Отраслевым вузам подравняют финансирование

Сегодня между бюджетами организаций наблюдается разрыв в 3-4 раза

Отраслевым вузам подравняют финансирование

Фото: РИА НОВОСТИ

В феврале 2017 года депутаты Госдумы выступили с обращением к председателю Правительства по вопросам обеспечения качества образовательной деятельности отраслевых вузов. Поводом для этого послужило уменьшение бюджетов организаций на 30 процентов за пять лет.

Как заявили участники парламентских слушаний по проблемам учреждений высшего образования при отраслевых министерствах, сейчас в финансировании российских вузов наблюдается явная диспропорция. Обучение студента аграрного института обходится порядка 40-60 тысяч рублей в год, а будущего педагога в 2, 5 раза дороже — около 170 тысяч в год. Причина проста — специалистов в области сельского хозяйства готовят в высших учебных заведениях при Минсельхозе, а педагогические университеты подчиняются Минобрнауки.

Дополнительного финансирования не хватает  

По итогам обращения парламентариев, Правительство выделило «отраслевикам» дополнительное финансирование в размере 26, 8 миллиарда рублей. Однако этих средств не хватит, чтобы залатать все дыры в бюджете вузов. Почти пять лет отраслевым университетам не индексируют затраты на коммунальные платежи. Учитывая, что многие учреждения располагаются в старинных зданиях, половину транша съедят расходы на капремонт. Кроме того, вузы испытывают дефицит в оборудовании. Всего 24 медицинских вуза из 46 имеют собственную медицинскую базу, студентов остальных учат на симуляторах, что не лучшим образом сказывается на подготовке будущих врачей. Театральным вузам требуются свои площадки, аграриям — топливо и сельхозтехника и так далее.

Ну разве можно сравнивать МГИМО и аграрный институт.

«Сегодня недофинансирование по-прежнему сохраняется, — подытожил глава думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. — Для медицинских вузов — на уровне 5 миллиардов рублей, для театральных — около 2 миллиардов рублей, для спортивных — один миллиард». Но это далеко не единственная претензия участников слушаний в адрес Минобрнауки. В прошлом году ведомство ввело отраслевые корректирующие коэффициенты, согласно которым распределяются дотации из бюджета. Одним из таких коэффициентов являются результаты ЕГЭ, из-за чего сельхозвузы, где этот коэффициент традиционно невысокий, обречены всегда быть в аутсайдерах. «Ну разве можно сравнивать МГИМО и аграрный институт», — задаётся резонным вопросом председатель профильного комитета Госдумы. Наконец, Минобрнауки лишило многие отраслевые вузы права готовить непрофильных специалистов: юристов и экономистов, из-за чего количество абитуриентов резко сократилось, а следовательно, и уменьшилось финансирование. Ведь согласно принципу подушевого финансирования, деньги в учреждение образования идут следом за учащимися. «С одной стороны, есть фундаментальные вузы, с другой — отраслевые, где будут готовить, к примеру, юристов в области сельского хозяйства», — говорит Никонов.

Возродить профтехучилища, а в агровузы принимать без экзаменов

Предложение главы Комитета по образованию и науке поддержали его коллеги из других комитетов и фракций. Так, лидер думской фракции ЛДПР Владимир Жириновский предлагает не только увеличить финансирование вузов, где готовят узких специалистов, но и возродить низовой уровень отраслевого образования, а учащихся профтехучилищ перевести на полное гособеспечение. Тогда в рабочие специальности, планирует Жириновский, потянется молодёжь.

Сельские профессии тоже, по мнению парламентария, надо всячески пропагандировать. «Это неправильно, когда мама-доярка мечтает, чтобы её дочь стала актрисой», — говорит Жириновский. Сельских юношей и девушек в агровузы вообще нужно принимать без экзаменов, предлагает он.

Помните, как нас уговаривали работодатели: квартира, зарплата, а мы ещё кочевряжились.

Председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов считает, что молодёжь, чтобы она вернулась на село, необходимо мотивировать. «Помните, как нас уговаривали работодатели: квартира, зарплата, а мы ещё кочевряжились», — поделился воспоминаниями глава комитета. По мнению Харитонова, Минобрнауки необходимо в ходе мониторинга определить, сколько стране нужно специалистов и каких именно специальностей. «Все получают высшее образование, но кто будет работать на земле, на ферме?» — задаётся он вопросом. Депутат предлагает все вузы передать Минобрнауки или обеспечить им финансирование согласно реальным потребностям.

С этим предложением категорически не согласен первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин. «Не нужно все вузы собирать под одним крылом, сразу возникнут проблемы», — высказался первый зампред комитета.

Со своими замечаниями на парламентских чтениях выступили ректоры отраслевых вузов, а также представители курирующих министерств. В первые дни осенней сессии рекомендации будут утверждены на заседании профильного комитета Госдумы. Не исключено, что некоторые из них станут впоследствии основой для будущих законопроектов.


Просмотров 959

21.07.2017

Популярно в соцсетях