Письмо Филарета — пример личного покаяния для других сотрудников Киевского патриархата
Основатель Украинской православной церкви, непризнанной мировым православием, предложил патриарху Кириллу восстановить «молитвенное и евхаристическое общение»
Письмо Михаила Денисенко, более известного как «патриарх» Филарет, основатель самопровозглашённого Киевского патриархата (КП), — пример личного обращения к патриарху Кириллу и архиереям Русской православной церкви (РПЦ) с просьбой о примирении конкретного человека с Церковью. Своим мнением по этому поводу с «Парламентской газетой» поделился глава Комитета Госдумы по делам религиозных и общественных объединений, председатель Межфракционной группы по защите христианских ценностей в Госдуме Сергей Гаврилов.
- Сергей Анатольевич, в своём письме Михаил Денисенко, он же «патриарх» Филарет, призывает РПЦ «возобновить евхаристическое и молитвенное общение». Как к этому относиться?
- На мой взгляд, это письмо свидетельствует о том, что человек пришёл к осознанию ошибочности того пути, каким он шёл долгое время. Он обратился к Архиерейскому собору с письмом, в котором, как мне кажется, есть понимание собственной ответственности за произошедшее в церковной жизни Украины. Ведь многие верующие до сих пор считают Киевский патриархат частью канонической Православной церкви, крестят в храмах, оказавшихся (в том числе в итоге прямого захвата) в юрисдикции Киевского патриархата, своих детей… Хотя самопровозглашённый Киевский патриархат никак не относится к Церкви Христовой.
- То есть об отношениях РПЦ и УПЦ КП сегодня вопрос не стоит?
- Если говорить о каноническом, евхаристическом общении, конечно, нет. Потому что это невозможно. Киевский патриархат в принципе не может являться частью Церкви, так как возник вопреки всем церковным канонам. Теоретически возможно лишь общение с ним как с неким юрлицом.
- В чём в таком случае главный смысл письма главы Киевского патриархата к патриарху Кириллу?
- Это личное обращение, пример личного покаяния. Ведь возвращение в лоно канонической Церкви — это не подписание какого-то «коллективного договора», воссоединение происходит очень индивидуально. Покаяние — это изменение образа мысли, и сколько на это потребуется времени тому или иному человек, только Богу ведомо. Считаю, что Михаил Денисенко сделал на этом пути шаг вперёд. Но это означает лишь его личный выбор, и мы надеемся, что это станет примером для многих его сотрудников.
Хотя некоторые из них, такие как, например, так называемый архиепископ господин Зоря (Евстратий Зоря интерпретировал письмо Филарета как требование к РПЦ признать легитимность КП. — Прим. ред.), делают шаг назад, оставаясь под мощным влиянием националистических кругов Украины. Позиция таких людей не каяться в гибели тысяч людей, которые погибли в Донбассе при их непосредственном участии. Раскаяться в том, что там за последние годы отбирались храмы и в ходе этих безобразных и жестоких дел на Украине были явлены новые примеры мученичества за православную веру.
Но двери Церкви для каждого из них открыты, в том числе для тех, кто, как Михаил Денисенко, предан анафеме. Ведь что такое анафема? Это свидетельство Церкви, что один из людей добровольно отказался являться ёё частью.
- Кем является самопровозглашённый «патриарх» Филарет с точки зрения канонической Церкви?
- Гражданским лицом, так как всех церковных санов он был лишён. А так называемый Киевский патриархат — группа заблуждающихся и, возможно, глубоко раскаивающихся людей.
- Некоторые эксперты ожидают, что он откажется от своего письма. Как относитесь к таким прогнозам?
- Этого нельзя исключать: Михаил Денисенко — человек в возрасте, ему 88 лет и на него могут надавить радикалы. Но само его обращение, желание попросить прощения и примириться — это свершившийся факт. И если он откажется от своих намерений — это, конечно, печально для нас, православных людей, но никак не может повлиять на постоянную готовность канонической Церкви принять обратно тех, кто искренне покаялся в своих ошибках.

Ещё материалы: Сергей Гаврилов