Постановка балета на музыку аргентинского композитора А. Пьяццоллы осуществлена художественным руководителем театра «Русский Балет», народным артистом СССР Вячеславом Гордеевым. Он же автор либретто и идеолог художественного оформления спектакля. Сюжет балета навеян романом Рафа Эйли «Последнее танго в Париже» и одноименным фильмом Бернардо Бертолуччи: немолодой американец, потерявший при трагических обстоятельствах жену, и совсем юная француженка встречаются в Париже. Противоречивая, всеразрушающая страсть поглощает их, затягивая в водоворот опустошающей чувственности. Но расставание неизбежно, и для одного из героев этот танец страсти станет последним.
У балета необычная история. Впервые свой творческий замысел на музыку Астора Пьяццоллы Вячеслав Гордеев осуществил в Большом театре в 1996 году. В спектакле были заняты Надежда Грачёва, Марк Перетокин, Сергей Филин и другие известные мастера главного музыкального театра страны. Спектакль, проторивший тогда путь на сцену Большого театра современной хореографии, получил большой резонанс в прессе, вызвав нешуточную дискуссию в среде критиков и балетоманов. Различные его оценки не только обеспечили ему значительный зрительский интерес, но и свидетельствовали о неординарности художественного произведения. По достоинству его оценили и за рубежом. Особенно центральный дуэт балета, сложный и в техническом, и в эмоциональном плане, названный критиками там «бриллиантом» — в нем «противоборствуют внешняя сдержанность и строгость, и бунтующая чувственность». Многие мастера хореографии охотно включают его в свой репертуар и исполняют как самостоятельный номер в концертных выступлениях и на хореографических конкурсах.
На вопрос нашего корреспондента, что подвигнуло почти через двадцать лет маэстро вновь обратиться к «Танго», Вячеслав Гордеев ответил так: «Современность таит в себе неисчерпаемый материал для хореографии. Возвращаясь к «Танго», я делаю попытку вдохнуть в спектакль новую жизнь. В основе хореографии — сочетание классической и современной танцевальной лексики. Вместе с каждым танцовщиком мы добиваемся большей психологической правдивости героев, эмоциональной напряженности, насыщая их пульсом современности, ее нервом в созвучных ей танцевальных формах, выразительной пластике».
Балет «Последнее танго» будет представлен в новой хореографической редакции и в новом сценическом оформлении, с использованием современных видеотехнологий. Главные партии исполнят ведущие солисты труппы, лауреаты международных конкурсов артистов балета Анна Щербакова, Владимир Минеев, Анастасия Баранова, Дмитрий Котермин, Ярослав Синицын.
Журнал «Российская Федерация сегодня» уже традиционно — информационный спонсор «Русского Балета».
Анатолий Журин