Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Отдых дальнобойщиков собираются сделать правилом

Подговленные Минтрансом поправки в ПДД позволят снизить аварийность на российских дорогах

21.02.2019 16:37

Автор: Фидель Агумава

Отдых дальнобойщиков собираются сделать правилом
Фото: Агентство Москва

Водителей грузовиков и автобусов обяжут находиться за рулём не более девяти часов в сутки и делать перерыв на отдых каждые 4,5 часа. Соответствующие поправки в Правила дорожного движения подготовил Минтранс. Законодатели и эксперты разъяснили «Парламентской газете», как новые правила дорожного движения отразятся на водителях и пассажирах.

Тревожная статистика

В России который год растёт число дорожно-транспортных происшествий с участием грузовиков и автобусов. Общее число погибших из-за аварий с автобусами в 2018 году — 269 человек, что на 42 процента больше по сравнению с прошлым годом. По вине водителей грузовых автомобилей в 2018 году произошло свыше 10 тысяч аварий, в которых погибли 1,7 тысячи граждан. По данным ГИБДД, одна из основных причин этой печальной статистики — переутомление водителей.

Снизить фактор усталости призван проект изменений в Правила дорожного движения, подготовленный Министерством транспорта. Документ, опубликованный 21 февраля на официальном сайте нормативно-правовых актов, вводит в ПДД новый раздел под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха».

Время трудиться и время отдыхать

Уставший водитель заказов не получит
Согласно предложенным изменениям, водителям автобусов и грузовых машин массой от 3,5 тонны нельзя будет находиться за рулём больше девяти часов в сутки. При этом через каждые 4,5 часа водители должны отдыхать не менее 45 минут за раз либо делать два перерыва — по 15 и 30 минут. В случае необходимости дальнобойщикам и водителям автобусов разрешат ехать до 10 часов подряд, однако не чаще чем дважды в течение одной недели. Суммарно водитель должен отдыхать от управления машиной не менее 11 часов в сутки, а работать — не более 56 часов в семидневку и не более 90 часов за двухнедельный период.

«Суть в том, чтобы человек, который работает за рулём, не уставал. Чтобы он был более внимательным на дороге. Поэтому правила, безусловно, сработают на повышение безопасности и снижение аварийности на дорогах», — сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв.

Он отметил, что приведённые нормы, по сути, уже действуют благодаря постановлениям Правительства. «Минтруд прописывает режим труда водителей: сколько им можно работать и сколько нужно отдыхать. По сути, так было и раньше: через 4,5 часа водитель должен отдохнуть 45 минут, а тахограф — это зафиксировать», — напомнил законодатель.

Остановка посреди дороги

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что любые меры, которые принимаются в отношении регулирования времени работы водителей, это, безусловно, положительное явление. Другое дело, что в существующих условиях новые правила не всегда будет возможно соблюдать.

Есть ряд прецедентов, когда водители автобусов, чтобы выполнить правила, отказывались везти пассажиров до конечной остановки.

«В ряде российских регионов уже заранее опробовали работу этого механизма, и был обнаружен следующий факт: не все автобусы успевают доходить до конечной остановки, где есть место стоянки транспортного средства, обеспечивающее отстой транспорта и возможность для обеда и спокойного отдыха водителя, — рассказал «Парламентской газете» эксперт. — И в большинстве городов из-за введения данных норм возникла следующая проблема: 4,5 часа работы водителя могут прерваться в произвольной точке городского маршрута. Есть ряд прецедентов, например в Калининградской области, когда водители автобусов, чтобы выполнить правила, отказывались везти пассажиров до конечной остановки. Тем самым пассажиры, оплатившие поездку, не получили транспортную услугу в полном объёме».

Кроме того, Илья Зотов задался вопросом — кто будет данную систему контролировать, насколько добросовестно и какая при этом будет ответственность для водителей.

Режим отдыха водителей проверят по тахографу

Чего будут стоить лицензии автобусным перевозчикам
Тут стоит отметить, что изменения в ПДД потребовались в связи с ранее принятыми поправками в законодательство о безопасности дорожного движения. В декабре 2018 года вступили в силу дополнительные требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам при эксплуатации транспортных средств. Одно из нововведений — необходимость соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей, для чего предприниматели обязаны с 1 ноября 2019 года оснащать тахографами все автобусы и грузовики массой более 3,5 тонны. Причём, согласно опубликованному сегодня проекту Минтранса, эксплуатация транспортных средств с неработающим тахографом или без него будет запрещена.

«Безусловно, требование оснастить автомобили и автобусы тахографами принесёт немалую пользу, — ранее сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко. — Потому что это регулирование нагрузки на человеческий организм. Ведь очень много аварий, особенно крупных, с участием как грузового, так и пассажирского транспорта, происходит из-за усталости — из-за того, что водитель очень много проводит времени за рулём автомобиля. Причём в непростых, особенно сейчас, в осенне-зимний период, погодных условиях».

Хватит ли денег?

В свою очередь, Илья Зотов отмечает, что необходимость оснащения всех грузовиков и автобусов тахографами может натолкнуться на нехватку финансов в бюджете коммерческих организаций и предприятий городского транспорта. «На оснащение этим оборудованием одного транспортного средства потребуется от 20 до 30 тысяч рублей. А ввиду того, что у ряда городов таких транспортных средств несколько сотен, а то и тысяч, то в итоге это может вылиться в колоссальные суммы, каковых попросту не выделяется на работу общественного транспорта», — посетовал эксперт.

Ответственность для водителя за нарушение режима труда и отдыха пока что установлена в виде штрафа от одной до трёх тысяч рублей.

Зотов беспокоится, что не все предприятия заложили в текущем году средства на покупку тахографов, и предполагает, что из-за новых правил некоторым организациям придётся снимать машины с рейсов. Однако Евгений Москвичёв напомнил, что по уже существующим правилам у нас все грузовые автомобили должны быть оснащены тахографами. То же касается и автобусов, совершающих международные и межрегиональные рейсы. «Для городских транспортных средств, по моей информации, предоставлен срок до 1 июля 2020 года. Так что ничего страшного я в этом не вижу», — резюмировал глава профильного комитета Госдумы.

За нарушение режима отдыха грозит штраф

Согласно статье 11.23 Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность для водителя за нарушение режима труда и отдыха в виде штрафа от одной до трёх тысяч рублей. Однако в апреле в Госдуму поступили правительственные поправки в КоАП, предусматривающие не только повышение ответственности для водителей, но и введение отдельного штрафа для должностных лиц и работодателей. Согласно изменениям, которые в настоящее время проходят подготовку ко второму чтению, санкция за такие правонарушения составит до пяти тысяч рублей для водителей, 7-10 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 50 тысяч рублей для организаций.

А в начале января 2019 года стало известно, что в Минтрансе готовят законопроект, который позволит на основе данных тахографов штрафовать водителей грузовиков и автобусов за превышение скорости. В ведомстве полагают, что предлагаемая мера поможет дисциплинировать водителей и снизить число ДТП. Сейчас этот законопроект прорабатывается в Аппарате Правительства.