Петербургские музеи готовятся к открытию

Как будут работать Эрмитаж и другие знаменитые сокровищницы, выясняла «Парламентская газета»

Петербургские музеи готовятся к открытию

фото: Тимур Ханов / ПГ

Одно из главных достояний Петербурга, его музеи, спустя три месяца, снова начнут принимать посетителей. Губернатор города Александр Беглов подписал 30 июня постановление, которое разрешает им открыться 6 июля. Но не всем, только государственным. Да и дата условная — всё зависит от готовности каждого музея к новым коронавирусным условиям.

Вход и выход — через разные двери

Масками и перчатками для посетителей дело не ограничится — музеям придётся выполнить ещё ряд условий.

«Экскурсии будут индивидуальные или до пяти человек, — конкретизировал вице-губернатор Евгений Елин в видеоролике, распространённом пресс-службой Смольного. Аудиогиды надо дезинфицировать после каждого посетителя и выдавать наушники к ним в индивидуальной упаковке».

Кроме того, расстояние между людьми даже в составе одной экскурсионной группы должно быть не менее полутора метров, а туристические потоки будут разделять, чтобы они не пересекались. Для этого повсюду установят ограждения, повесят ограничительные ленты и указатели. Вход и выход — через разные двери.

Эрмитаж примет 960 человек в день

Государственный Эрмитаж запланировал своё открытие на 15 июля. Пресс-служба музея сообщила «Парламентской газете», что экскурсионные маршруты с поправкой на коронавирус уже разработаны. Пока их будет только два: покороче — по самым популярным залам, — и подлиннее, который захватит и другие залы. Продолжительность обоих — два часа.

Группы будут отправляться каждый час — по 60 человек на каждый маршрут. С учётом часового перерыва на дезинфекцию, это всего 960 человек в день.

«Билеты пока только электронные, — рассказал пресс-секретарь Эрмитажа Иван Корнеев. — Продаваться будут через Интернет и на определённый сеанс».

В музее решили, что пока эпидемия, он станет работать с 12 до 21 часа. «Чтобы отдалить сотрудников и посетителей от пробок, снять нагрузку с часа пик», — пояснил Корнеев.

Ещё одно вынужденное новшество — экскурсии не планируют по крайней мере до 1 августа. Вместо этого экскурсоводы будут стоять в залах, направлять группы по маршруту и, разумеется, рассказывать об экспонатах.

Так же задействуют сотрудников и в Российском этнографическом музее. Правда, он откроется чуть позже — 17 июля.

«Это для нас красивая и знаковая дата — День этнографа, — пояснила директор музея Юлия Купина. — Обычно в это время все в полях, в экспедициях, но не в этом году. Поэтому к открытию мы подготовили программу «Экспедиция в музей», потому что проход по залам в новых условиях, по новым правилам — это тоже в чём-то экспедиция».

Так, социальная дистанция выведет на рассказ о том, как измеряли расстояния разные народы — локтями, пальцами, дальностью крика. Зайдёт речь о дистанции, которая полагалась между мужчиной и женщиной, отцом и сыном. По словам Купиной, это хоть не социальная, а культурная дистанция, но она созвучна сегодняшнему дню.

Для экспедиции в Этнографическом музее откроют служебные, обычно закрытые для посетителей помещения. Например, чердак, самый большой в Петербурге — оттуда можно посмотреть сверху на знаменитый хрустальный потолок Мраморного зала, увидеть, как он сделан, какие инженерные решения применялись. В подвале покажут газовый котёл начала ХХ века, который до сих пор работает и обслуживает музей.

А вот чего пока в петербургских музеях точно не будет — школьных экскурсий. Так что музейщики продумывают альтернативы. Например, онлайн-экскурсии, когда  директор школы или учитель заказывает тему, в назначенное время собирает ребят в классе, а сотрудник музея всё рассказывает и показывает. Неоспоримое достоинство этого способа в том, что экскурсии смогут заказывать не только петербургские школы.

«Хоть из Надыма или Кызыла», — сказала Купина.

Как работали закрытые музей

Все три месяца, что музеи были закрыты для посетителей, они продолжали работать. Ведь экскурсии — не единственный и даже не основной вид их деятельности. Музейная работа продолжалась — у всех сотрудников есть планы на год, и их надо выполнять. Просто это приходилось делать из дома.

По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, у любого музея как минимум пять функций: собирать, хранить, изучать, реставрировать и показывать. «Все функции, кроме последней, музей выполнял во время пандемии ограниченным кругом сотрудников», — рассказывал он ранее в интервью «Парламентской газете».

Свыше 200 музеев находятся в Петербурге. Из них городу принадлежит 17, ещё 12 — федеральные. Остальные — частные или ведомственные.

Хотя и о посетителях не забывали: почти все музеи довольно быстро перешли в онлайн. В Интернете появились сотни виртуальных экскурсий, лекций, фильмов. Тот же Эрмитаж за три месяца виртуально посетило 39 миллионов человек, при том, что офлайн в него обычно приходит 5 миллионов в год. И всё же основной работой стала научная.

«Чтобы мы могли показывать экспонаты, надо знать о них всё, — кратко описал её суть заместитель директора Эрмитажа, Государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов. — Мы проводим атрибуцию, собираем информацию, истории, связанные с экспонатами. Всё это вносим в каталоги, готовим статьи, монографии, доклады для конференций. Нужно систематизировать экспонаты, продумывать будущие экспозиции, временные выставки — это всё огромная кропотливая работа, которая требует много времени».

«Вообще, оказалось, что закрытые музеи работает интенсивнее, — призналась Юлия Купина. — Ведь наша главная задача — хранить, а когда не знаешь что хранишь, сохранить невозможно».

По её словам, за время самоизоляции научные сотрудники буквально расцвели — оказалось, что работать дома, в своём ритме им намного комфортнее, чем в тесных кабинетах, и за три месяца они сделали гораздо больше, чем обычно — подготовили несколько книг, продумали новые экспозиции, собрали материалы для них.

«Произошла легитимизация академического образа жизни, — считает Купина. — Мы, пожалуй, возьмём эти наработки с собой в будущее. Хотя, конечно, люди соскучились, рвутся на рабочие места».

А ещё все музейщики дружно признали, что за время эпидемии они очень сблизились. Общение с коллегами из других музеев, городов, стран, пусть и дистанционное, шло постоянно — личное, на вебинарах и видеоконференциях, на фестивале «Интермузей».

«Произошла абсолютная консолидация музейного сообщества, — уверена Юлия Купина. — Мы почувствовали, что мы вместе, делились опытом, помогали друг другу».

Просмотров 2982

03.07.2020 00:00

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях