Правительство придумало, как сдержать рост цен на авиабилеты

На аэропортовые услуги для международных рейсов планируется установить нулевую ставку НДС

Правительство придумало, как сдержать рост цен на авиабилеты

Фото: Интерпресс/ТАСС

На услуги в аэропортах могут установить нулевую ставку налога на добавленную стоимость (НДС). На какие именно — определит кабмин. Соответствующий законопроект внесён в Госдуму вечером 16 июля. Ожидается, что данная мера снизит издержки авиакомпаний и повысит доступность международных авиаперевозок.

Себестоимость услуг аэропортов завышена

Ранее в Минтрансе неоднократно отмечали, что действующий порядок налогообложения аэропортовых услуг приводит к завышению налоговой базы у авиакомпаний. Сейчас от уплаты НДС, согласно статье 149 Налогового кодекса, освобождена значительная часть услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России.

Как следствие, аэропорты должны вести раздельный учёт «входящего» НДС, относящегося к необлагаемым услугам. В результате этот «входящий» налог они вынуждены включать в себестоимость, что в итоге влечёт к удорожанию услуг, негативно воздействует на экономику авиакомпаний и сдерживает развитие отрасли.

Своим законопроектом Правительство предлагает вместо вносящей путаницу льготы в виде освобождения от НДС установить в отношении аэропортовых услуг при международных воздушных перевозках формальную налоговую ставку по НДС — 0 процентов. Это позволит аэропортам по данным услугам выставлять счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость и принимать к вычету «входящий» НДС.

Планируется, что кабмину перейдут полномочия по определению ставки налога на добавленную стоимость для услуг по обеспечению взлёта, посадки и стоянки воздушных судов, авиационной безопасности, заправки самолётов, а также хранению авиационного топлива.

Совет Федерации неоднократно обращал внимание Правительства, что затраты наших авиакомпаний чрезмерные, которые не позволяют им конкурировать с зарубежными перевозчиками.

Специалисты Министерства финансов подсчитали, что при реализации этой инициативы бюджет в 2018-2021 годах лишится части сборов по НДС, но в итоге получит 14 миллиардов рублей дополнительных доходов от роста пассажиропотока и развития смежных отраслей.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин поддержал инициативу Правительства. «Последовательные действия кабмина на рынке авиаперевозок — это следствие анализа структуры затрат перевозчиков, — рассказал сенатор «Парламентской газете». — Совет Федерации неоднократно обращал внимание Правительства, что затраты наших авиакомпаний чрезмерные, которые не позволяют им конкурировать с зарубежными перевозчиками».

Наиболее затратными параметрами, влияющими на стоимость перевозки, парламентарий назвал стоимость авиатоплива (до 35 процентов стоимости билета) и аэропортовые услуги. Кроме того, законодатель подчеркнул, что следующим шагом на пути минимизации затрат на авиаперевозки должно стать снижение стоимости услуг топливозаправщиков за счёт развития конкуренции в этой сфере.

Снизится ли стоимость билетов?

Как пояснил «Парламентской газете» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «ВШЭ» Фёдор Борисов, ценообразование в рыночной экономике отличается от ценообразования в плановой экономике тем, что на конечную цену товара влияют не только издержки, но и спрос и ещё масса факторов. «Общая логика элементарна: чем меньше авиакомпания несёт издержек, тем ей легче понизить цену на билеты, — отметил эксперт. — Естественно, что в пиковый сезон, когда спрос превышает предложение, перевозчики будут держать высокую цену. Но в низкий сезон, когда самолёты летают полупустыми, у авиакомпании появляется больше свободы манёвра, чтобы снизить тарифы».

По прогнозам экспертов, цены на билеты за границу либо незначительно снизятся, либо просто останутся прежними. «То, что на растущем рынке билеты не подорожают, это, по сути, такое же снижение, — пояснил Борисов. — В любом случае билет будет дешевле, чем был в отсутствие данной меры».

Практически по всем статьям затраты авиакомпаний растут очень высокими темпами.

С некоторыми оговорками позитивный эффект для отрасли от нулевой ставки НДС на аэропортовые услуги прогнозирует и исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Рассчитывать на ключевое снижение цен на авиабилеты только лишь при реализации этой меры не приходится, так как практически по всем статьям затраты авиакомпаний растут очень высокими темпами, — заявил он «Парламентской газете». — Можно напомнить, что авиатопливо в ряде аэропортов страны за прошлый год поднялось в цене на 45 процентов».

Структура затрат авиаперевозчиков ГСМ — 20%
Лизинг воздушных судов — 27%
Аэропортовые услуги — 15%
Техническое обслуживание — 11%
Зарплата персонала и налоги — 8%
Иное — 19%
По мнению специалиста, на этом фоне существенного снижения общего объёма издержек авиакомпаний добиться не удастся. Однако следует приветствовать любой фактор, который будет улучшать экономику авиатранспортной отрасли, позволит сдержать неизбежный рост цен, замедлить принятие очередных решений о повышении тарифов.

По мнению Олега Пантелеева, авиаперевозчики ждут более решительных шагов.

«Мы видим, что Правительство критикует авиакомпании за чрезвычайно высокие цены на авиабилеты, но с другой стороны, не торопится принимать лежащие на поверхности антикризисные меры по снижению налоговой нагрузки на отрасль. В частности, предложения об обнулении НДС на внутренних линиях впервые прозвучали более 10 лет назад, но этого так и не произошло», — подчеркнул эксперт.

В мае этого года Министерство финансов предложило снизить до нуля налог на перевозки по внутренним региональным линиям, однако также повысить НДС с 10 до 18 процентов для тех рейсов, которые следуют через Москву.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Автор: Геннадий Мельник

Ещё материалы: Сергей Рябухин

Просмотров 1174

17.07.2018 17:45

Загрузка...