Платить за счётчики должны энергоснабжающие организации

Найти технологическое решение этой проблемы Валентина Матвиенко поручила Комитету по социальной политике Совета Федерации до конца 2017 года

Платить за счётчики должны энергоснабжающие организации Фото: Юрий Машков/ТАСС

Сейчас в большей части регионов энергоснабжающие организации предлагают абонентам платить за проверку счётчиков из собственного кармана. И это — удовольствие не из дешёвых. Впоследствии платить за проверку, возможно, будут они сами.

«Нелепые» траты

«Как правило, время работы счётчиков до очередной проверки составляет 5-6 лет. Причём может произойти так, что проверять их людям придётся почти одновременно — сначала счётчик холодной воды, через некоторое время — счётчик горячей воды, потом газовые приборы, после — приборы учёта электроэнергии, — говорит председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. — И люди просто вынуждены искать на это деньги, ведь параллельно на них ещё сыплются угрозы, что если они этого не сделают, им отключат свет, газ, воду…  Но давайте посмотрим, что такое проверка газового счётчика. Это достаточно громоздкое устройство, сначала нужно вызвать бригаду, чтобы его снять, потом собственными силами отвезти в контору, которая их проверяет, потом самому опять привезти назад и опять же вызвать бригаду, которая поставит его на место. Мало того, что это стоит довольно дорого, 5-6 тысяч рублей, так ещё и требует дополнительных хлопот, связанных с перевозками».

По словам сенатора, происходящее на рынке энергоносителей — нелепо. «Это то же самое, как если бы продавцы в магазинах или на рынке вдруг заставили покупателей приходить к ним со своими весами», — сказал он. В Совете Федерации уверены — поставщики электроэнергии, газа и воды должны бороться за потребителей и, соответственно, либо полностью, либо частично взять на себя финансовую нагрузку по обслуживанию счётчиков.

В апреле этого года по итогам «правчаса» с участием министра энергетики Александра Новака Валентина Матвиенко указала на то, что нынешний порядок проверок «раздражающе» действует на россиян. «Очень много жалоб поступает от губернаторов и граждан. Пусть занимаются этим энергопоставляющие компании, пусть они берут на себя эти расходы. Мы подрываем авторитет отечественных производителей, если вводим такие частые режимы проверок и вешаем эти проблемы на граждан», — сказала она.

По мнению Валерия Рязанского, на государственном уровне задачу можно было бы сформулировать следующим образом. «Если действительно счётчики выдают так много ошибок, что их нужно регулярно проверять и менять (хотя я в это не верю, эти приборы могут служить по 20 лет, там нечему ломаться), пусть энергоснабжающие организации раз, скажем, в пять лет меняют четверть всех установленных в стране счётчиков. Таким образом будет формироваться госзаказ, это хорошо и для промышленности, и для развития конкуренции на рынке, — сказал сенатор. — Но и финансовую нагрузку компании должны нести сами, это не должно быть некой навязанной гражданам услугой».

Решать проблему придётся системно

Инициативу спикера Совета Федерации одобряют многие эксперты.  «Бесспорно, логика здесь есть: мы же не садимся в такси со своим счётчиком, — пояснила «Парламентской газете» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Тот, кто поставляет ресурсы, тот и должен  обеспечивать их учёт».

В то же время, по данным эксперта, «с приборным учётом в стране вообще творится бардак» и решить проблему можно только системными мерами. «Люди устанавливали разные счётчики, в разное время, отсюда проблемы со снятием показаний, хаотичными проверками приборов учёта, — продолжила эксперт. — Очень часто напроситься на проверку счётчиков и выманить у людей деньги вообще пытаются мошенники, не имеющие к этой сфере никакого отношения. Не случайно в Москве на многих информационных стендах у подъездов висят инструкции по проверкам счётчиков. Так что действительно было бы логично подходить к их установке и проверке более централизованно».

По словам Разворотневой, приборы учёта стоит сделать не индивидуальным, а общедомовым имуществом. «После этого их можно будет проверять и менять по другим схемам, централизованно, и вся система станет более прозрачной».

На рынке действительно есть фирмы, которые «берут за такие услуги втридорога, хотя дело копеечное» и пытаются проверять счётчики чаще, чем в этом появляется необходимость, признал заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. «Во многих регионах срок проверки указан прямо в квитанции. Если человек внимательно за этим следит, его сложно обмануть», — считает депутат.

Однако освободить граждан от подобных платежей можно будет только после внесения соответствующих поправок в закон. «По действующему законодательству, индивидуальные приборы учёта — это собственность гражданина, и затраты на их обслуживание должны покрывать сами пользователи», — пояснил Павел Качкаев «Парламентской газете».



Автор: Ольга Шульга

Ещё материалы: Валерий Рязанский

Просмотров 14131

03.05.2017

Популярно в соцсетях