Пассаж в Санкт-Петербурге
170 лет назад, 22 мая 1848 года в Санкт-Петербурге на Невском проспекте торжественно открылся Пассаж
Первые пассажи появились в Западной Европе в 1830-1840-е годы, они представляли собой тянущуюся в глубину улицу квартала, перекрытую прозрачной кровлей из металла и стекла. На улицу выходили торговые лавки. Первым таким пассажем в Европе стала Орлеанская галерея в Париже.
А прототипом здания Санкт-Петербургского пассажа послужила Голицынская галерея в Москве.
Построил его граф Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермору. Для этой цели граф купил дом Влодеков на Невском проспекте, и по его заказу архитектор Желязевич спроектировал прилегавший к дому «пассаж».
Однако Николай I, любивший лично вмешиваться во все дела, счёл, что будет лучше разместить крытую галерею в центре здания, а для этого бывший дом Влодеков полагалось снести, а на его месте возвести новый. Дом был, естественно, разрушен, но при этом Фермор, не предвидевший таких больших затрат, оказался на грани разорения.
Николай I графу помог — под его личное ручательство Фермор получил ссуду в Министерстве финансов. Строительство благополучно завершилось.
22 мая 1848 года «Пассаж» был торжественно открыт и сразу же стал излюбленным местом прогулок петербуржцев.
Здание представляло собой длинную крытую улицу — галерею протяжённостью около 180 метров, освещённую верхним светом через стеклянные фонари, устроенные в кровле.
Это был первый в Петербурге пример столь протяжённого светового покрытия.
В 1879 году в части помещений «Пассажа» расположился единственный зарубежный банк, допущенный к работе в России, французский «Crédit Lyonnais».
По сторонам улицы-пассажа размещались в два этажа магазины. Третий этаж был приспособлен под квартиры. В подвальном этаже располагались помещения для торговли продуктовыми товарами, требующими низкой температуры.
Для привлечения публики там были открыты кафе, ресторан и концертно-лекционный зал (туда отправлялись в финале герои романа Чернышевского «Что делать?»). В «Пассаже» устраивались выставки восковых фигур, монстров и уродов, размещался зверинец с обезьянами, редкими птицами и огромным крокодилом. Здесь также были бильярдные, «механический театр», разнообразные панорамы и диорамы. Со стороны ул. Большой Итальянской размещался концертный зал, где устраивались музыкальные вечера. Фасады «Пассажа», выходящие на Невский проспект, Желязевич скомпоновал в приёмах итальянского Ренессанса. Но эти фасады не сохранились: при перестройке «Пассажа», осуществлённой в 1899-1900 годах по заказу тогдашней его владелицы, княгини Н.А. Барятинской архитектором С.С. Козловым, здание было надстроено, а фасады переделаны. Тогда же в первом и втором этажах появились большие стеклянные витрины.
В революцию 1917 года «Пассаж» закрыли.
3 февраля 1922 года он открылся вновь как кооперативное предприятие и был призван олицетворять успехи советской кооперации.
Сегодня в «Пассаже» размещается Санкт-Петербургский государственный академический театр им. В.Ф. Комиссаржевской (вход со стороны ул. Итальянской). Театр родился в суровые годы блокады Ленинграда, 18 октября 1942 года вышел первый спектакль по пьесе К. Симонова «Русские люди».
А «Пассаж» в год своего 170 летия остается крупнейшим магазином Санкт-Петербурга.