Все о пенсиях в России

два дня назадДепутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

11.06.2024Володин предложил назвать «законом Путина» решение об индексации пенсий

11.06.2024Депутат Жуков объяснил, почему пенсии работающих пенсионеров можно снова индексировать

Пользователей соцсетей хотят оградить от навязываемых в Интернете услуг

Для этого у них должно быть право блокировать ненужную информацию

30.08.2021 19:06

Автор: Дмитрий Литвинов

Пользователей соцсетей хотят оградить от навязываемых в Интернете услуг
  © pixabay

Социальные сети, онлайн-кинотеатры, маркетплейсы и другие интернет-сервисы могут навязывать своим клиентам определённую информацию, товары и услуги. Чтобы этого не происходило, пользователи должны иметь возможность отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса. Законопроект, регулирующий эти вопросы, могут внести в Госдуму уже осенью, сообщил «Парламентской газете» член думского Комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Горелкин. Мы разобрались, кого и от чего хотят защитить законодатели.

Интернет нас знает

«Рекомендательные алгоритмы соцсетей выбрали американским президентом Байдена», — утверждает Антон Горелкин. И объясняет: публикации о кандидате от демпартии специальным образом продвигались, а информация о его сопернике Трампе, наоборот, пессимизировалась и оказывалась недоступной большинству пользователей.

На примере выборов в США депутат объяснил, как работают современные интернет-сервисы. Они довольно быстро изучают интересы пользователя и начинают предлагать ему соответствующий контент. И не только в глобальном политическом масштабе. «Недавно зафиксировали, как в одной из соцсетей таким образом распространялась информация антипрививочников. Стоило пользователю прочитать одно из таких сообщений, как его и его друзей забрасывали подобными постами — они были первоочередными в ленте, всегда на глазах», — рассказал Горелкин.

На примере интернет-магазинов и онлайн-кинотеатров механизм действует так: стоит пользователю запросить информацию о каком-либо товаре или фильме, как несколько недель после этого он будет получать в поисковой выдаче и контекстной рекламе информацию об этой вещи или ссылки на похожие товары. 

Возможно, кому-то это нравится, но у пользователя должна оставаться свобода выбора — использовать умные алгоритмы или получать информацию по своему запросу без последствий. На это направлен разрабатываемый законопроект о регулировании рекомендательных алгоритмов интернет-сервисов.

Документ, вероятно, будет внесён в Госдуму этой осенью и рассмотрен в первоочередном порядке, сообщил «Парламентской газете» Антон Горелкин.

«Аврального режима не будет — мы проведём консультации с представителями отрасли. Но и откладывать решение вопроса не стоит. Думаю, до конца года будущий законопроект рассмотрят», — сказал депутат.

Контрольное взвешивание

Обуздание IT-гигантов — мировой тренд. В разных странах принимают законы на эту тему. В Китае на днях предложили дать потребителям возможность отклонять рекомендации, сгенерированные алгоритмами интернет-ресурсов. В законопроекте прописана обязанность для поставщиков услуг, у которых есть возможность влиять на общественное мнение, зарегистрировать их алгоритмы в регулирующих органах.

© Pixabay

Как именно тот или иной сервис использует большие данные и искусственный интеллект, это коммерческая тайна компании, и без вмешательства в неё контролировать этот процесс невозможно. Такое мнение «Парламентской газете» высказал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Золотой середины здесь нет: корпорации недовольны, что эпоха их вольностей заканчивается. Они идут на уступки, чтобы не допускать ещё больших ограничений, но государства по всему миру продолжают наступать и рано или поздно победят», — считает эксперт.

ФАС возбудила дело против «Яндекса» за дискриминацию компаний при выдаче в поиске

Проблема рекомендательных алгоритмов не только в том, что они образуют вокруг человека информационный пузырь, но зачастую и просто его обманывают, продолжает Муртазин. Так может работать непрозрачный алгоритм службы заказа такси: в определённые часы цена может повышаться, но клиент никогда не знает, насколько обосновано это повышение. В подобных случаях решить вопрос может создание так называемых «контрольных весов», специального независимого сервиса, который бы позволял оценить актуальность и достоверность информации.

«Создание такого сервиса под силу государству, в ряде случае он помог бы преодолеть монополию компаний», — сказал Эльдар Муртазин.

Понять и отключить

Алгоритмическую рекомендательную ленту используют многие соцсети и сервисы, но отключить её сегодня можно лишь в «ВКонтакте». В Facebook такая функция тоже есть, но работает она неполноценно, считает депутат Антон Горелкин. Кроме того, в настоящий момент непонятно, каким образом действуют нейросети видеохостингов, воспроизводя ребёнку экстремистские видео и прерывая просмотр безопасного контента.

Читайте также:

• Горелкин: законопроект о регулировании алгоритмов соцсетей представят в осеннюю сессию Госдумы • Как добиться интернет-забвения

Ранее эксперты московского отделения Ассоциации юристов России предложили ввести в Закон «Об информации» понятия «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса». Пользователи должны иметь возможность отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса, считают эксперты комиссии, чьё мнение приводит «Коммерсант». Необходим, по их мнению, и контроль за использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента.

Операторов рекомендательных сервисов следует обязать доступно объяснять пользователям принципы их работы, а сами алгоритмы подвергать независимому аудиту на предмет выявления аномалий или противоречия законодательству, полагают в комиссии. Вероятно, эти предложения легли в основу готовящегося законопроекта.

«Корпорации хотят стать государствами в государстве, но мы им этого не позволим», — заверил Антон Горелкин.