Перевозчиков уравняют перед законом

Для серых перевозчиков скоро зажгут красный свет

Перевозчиков уравняют перед законом

Фото PhotoXPress

Госдума готовится рассмотреть во втором чтении правительственный законопроект, устанавливающий требования к обеспечению безопасности при перевозке пассажиров и грузов для физических лиц — собственников автобусов и грузовиков. Аналогичные нормы предусмотрены сейчас только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как рассказал заместитель министра транспорта Сергей Аристов, разработанный ведомством законопроект входит в план мероприятий, направленных на снижение смертности населения от ДТП. Минтранс, в частности, обеспокоила растущая в аварийной статистике доля грузового и пассажирского автотранспорта. Например, только за 7 месяцев 2015 года с участием пассажирского транспорта произошло 28 ДТП, в которых погибло 98 человек и было ранено 402 человека. В 2014 году было 19 таких случаев, погибло 62 человека. Доля дорожно-транспортных происшествий по вине водителей грузового и пассажирского транспорта составляет около 10 процентов от общего числа аварий.

Корень проблемы кроется в том, что требования по обеспечению безопасности рейсов распространяются не на всех перевозчиков одинаково. Так, чтобы выпустить на маршрут автобус, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, необходимо обеспечить организацию предрейсового контроля транспортного средства и медицинского осмотра водителя, в грузовике должен быть установлен тахограф для контроля режима труда и отдыха водителя. Физлица, которые также могут приобрести для личных нужд грузовик или микроавтобус, от большинства обязанностей освобождены.

ДТП из-за нарушения ПДД водителями автобусов

По мнению члена думского Комитета по транспорту Александра Старовойтова (ЛДПР), идея сбалансировать в сфере перевозок ответственность юридических и физических лиц очень своевременна.

«Сегодня мы столкнулись с таким явлением, что огромное количество юридических лиц, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками, просто раздробилось на армию серых перевозчиков из числа физлиц, — пояснил парламентарий. — У них ответственность ничтожно мала, затраты на безопасность соответственно тоже. Этим и пользуются недобросовестные предприниматели».

Статистические данные свидетельствуют о значительном увеличении количества автобусов, находящихся в собственности физических лиц, и соответствующем сокращении автобусного парка у юридических лиц.

В 2014 году число автобусов, принадлежащих гражданам (440 198 единиц), превысило количество транспорта, находящегося в собственности фирм и мелких предпринимателей (437 873 единицы). Притом что в 2008 году физическим лицам принадлежало 410 506 автобусов, юридическим лицам — 483 627, в 2010 году — 428 333 и 465 480 автобусов соответственно. Указанные цифры подтверждают стремление перевозчиков уйти от выполнения более жестких требований в сфере безопасности дорожного движения и избежать ответственности за их нарушение.

Все перевозчики должны быть равны перед законом — решили чиновники из Минтранса и предложили обязать граждан, которые владеют автобусами и грузовыми автомобилями, соблюдать требования, предъявляемые к юрлицам.

В частности, законопроектом предлагается обязать физические лица: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства о безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства тахографами; обеспечивать соблюдение правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Документ также вводит понятия «пассажир» и «груз», что позволит уточнить ответственность перевозчиков. Одновременно Министерству транспорта предоставляются полномочия по установлению правил эксплуатации троллейбусов и трамвая. Сейчас есть изданные Минтрансом и согласованные с МВД правила для троллейбусов и утвержденные Минтрансом правила эксплуатации трамвая. Но эти документы, не являясь нормативными правовыми актами, носят рекомендательный характер.

Для тех граждан, которые будут игнорировать положения проекта закона, предусмотрена административная ответственность. При этом отвечать за неисполнение требований безопасности должны будут не только владельцы транспорта, но и его водители. Так, за несоблюдение режима труда и отдыха физлицу будет грозить штраф от трех до пяти тысяч рублей.

В некоторых случаях административная ответственность будет применяться при выявлении повторного совершения правонарушения. Такие поправки в КоАП РФ коснутся и всех остальных перевозчиков, которым также собираются ужесточить ответственность. В частности, возможна длительная (до трех лет) дисквалификация должностных лиц и приостановление деятельности до 90 суток.

Зампредседателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов уверен, что предлагаемые законопроектом меры повысят ответственность перевозчика за качество оказываемых услуг, что в целом положительно скажется на комфорте пассажирского транспорта.

«Мы исходим из той позиции, что на всех видах транспорта пассажирам должна быть обеспечена максимальная безопасность, и при этом важно обеспечивать страхование ответственности людей на случай ДТП, — пояснил он. — Исходя из этого, Объединение пассажиров поддерживает инициативу, которая будет уравнивать ответственность водителей юридических и физических лиц, которые осуществляют перевозку».

По словам Александра Старовойтова, Минтранс совместно с профильным комитетом Госдумы сейчас завершает работу по уточнению норм, регулирующих режим труда и отдыха водителей. После этого депутаты смогут приступить ко второму чтению правительственного законопроекта.     


Просмотров 108

06.11.2017

Популярно в соцсетях