Одаренные талантом
Гала-концертом и выставкой завершились в Москве мастер-классы «Союзное государство — молодым талантам XXI века»
Мастер-классы собрали в столице 80 юных музыкантов и художников из Беларуси и России. Посетивший их Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота в разговоре с журналистами напомнил о многочисленных культурных конкурсах, проводимых в наших странах: учителей истории и литературы, писателей и журналистов. По его мнению, подобные акции являются, по сути дела, еще и социальным лифтом для их участников.
…На итоговых концертах трудно выступать первым, но ничуть не менее трудно выступать в завершении программы. Я, право же, не знаю, по каким критериям руководители мастер-классов выбирали юных исполнителей для старта и финиша финального представления, состоявшегося в знаменитой Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, в каждом случае они, безусловно, попали прямо «в яблочко».
Начинал показ достижений недельного совершенствования гостей Москвы пианист из белорусской Лиды Генрих Король. Легендарная рахманиновская «Прелюдия соль минор», с одной стороны, довольно проста технически, а с другой стороны — сложна, поскольку кристальная ясность композиторского замысла не позволяет затушевать свою изысканность внешними исполнительскими эффектами. Генриху справиться с непростой даже для маститого музыканта задачей вполне удалось. Ничуть не сомневаюсь в уровне его педагогов на родине, но недельное наставничество профессора Московской консерватории Аркадия Севидова, несомненно, сказалось на росте его исполнительского мастерства. Он сам сказал после концерта, что получил колоссальный опыт, который не может не пригодиться. То же самое говорила мне и завершившая концерт калининградка Алиса Иванова, занимавшаяся у того же педагога. В отличие от Генриха, явно тяготеющего к лирическому направлению в музыке, она просто поразила публику экспрессией и темпераментом исполнения.
Проекты такого масштаба изначально не терпят случайных людей в качестве наставников. Судите сами, за десять лет проведения мастер-классов на них побывало около тысячи начинающих творческих личностей. Все ехали в Москву с немалыми ожиданиями, обмануть которые было бы непростительно. И недаром среди педагогов профессора нашей главной консерватории и солисты оркестра Большого театра.
Педагог виолончелистов Кирилл Родин, отвлекшийся на занятия с участниками мастер-классов от собственного отпуска, преподавание в Московской консерватории, например, сочетает с педагогической же деятельностью в Пекине и в Токио, где ему присвоено звание почетного профессора. И это не считая концертной активности. Притом, как сказал мне сам маэстро, в далеком детстве у него был весьма антимузыкальный случай: своим самым счастливым днем он какое-то время считал дату, в которую… разбил инструмент.
Но мудрость приходит с годами, и через какое-то время после этого казуса он уже не мыслил жизни без ежедневных занятий. А за неделю в рамках мастер-класса Родин с нуля создал интернациональный виолончельный октет, в котором вместе с девочками из России и Беларуси играла еще и юная исполнительница из Казахстана.
Педагогу проще всего было бы ограничиться, так сказать, общим руководством, но Родин предпочел и сам играть вместе с подопечными. «Я до сих пор вспоминаю, как важно было для меня когда-то играть вместе с профессором. Сразу ясно было, к чему стремиться. Думаю, девочки это поняли. Кстати сказать, я не только учил их, но и учился сам. Каждая из них — личность, и общение с ними всегда к взаимной пользе», — рассказал он.
В этом и впрямь можно не сомневаться. Одна из его учениц — Маша Миронова из Калуги сказала мне, что жалеет только об одном: в этом составе и с таким руководителем ей больше не сыграть. Что поделаешь, если мастер-классы — важный шаг к совершенству, остальную дорогу придется идти уже самой. Но расставаться навеки с друзьями, с которыми она познакомилась в Москве, калужанка не собирается, надеется, что эти встречи не последние. Мастер-классы стали для нее и многих других площадкой, где удалось себя показать и с другими пообщаться.
Раздавать авансы бессмысленно, однако многие участники этой музыкальной недели уже вполне могли бы найти себя в составе профессиональных коллективов. Думается, что минчанин Антон Шинкаренко, виртуозно исполнивший на барабане композицию «На плацу», вполне пришелся бы ко двору неплохого джаз-оркестра уже сейчас…
Юные художники из наших стран тоже съехались на мастер-классы, проходившие в Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. На итоговой выставке полностью доминировали начинающие художники из Минска и воспитанники изостудии подмосковного города Фрязино. Их работы можно оценивать по-разному, но мне лично бросилось в глаза стремление найти некую «тихую» прелесть в, казалось бы, не слишком эстетичных сюжетах. Ну что поэтического на первый взгляд можно отыскать в закоулке обыкновенного городского двора с его неприбранностью и неухоженностью. Однако шестнадцатилетняя минчанка Маргарита Воробель углядела в нем лирический лад. Поневоле вспомнился столетней давности тезис Валерия Брюсова, призывавшего художников искать красоту «в магазинах, лестницах, трубах»… На таких сюжетах свет клином, конечно, не сошелся, но внешняя неэффективность и помогает оттачивать намечающееся мастерство.
Григорий Рапота, обсуждавший многие работы с послом Республики Беларусь в России Игорем Петришенко, также приехавшим на закрытие мастер-классов, обратил особое внимание на мозаичный раздел выставки. Мозаик немного, но поиск авторов очевиден. Именно с такого поиска и начинается творчество.
Фото Юрия Паршинцева