Петербургские музеи готовятся к открытию
Как будут работать Эрмитаж и другие знаменитые сокровищницы, выясняла «Парламентская газета»

Одно из главных достояний Петербурга, его музеи, спустя три месяца, снова начнут принимать посетителей. Губернатор города Александр Беглов подписал 30 июня постановление, которое разрешает им открыться 6 июля. Но не всем, только государственным. Да и дата условная — всё зависит от готовности каждого музея к новым коронавирусным условиям.
Вход и выход — через разные двери
Масками и перчатками для посетителей дело не ограничится — музеям придётся выполнить ещё ряд условий.
«Экскурсии будут индивидуальные или до пяти человек, — конкретизировал вице-губернатор Евгений Елин в видеоролике, распространённом пресс-службой Смольного. Аудиогиды надо дезинфицировать после каждого посетителя и выдавать наушники к ним в индивидуальной упаковке».
Кроме того, расстояние между людьми даже в составе одной экскурсионной группы должно быть не менее полутора метров, а туристические потоки будут разделять, чтобы они не пересекались. Для этого повсюду установят ограждения, повесят ограничительные ленты и указатели. Вход и выход — через разные двери.
Эрмитаж примет 960 человек в день
Государственный Эрмитаж запланировал своё открытие на 15 июля. Пресс-служба музея сообщила «Парламентской газете», что экскурсионные маршруты с поправкой на коронавирус уже разработаны. Пока их будет только два: покороче — по самым популярным залам, — и подлиннее, который захватит и другие залы. Продолжительность обоих — два часа.
Группы будут отправляться каждый час — по 60 человек на каждый маршрут. С учётом часового перерыва на дезинфекцию, это всего 960 человек в день.
«Билеты пока только электронные, — рассказал пресс-секретарь Эрмитажа Иван Корнеев. — Продаваться будут через Интернет и на определённый сеанс».
В музее решили, что пока эпидемия, он станет работать с 12 до 21 часа. «Чтобы отдалить сотрудников и посетителей от пробок, снять нагрузку с часа пик», — пояснил Корнеев.
Ещё одно вынужденное новшество — экскурсии не планируют по крайней мере до 1 августа. Вместо этого экскурсоводы будут стоять в залах, направлять группы по маршруту и, разумеется, рассказывать об экспонатах.
Так же задействуют сотрудников и в Российском этнографическом музее. Правда, он откроется чуть позже — 17 июля.
«Это для нас красивая и знаковая дата — День этнографа, — пояснила директор музея Юлия Купина. — Обычно в это время все в полях, в экспедициях, но не в этом году. Поэтому к открытию мы подготовили программу «Экспедиция в музей», потому что проход по залам в новых условиях, по новым правилам — это тоже в чём-то экспедиция».
Так, социальная дистанция выведет на рассказ о том, как измеряли расстояния разные народы — локтями, пальцами, дальностью крика. Зайдёт речь о дистанции, которая полагалась между мужчиной и женщиной, отцом и сыном. По словам Купиной, это хоть не социальная, а культурная дистанция, но она созвучна сегодняшнему дню.
Для экспедиции в Этнографическом музее откроют служебные, обычно закрытые для посетителей помещения. Например, чердак, самый большой в Петербурге — оттуда можно посмотреть сверху на знаменитый хрустальный потолок Мраморного зала, увидеть, как он сделан, какие инженерные решения применялись. В подвале покажут газовый котёл начала ХХ века, который до сих пор работает и обслуживает музей.
А вот чего пока в петербургских музеях точно не будет — школьных экскурсий. Так что музейщики продумывают альтернативы. Например, онлайн-экскурсии, когда директор школы или учитель заказывает тему, в назначенное время собирает ребят в классе, а сотрудник музея всё рассказывает и показывает. Неоспоримое достоинство этого способа в том, что экскурсии смогут заказывать не только петербургские школы.
«Хоть из Надыма или Кызыла», — сказала Купина.
Как работали закрытые музей
Все три месяца, что музеи были закрыты для посетителей, они продолжали работать. Ведь экскурсии — не единственный и даже не основной вид их деятельности. Музейная работа продолжалась — у всех сотрудников есть планы на год, и их надо выполнять. Просто это приходилось делать из дома.
По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, у любого музея как минимум пять функций: собирать, хранить, изучать, реставрировать и показывать. «Все функции, кроме последней, музей выполнял во время пандемии ограниченным кругом сотрудников», — рассказывал он ранее в интервью «Парламентской газете».
Хотя и о посетителях не забывали: почти все музеи довольно быстро перешли в онлайн. В Интернете появились сотни виртуальных экскурсий, лекций, фильмов. Тот же Эрмитаж за три месяца виртуально посетило 39 миллионов человек, при том, что офлайн в него обычно приходит 5 миллионов в год. И всё же основной работой стала научная.
«Чтобы мы могли показывать экспонаты, надо знать о них всё, — кратко описал её суть заместитель директора Эрмитажа, Государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов. — Мы проводим атрибуцию, собираем информацию, истории, связанные с экспонатами. Всё это вносим в каталоги, готовим статьи, монографии, доклады для конференций. Нужно систематизировать экспонаты, продумывать будущие экспозиции, временные выставки — это всё огромная кропотливая работа, которая требует много времени».
«Вообще, оказалось, что закрытые музеи работает интенсивнее, — призналась Юлия Купина. — Ведь наша главная задача — хранить, а когда не знаешь что хранишь, сохранить невозможно».
По её словам, за время самоизоляции научные сотрудники буквально расцвели — оказалось, что работать дома, в своём ритме им намного комфортнее, чем в тесных кабинетах, и за три месяца они сделали гораздо больше, чем обычно — подготовили несколько книг, продумали новые экспозиции, собрали материалы для них.
«Произошла легитимизация академического образа жизни, — считает Купина. — Мы, пожалуй, возьмём эти наработки с собой в будущее. Хотя, конечно, люди соскучились, рвутся на рабочие места».
А ещё все музейщики дружно признали, что за время эпидемии они очень сблизились. Общение с коллегами из других музеев, городов, стран, пусть и дистанционное, шло постоянно — личное, на вебинарах и видеоконференциях, на фестивале «Интермузей».
«Произошла абсолютная консолидация музейного сообщества, — уверена Юлия Купина. — Мы почувствовали, что мы вместе, делились опытом, помогали друг другу».