Почему хохломская роспись на самом деле семеновская
Один из самых известных художественных промыслов России — хохломская роспись — возник в XVII веке в Семеновском уезде Нижегородской губернии.
Тема: Год культурного наследия народов России
Один из самых известных художественных промыслов России — хохломская роспись — возник в XVII веке в Семеновском уезде Нижегородской губернии.
Расписная посуда сразу понравилась покупателям, правда, знали они ее не по месту происхождения, а по месту продажи — крупной ярмарке в селе Хохлома, куда и свозились такие поделки. Кстати, до 1929 года Хохлома была в составе Костромской губернии, поэтому и до сих пор Нижний Новгород и Кострома спорят, где же именно придумали хохломскую роспись.
Село Семенов и сегодня можно найти на карте России. По официальным данным, здесь проживает чуть более 24 тысяч человек. Многие из них, как и несколько веков назад, расписывают посуду, ковши, подсвечники, вазы, штофы, музыкальные шкатулки и иконы — всего более двух тысяч разных предметов. И, кстати, только эти расписные изделия официально считаются хохломой.
Чтобы распознать настоящую хохлому, нужно знать несколько правил. Во-первых, в хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, также вспомогательными цветами могут быть зеленый и желтый.
Во-вторых, существуют два основных вида хохломской росписи. Это «верховая»: красным и черным цветом на золотистом фоне — на ней рисуют травинки, веточки и ягодки. А также роспись «под фон»: золотистый рисунок на цветном фоне — на ней рисуют пышный узор с завитками, напоминающими кудри.
Но бывают и исключения, так, например, случилось в 1970-х годах, когда в Семенове готовили подарок для Людмилы Зыкиной. По легенде, ей решили подарить сервиз в благодарность за то, что она помогла провести в поселок газ. Изобразить на сервизе решили любимые певицей ландыши. Для этого умельцы решили ввести в узор зеленый, салатовый и белый цвета. Зыкина осталась довольна, а новый узор ввели в канон.
Однако роспись — это один из последних этапов. Для начала рубят липу, осину или березу, оставляют ее сохнуть на год или два. Затем дерево распиливают и колют на чурки, из которых вытачивают заготовки, обмазывают масляно-глиняным грунтом, сушат, шлифуют, несколько раз покрывают олифой и лудят: по последнему, не до конца высушенному слою олифы натирают оловянным порошком. Как сообщает сайт промыслы.рф, за почти 400 лет эта технология изменилась незначительно.