Как-то не верится в это, когда лично убеждаешься в его не покоренном годам стиле жизни. Он не меняет с возрастом многолетней привычки рано вставать и работать допоздна. Ежедневно Вячеслава Михайловича, энергичного и подтянутого, можно видеть рядом со своими воспитанниками у станка в репетиционном зале областного Дома искусств. Не щадящего себя по части физических нагрузок наравне с юными воспитанниками.
— Выходит, все врут календари? — с этого вопроса началась наша беседа со Спартаком и Базилем, Ферхадом и Ромео, принцем Дезире, Щелкунчиком, Икаром… Нет, это, похоже, неподъемная журналистская идея — перечислить героев спектаклей, блистательно исполненных Гордеевым на сцене Большого театра, куда он был принят сразу после окончания Московского хореографического училища. Правда, дебют в 20-летнем возрасте перед любителями балета для Славы не был первым. Еще ранее совсем мальчишкой в балете «Щелкунчик» он сыграл одного из детей банкира, приглашенных на Рождественскую елку. А потом его стали узнавать на академической сцене даже в измазанном коричневым гримом «негритенке» в спектакле «Тропою грома». Первый же серьезный успех пришел к Гордееву во время гастролей хореографического училища в Париже, где его прозвали любимцем публики, и в Лондоне, где критики не поскупились на похвалу, восторженно назвав «золотым мальчиком».
В Большом Гордеев выступал более двух десятилетий и уже в 1981 году дебютировал как балетмейстер, поставив хореографические миниатюры «Пассакалия» на музыку Г.Ф. Генделя и «Встреча» на музыку М. Таривердиева. Потом неожиданный поворот в судьбе — учеба «без отрыва от производства» в МГУ на факультете журналистики. Очень увлекла его и педагогическая работа — он возглавил молодежный театр «Русский балет». В сложные для Большого театра 90-е годы он согласился, передав руководство коллективом своим надежным помощникам, вернуться на Театральную площадь в качестве худрука балета ГАБТа. Правда, по не зависящим от него обстоятельствам проработал там чуть больше двух лет, чтобы вновь заняться созданным им балетным коллективом и вывести его в разряд самых признанных и востребованных европейской публикой.
Многие знающие его люди всегда удивляются тому, как легко его увлечь непростым, но нужным людям делом. По натуре неравнодушный к происходящему вокруг, почти не задумываясь, он вдруг несколько лет назад принял предложение баллотироваться в депутаты областной Думы и был туда избран. В должности зампредседателя Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма не отсиживался на заседаниях и не проявил себя кабинетным работником — его желание использовать свой творческий опыт и высокий авторитет, постоянные выезды в область до сих пор с благодарностью вспоминают в подшефном ему Сергиевом Посаде…
— Насчет «вранья» календарей вы преувеличили, — улыбается Вячеслав Михайлович. — Не забывайте о том, что век танцовщика достаточно короток, учитывая к тому же травмоопасность профессии. Так что годы все равно берут свое.
—Что вам, известному артисту, дала практика работы в областной Думе? Не сожалеете ли о потерянном для новых еще не состоявшихся постановок в «Русском балете» времени?
—Напротив, считаю этот парламентский опыт для себя важным и полезным. Не поверите, но я, образно выражаясь, за эти годы словно спустился в зрительный зал, чтобы ближе пообщаться со своим зрителем. К тому же, не забывайте, мне повезло: я курировал Сергиево-Посадский район, славящийся не только своими религиозными традициями, но и высокой духовностью. Здесь располагается Троице-Сергиева лавра, которая — ни для кого не секрет — является духовным центром всей православной России. Не зря архитектурный ансамбль лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многочисленные лаврские сооружения, возведенные в прошлые столетия лучшими мастерами России, это без преувеличения своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества. А потом одно дело, когда вы просто ходите как гость по этим святым для каждого россиянина местам. А другое, когда на правах своеобразного гида водите сюда своих гостей и вырастаете в оценках собственной личности, поскольку пытаетесь их уже своими словами приобщить к высокодуховному и прекрасному. Все это помогло мне по-новому в эти годы оценить состояние российской культуры. Не так, как я смотрел ранее на это из окна автомобиля или со сцены. Особенно это чувствуешь, когда в качестве члена жюри сидишь в зрительном зале и отсматриваешь достижения самодеятельных артистов, участвуешь в работе школьных педсоветов. В общем, знакомишься совсем с другой жизнью. Интересной и познавательной.
—Но не огорчительной, если говорить об уровне образования или о состоянии культуры?
—Нет, не огорчительной. Разве что остается досада, что не все мной задуманные проекты в процессе депутатства были доведены до логического завершения.
—Почему?
—Просто на второй срок меня не переизбрали — не будем вдаваться в детали, почему — просто в облдуму пришли другие люди. Порой, не благодаря своим человеческим или творческим заслугам, а своей молодости. Будем думать, что и большей энергичности. Хотя, как я лично считаю, для культуры возраст значения не имеет. Главное, на мой взгляд, это желание и умение что-то изменить в лучшую сторону, глубже не только вникнуть в проблему, но и решить ее.
—Знаете, многие задаются вопросом: а не слишком ли много медийных лиц, еще не проявивших себя в достаточной мере в культуре ли, в спорте, сегодня занимают места в законодательных органах? И много ли от них пользы государственным интересам?
—Положительное в этом, на мой взгляд, то, что они узнаваемы народом. Но, с другой стороны, несколько беспокоит время, когда ценность той или иной личности определяет путь, который она прошла, часто светясь на телеэкране, различных тусовках и т. д. Я бы назвал это перекосом нашего времени, причем не только в России. Иногда поражаешься, как быстро такие личности становятся бешено успешными. Впрочем, практика показывает: у шоу-бизнеса свои законы и свои двери, через которые можно легко просочиться на Олимп, в том числе и государственного свойства. Но не будем сильно расстраиваться — нынче время молодых, энергичных и, может быть, даже наглых людей. Подождем, когда они начнут приносить пользу государству.
—Когда вы начинали свою балетную карьеру, ведь не думали, что станете настолько знаменитым…
—Любой солдат мечтает стать генералом. Я же просто привык с детства много работать, например, на занятия в Большой всегда приходил в класс на час раньше остальных. Может, потому многому научился лучше других, за что, кстати, благодарен своим учителям, по достоинству оценившим это и сумевшим помочь мне выйти на высокий профессиональный уровень.
—На телевидении сейчас редко можно увидеть балетные спектакли. Печально и то, что малодоступны они и в театрах из-за дороговизны билетов. Не утрачивается ли в связи с этим для народа ценность прекрасного искусства, которому вы отдали и отдаете лучшую часть своей жизни?
—На мой взгляд, искусство балета, как и всякое настоящее искусство, действительно нуждается в продвижении в массы и в умелой пропаганде. За что я благодарен, кстати, правительству Подмосковья, которое делает многое, чтобы спектакли областного театра «Русский балет» были доступными для широких слоев населения.
Анатолий ЖУРИН
Фото из архива театра «Русский балет»