российского военно-морского флота России в 1903 году. Первый бой, в котором поучаствовала «Аврора», случился в Цусимском сражении в мае 1905 года. Крейсер получил значительные повреждения и потерял 15 членов корабельной команды, однако сумел прорвать окружение и уйти в Манилу, где простоял разоружённым до конца Русско-японской войны.
В 1906 году корабль вернулся в Россию. После произведённого ремонта крейсер стал учебным кораблём: его перевели в состав отряда Морского кадетского корпуса, и военно-морские курсанты проходили на нём практику. Кроме того, он совершил несколько заграничных плаваний и участвовал в манёврах Балтийского флота.
В годы Первой мировой войны корабль нёс дозорную службу в Балтийском море и в конце 1916 года прибыл на ремонт в Петроград. Именно там случился звёздный час знаменитого крейсера: в ночь на 7 ноября 1917 года «Аврора» оказалась в гуще революционных событий. По общепринятому убеждению, именно холостой залп пушек «Авроры» стал сигналом к захвату Зимнего дворца солдатами и матросами под началом большевиков.
В период Великой Отечественной войны крейсер и его экипаж принимали участие в защите Северной столицы. Судно получило множество пробоин и село на грунт. В 1944 году корабль подняли и отремонтировали, а в 1948 году поставили на вечную стоянку в Ленинграде, пришвартовав у Петроградской набережной.
До 1956 года «Аврору» использовали в качестве учебной базы Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. А в 1956 голу на крейсере открыли филиал Центрального военно-морского музея, превратив «Аврору» в первый в России корабль-музей.