Портрет династии
В бывшем Музее В.И. Ленина Государственный исторический музей открыл выставку «Романовы. Портрет династии»
Любую семью, а тем более династию, впору сравнить с материком или, может быпъ, с архипелагом. Бывает, что они угасают, растворяются во времени, оставляя в человеческом океане лишь отдельные островки, чудом уцелевшие после исторического катаклизма, по масштабам сравнимого с тем вулканическим взрывом, что погубил Атлантиду. Катастрофой Дома Романовых стала революция, после которой выжили, разбредаясь по дальним странам, только очень немногие его представители… Живописно-скульптурно-фотографическую хронику трех веков Романовых представил Государственный исторический музей на уникальной выставке «Романовы. Портрет династии», занявшей несколько первоэтажных залов бывшего Музея В.И. Ленина.
В таком расположении экспозиции можно усмотреть что-то символическое, можно вспомнить диалектическую спираль, а можно, не мудрствуя лукаво, просто обойти за-лы1, находя в них что-то, выбывающее отклик в собственной душе. Простор для этого в краснокирпичном здании музея воистину необозрим. Между тем, как подчеркнул на открытии генеральный директор ГИМа Алексей Левыкин, музей представил раритеты именно из своего собрания, не привлекая для этой изобразительной романовской ретроспективы достояния других хранилищ старины и художественных галерей. Но даже в таких рамках выставка столь богата, что становится печально от осознания того, насколько малая часть сокровищ главного исторического музея страны доступна посетителям не в дни юбилейных показов, а повседневно.
Многие из них даже сотрудникам музея не слишком ведомы. Портрет великой княгини Ольги Александровны кисти Нерадовского многие десятилетия пребывал в запасниках намотанным на специальный вал и лишь к выставке был с этой оси снят и отреставрирован. Судьба этой августейшей особы уникальна и по-своему чудесна. После неудачного великосветского замужества она нашла свое счастье в браке с простым (пусть даже и дворянином) офицером Куликовским и после вереницы приключений и балансирований на грани гибели оказалась в Канаде, где содержала семью и ухитрялась благотворительствовать. продавая свои картины. Очевидно, она была единственной из основной ветви правившей Россией династии, кто соответствовал девизу, утвержденному Лениным для помещения на особой памятной доске согласно плану монументальной пропаганды: «Мы с теми, кто сам себя кормит».
Мало кто видел и карандашные наброски портретов великих князей времен Первой мировой войны, созданные отнюдь не в штабных кабинетах, а на фронте. Любопытно, что один из их авторов, прославленный лауреат Сталинской премии Георгий Верейский публично об этом эпизоде биографии никогда не говорил, зато в жизнеописаниях его обязательно подчеркивалось, что художник с натуры рисовал Ленина.
Романовых, как известно, было много, и личностями иные из них являлись весьма незурядными. Великий князь Константин Константинович оставил вполне достойный след в истории русской поэзии под псевдонимом «К.Р.». Песня на его слова «Умер бедняга в больнице военной» и по сию пору не забыта, как и многие романсы, музыку которых писали крупнейшие русские композиторы. Как-то он спас Константина Бальмонта от серьезных неприятностей в пору первой русской революции, когда один из зачинателей символизма ударился в революционную патетику и без великокняжеского вмешательства мог оказаться не в Европе, а в местах «не столь отдаленных». Кроме живописного портрета «на коне», Константин Константинович предстал перед посетителями в гриме и костюме Гамлета на фотографии, сделанной после единственного спектакля, в котором эта августейшая особа с высочайшего соизволения выступила в роли принца Датского. Кстати, этот единственный случай лицедейства в семье Романовых особо примечателен тем, что К.Р. сам выполнил перевод «Гамлета» на русский, притом это переложение с шекспировского на пушкинско-толстовский язык литературоведы склонны считать самым удачным до появления переводческих шедевров Лозинского и Пастернака.
Другой любительский спектакль состоялся в конце XIX века, и участвовали в нем театралы из высшего общества. Сцену оборудовали в доме жены московского губернатора, старшей сестры самой императрицы, великой княгини Елизаветы! Федоровны!, а постановщиками стали Станиславский и Немирович-Данченко, о чем историки Художественного театра впоследствии обычно не упоминали. Сама хозяйка на сцену не выходила, но была в тот вечер в костюме Марии-Антуанетты, которую и она сама, и ее сестра Александра Федоровна числили в своих героинях. Кисть Федора Рерберга запечатлела ее с белыми бурбоновскими лилиями в руках и с воистину трагическим взглядом. Откуда знать было этой несомненной красавице, что десяти лет не пройдет, и она похоронит мужа, погибшего от бомбы Ивана Каляева, потом посетит в тюрьме убийцу и простит его. И уж подавно не могла помыслить Элла, как называли великую княгиню близкие, что через 22 года ее сбросят в алапаевскую шахту, что останки мученицы, много позднее причисленной к лику святых, кружным и во многом загадочным путем найдут упокоение в Иерусалиме, а в начале 2000-х годов будут привезены в Россию, и множество людей придет поклониться ей во время посмертного странствия по стране.
Разумеется, художник художнику рознь. Для одних на первом плане было искусство, другие же относились к высочайшим заказам сугубо потребительски. Иван Крамской не без цинизма писал Третьякову, что «во все времена царский портрет представлял кредитный билет большего или меньшего достоинства, смотря по исполнению, но непременно денежный знак».
При всем уважении к несомненному, хотя и скромному, таланту автора «Незнакомки», отмечу, что Илья Ефимович Репин в своем портрете Николая II явно не думал о гонораре. Изобразив императора во весь рост, он исхитрился, несмотря на масштабность, наделить своего живописного героя воистину грустными глазами. Более трогательный взор на полотнах с изображением царя удался разве что Валентину Серову, но его императорские портреты на выставке отсутствуют, ибо хранятся в других музеях. Репина в то время портреты на банкнотах уже особо не притягивали, заказов ему хватало. В любом случае, поместив репинское полотно рядом со столь же парадным портретом Александра III, авторы экспозиции прекрасно подчеркнули, насколько по-разному отец и сын соответствовали рангу самодержцев. Тяжелые и властные глаза Александра III, за время царствия уклонившегося от всех соблазнов ввязаться в войну, и мягкость сына, впутавшегося в конфликт с Японией и допустившего войну с Германией, подписав таким образом приговор и себе, и династии.
Столь же властный, но при том с налетом трагизма, взгляд Александры Федоровны увековечил в мраморе Марк Антокольский, увидевший в императрице женщину горделивую и на все готовую пойти ради семьи. Волшебным образом скульптор объединил в выражении лица последней царицы Дома Романовых непреклонность и неуверенность в будущем, словно ей дано было предвидеть несчастья, которые поджидали ее саму, мужа и детей за недалеким временным горизонтом. Но о которых она в дни создания мраморного бюста и догадываться не могла.
На картине Дмитриева-Оренбургского НиколайII (слева) еще наследник престола. Справа великие князья Павел и Сергей
Маленькой сенсацией стало появление в экспозиции фотографического портрета второй жены Александра II Екатерины Долгорукой, ставшей после тайного венчания светлейшей княгиней Юрьевской. Ее облик любителям истории был практически неведом, да и на выставке он представлен был не без споров. Смущала, вероятно, неоднозначность образа многолетней любовницы Александра Николаевича, матери внебрачных царских детей, обретшей статус пусть морганатической, но законной супруги буквально накануне кончины императора. Но прервавшаяся династия сродни песне, из нее факта не выбросить.
Потомкам, независимо от приязни или неприязни к лицам, с этой династией связанным, остается только всматриваться в их черты, сверять со своими представлениями и размышлять, каким могло быть наше настоящее, если бы они поступали иначе, нежели наяву… Ничего изменить все равно не удастся, но оглянуться в прошлое, попытаться по-своему его понять никогда не вредно и не поздно.
Любую семью, а тем более династию, впору сравнить с материком или, может быпъ, с архипелагом. Бывает, что они угасают, растворяются во времени, оставляя в человеческом океане лишь отдельные островки, чудом уцелевшие после исторического катаклизма, по масштабам сравнимого с тем вулканическим взрывом, что погубил Атлантиду. Катастрофой Дома Романовых стала революция, после которой выжили, разбредаясь по дальним странам, только очень немногие его представители… Живописно-скульптурно-фотографическую хронику трех веков Романовых представил Государственный исторический музей на уникальной выставке «Романовы. Портрет династии», занявшей несколько первоэтажных залов бывшего Музея В.И. Ленина.
В таком расположении экспозиции можно усмотреть что-то символическое, можно вспомнить диалектическую спираль, а можно, не мудрствуя лукаво, просто обойти за-лы1, находя в них что-то, выбывающее отклик в собственной душе. Простор для этого в краснокирпичном здании музея воистину необозрим. Между тем, как подчеркнул на открытии генеральный директор ГИМа Алексей Левыкин, музей представил раритеты именно из своего собрания, не привлекая для этой изобразительной романовской ретроспективы достояния других хранилищ старины и художественных галерей. Но даже в таких рамках выставка столь богата, что становится печально от осознания того, насколько малая часть сокровищ главного исторического музея страны доступна посетителям не в дни юбилейных показов, а повседневно.
Многие из них даже сотрудникам музея не слишком ведомы. Портрет великой княгини Ольги Александровны кисти Нерадовского многие десятилетия пребывал в запасниках намотанным на специальный вал и лишь к выставке был с этой оси снят и отреставрирован. Судьба этой августейшей особы уникальна и по-своему чудесна. После неудачного великосветского замужества она нашла свое счастье в браке с простым (пусть даже и дворянином) офицером Куликовским и после вереницы приключений и балансирований на грани гибели оказалась в Канаде, где содержала семью и ухитрялась благотворительствовать. продавая свои картины. Очевидно, она была единственной из основной ветви правившей Россией династии, кто соответствовал девизу, утвержденному Лениным для помещения на особой памятной доске согласно плану монументальной пропаганды: «Мы с теми, кто сам себя кормит».
Мало кто видел и карандашные наброски портретов великих князей времен Первой мировой войны, созданные отнюдь не в штабных кабинетах, а на фронте. Любопытно, что один из их авторов, прославленный лауреат Сталинской премии Георгий Верейский публично об этом эпизоде биографии никогда не говорил, зато в жизнеописаниях его обязательно подчеркивалось, что художник с натуры рисовал Ленина.
Романовых, как известно, было много, и личностями иные из них являлись весьма незурядными. Великий князь Константин Константинович оставил вполне достойный след в истории русской поэзии под псевдонимом «К.Р.». Песня на его слова «Умер бедняга в больнице военной» и по сию пору не забыта, как и многие романсы, музыку которых писали крупнейшие русские композиторы. Как-то он спас Константина Бальмонта от серьезных неприятностей в пору первой русской революции, когда один из зачинателей символизма ударился в революционную патетику и без великокняжеского вмешательства мог оказаться не в Европе, а в местах «не столь отдаленных». Кроме живописного портрета «на коне», Константин Константинович предстал перед посетителями в гриме и костюме Гамлета на фотографии, сделанной после единственного спектакля, в котором эта августейшая особа с высочайшего соизволения выступила в роли принца Датского. Кстати, этот единственный случай лицедейства в семье Романовых особо примечателен тем, что К.Р. сам выполнил перевод «Гамлета» на русский, притом это переложение с шекспировского на пушкинско-толстовский язык литературоведы склонны считать самым удачным до появления переводческих шедевров Лозинского и Пастернака.
Другой любительский спектакль состоялся в конце XIX века, и участвовали в нем театралы из высшего общества. Сцену оборудовали в доме жены московского губернатора, старшей сестры самой императрицы, великой княгини Елизаветы! Федоровны!, а постановщиками стали Станиславский и Немирович-Данченко, о чем историки Художественного театра впоследствии обычно не упоминали. Сама хозяйка на сцену не выходила, но была в тот вечер в костюме Марии-Антуанетты, которую и она сама, и ее сестра Александра Федоровна числили в своих героинях. Кисть Федора Рерберга запечатлела ее с белыми бурбоновскими лилиями в руках и с воистину трагическим взглядом. Откуда знать было этой несомненной красавице, что десяти лет не пройдет, и она похоронит мужа, погибшего от бомбы Ивана Каляева, потом посетит в тюрьме убийцу и простит его. И уж подавно не могла помыслить Элла, как называли великую княгиню близкие, что через 22 года ее сбросят в алапаевскую шахту, что останки мученицы, много позднее причисленной к лику святых, кружным и во многом загадочным путем найдут упокоение в Иерусалиме, а в начале 2000-х годов будут привезены в Россию, и множество людей придет поклониться ей во время посмертного странствия по стране.
Разумеется, художник художнику рознь. Для одних на первом плане было искусство, другие же относились к высочайшим заказам сугубо потребительски. Иван Крамской не без цинизма писал Третьякову, что «во все времена царский портрет представлял кредитный билет большего или меньшего достоинства, смотря по исполнению, но непременно денежный знак».
При всем уважении к несомненному, хотя и скромному, таланту автора «Незнакомки», отмечу, что Илья Ефимович Репин в своем портрете Николая II явно не думал о гонораре. Изобразив императора во весь рост, он исхитрился, несмотря на масштабность, наделить своего живописного героя воистину грустными глазами. Более трогательный взор на полотнах с изображением царя удался разве что Валентину Серову, но его императорские портреты на выставке отсутствуют, ибо хранятся в других музеях. Репина в то время портреты на банкнотах уже особо не притягивали, заказов ему хватало. В любом случае, поместив репинское полотно рядом со столь же парадным портретом Александра III, авторы экспозиции прекрасно подчеркнули, насколько по-разному отец и сын соответствовали рангу самодержцев. Тяжелые и властные глаза Александра III, за время царствия уклонившегося от всех соблазнов ввязаться в войну, и мягкость сына, впутавшегося в конфликт с Японией и допустившего войну с Германией, подписав таким образом приговор и себе, и династии.
Столь же властный, но при том с налетом трагизма, взгляд Александры Федоровны увековечил в мраморе Марк Антокольский, увидевший в императрице женщину горделивую и на все готовую пойти ради семьи. Волшебным образом скульптор объединил в выражении лица последней царицы Дома Романовых непреклонность и неуверенность в будущем, словно ей дано было предвидеть несчастья, которые поджидали ее саму, мужа и детей за недалеким временным горизонтом. Но о которых она в дни создания мраморного бюста и догадываться не могла.
На картине Дмитриева-Оренбургского НиколайII (слева) еще наследник престола. Справа великие князья Павел и Сергей
Маленькой сенсацией стало появление в экспозиции фотографического портрета второй жены Александра II Екатерины Долгорукой, ставшей после тайного венчания светлейшей княгиней Юрьевской. Ее облик любителям истории был практически неведом, да и на выставке он представлен был не без споров. Смущала, вероятно, неоднозначность образа многолетней любовницы Александра Николаевича, матери внебрачных царских детей, обретшей статус пусть морганатической, но законной супруги буквально накануне кончины императора. Но прервавшаяся династия сродни песне, из нее факта не выбросить.
Потомкам, независимо от приязни или неприязни к лицам, с этой династией связанным, остается только всматриваться в их черты, сверять со своими представлениями и размышлять, каким могло быть наше настоящее, если бы они поступали иначе, нежели наяву… Ничего изменить все равно не удастся, но оглянуться в прошлое, попытаться по-своему его понять никогда не вредно и не поздно.