«Но хочет всё душа моя во всём дойти до совершенства»
К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
15 октября исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. И все это время он говорит с нами. О чем же? Такой вопрос я задала человеку, который начал изучать творчество поэта более полувека назад.
Мой собеседник — доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, заслуженный деятель науки России Валентин Коровин
РФС: Валентин Иванович, насколько Лермонтов современен, не ушел ли он из культурной жизни нашего общества? Ко двору ли ей приходится? Ведь, в отличие от солнечного пушкинского гения, лермонтовский — а вы изучали наследие обоих поэтов, — скорее сумрачный, а наша действительность и без того полна проблем, и хочется припасть к чему-то светлому, радостному и духоподъемному.
В. Коровин: Нет, он не сумрачен. Да, у него нет очарования жизнью, которое есть у Пушкина, он смотрит на нее более скептически и трезво. Она ему открывается в трагическом свете. Но трагедия, хотя всегда это конфликт, сшибка противоречий, не означает пессимизма. Недаром Лермонтов везде контрастен, антитетичен: у него всегда рядом жизнь и смерть, земля и небо… И при этом в самой его личности заложен огромный гуманистический заряд. Философ и историк Юрий Самарин приводит его слова: «Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не сознавая этого…»
РФС: Поразительно, что эту глубочайшую мысль высказал молодой человек, мальчишка, с точки зрения наших представлений о возрасте!
В. Коровин: Одно слово — гений! И это все объясняет. Поэтому Лермонтов будет всегда актуален, всегда востребован. Сегодня его изучают в вузах, школах.
Сейчас появились новые подходы к его изучению. При всем своем скептицизме, отходе от пушкинской гармонии он оптимистичен своей верой в то, что мир Божий как высшее творение прекрасен в замысле Творца. Но этот замысел искажают сами люди. Лермонтов отнюдь не богоборец, каким его воспринимали в советское, да отчасти и в свое время. Иначе бы поэму «Демон» дозволили бы опубликовать в России, но «демоническую тему» цензура не пропустила, усмотрев в ней позицию противостояния Всевышнему, и она сначала увидела свет за рубежом, в Карлсруэ. Он просто говорит, что человек не понял Божьего Промысла, не внял завету, не достиг или не стремится к совершенству, которое предполагал в нем Господь Бог. У него скорбь, горечь из-за неоправданности человечеством своего высокого предназначения.
Вот истоки критицизма, который распространяется не столько на социальную действительность, как порой узко толковали его мировоззрение, сколько на природу самого человека. Скептицизм поэт обращает и на себя. Доказательство — строки: «Но хочет все душа моя во всем дойти до совершенства». Можно сказать, что критицизм адресован вовне, а критичность — вовнутрь.
Лермонтов бесконечно восхищен красотой природы. Ее детскость, первозданность и простодушие он противопоставляет утратившей свежесть чувств человеческой душе. Как прекрасны описания утра на Кавказе и гор в «Герое нашего времени»! Ему хотелось, чтобы и человек сохранял в себе первородную чистоту, первозданность, свойственные горам, морю, всей природе. Печорин мучается тем, что не может вернуться к своему естеству, искаженному и испорченному обстоятельствами. А ведь этот персонаж во многом списан с самого автора. Одна из любимых мыслей Лермонтова, которая потом станет любимой мыслью Достоевского, — то, что искаженная природа человека мстит ему за ее поругание и делает несчастным.
РФС: Искаженная чем, социальным устройством?
В. Коровин: Когда герои Лермонтова говорят о том, что их испортили свет и обстоятельства, они имеют в виду социальное устройство. Отсюда «приличьем стянутые маски», казенная мораль. Но это одна сторона вопроса. Вторая и, может быть, для поэта столь же важная, — греховность согласно христианским представлениям самой человеческой природы. Поэтому побудительный мотив романтизма Лермонтова — стремление возвыситься душой, преодолеть в себе греховность. Побуждая к совершенствованию, он дает нам уроки.
РФС: Что сегодня, наверное, даже более актуально, чем когда-либо, поскольку мы видим, что технологический прогресс не сопровождается нравственным.
В. Коровин: Мысль о том, что с развитием цивилизации человечество отнюдь не прогрессирует духовно, высказал еще Руссо. Печорин радуется, что может плакать, значит, думает он, у него сохранилась еще чистая, детская душа. Критицизм Лермонтова представляет собой способ мышления, направленный на сопротивление греху и всему ложному, что деформирует заложенный в человеке Божий замысел.
РФС: Как сформировался этот скептицизм? Не в тяжелых ли обстоятельствах жизни? Рано потерял мать, отца практически не знал, не отличался красотой и не пользовался успехом у женщин, в силу сложного характера трудно сходился с людьми.
В. Коровин: Ну что касается прекрасного пола, то женщины Лермонтова любили. Напрасно думают, что они обделяли его вниманием. В нем видели человека, имеющего «власть неизъяснимую». Из посланий, адресованных Ростопчиной, Карамзиной, Хомутовой, Щербатовой и другим, видно, что дамы к нему благоволили. Как и он к ним.
Сразу после трагического ухода его поставили рядом с «солнцем русской поэзии». Это случилось не сверху, а — народной мыслью. Для восприятия русского человека важно еще и то, что он — страдалец! Народ жалеет и чтит таких людей. И с тех пор его слава только росла.
РФС: Она ведь началась еще при жизни?
В. Коровин: Конечно. Хотя его публичная жизнь в литературе длилась всего четыре года — с 1837-го по 1841-й. Известность началась со стихотворения «Смерть поэта». Тогда же печатается «Бородино», затем «Песня про купца Калашникова». При жизни был издан единственный сборник стихотворений. Главы «Героя нашего времени» сначала публиковались в журналах, а потом отдельной книгой, где автор выступил родоначальником психологического романа. Все выдающиеся писатели и критики сразу признали Лермонтова как «власть имеющего», по словам Льва Толстого.
Достоевский, например, особенно ценил взгляд Лермонтова на народ: «…чуть лишь он коснется народа, тут он светел и ясен. Он любит русского солдата, казака, он чтит народ». Вместе с тем Достоевский не принимал байронизма и риторичности поэзии Лермонтова. Но эти черты искупались тем, что стандартным поэтическим оборотам поэт придавал новое значение. Он, по выражению одного критика, разгорячил кровь русской поэзии.
Стихотворение «Смерть поэта» распространилось в списках так же быстро, как грибоедовское «Горе от ума». Особенно когда появились последние заключительные 16 строк («А вы, надменные потомки, известной подлостью прославленных отцов»). Автору было всего 22 с половиной года!
Его друг Святослав Раевский переписал и давал их читать. Пошли доносы, что стихи написаны «на революцию». Впервые они опубликованы через пятнадцать лет после его гибели, за рубежом, в герценовской «Полярной звезде», а на Родине — в 1860 году, уже после смерти Николая I. «Приятные стихи, нечего сказать», — сказал он, ознакомившись с ними. В документах они названы «непозволительными». Корнета Лермонтова сослали в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. Из первой ссылки, почти прогулки по Кавказу, он вернулся через несколько месяцев, обогащенный впечатлениями, которые сразу же отразились в образах его поэзии. А вот вторая ссылка, в 1840 году, причиной которой послужила его дуэль с сыном французского посла Э.де Барантом, уже ничуть не походила на предыдущую, ему пришлось участвовать в боевых действиях.
РФС: Я видела в Военно-историческом архиве документ о спущенном по военному начальству предписании ни под каким предлогом не удалять его от фронтовой службы в Тенгинском полку. Правильно ли понимать, что его намеренно подвергали риску?
В. Коровин: Правильно. Лермонтов отличился в сражении при реке Валерик, его представляли к ордену Владимира 4-й степени, но лично император вычеркнул его фамилию. А когда Мартынов убил его на дуэли, Николай I сказал: «Собаке — собачья смерть!»
РФС: Какая мощь заложена в гениальном поэтическом слове, если на него так реагируют всесильные самодержцы!
В. Коровин: Разочарование у монарха вызвал даже выбор Лермонтовым героя «нашего времени». Он ожидал, что это будет добродушный и простой служака Максим Максимыч, а тут вдруг на первый план выдвинулся Печорин, человек резкого, охлажденного ума. Император разозлился и назвал автора совершенно пустым человеком.
Критицизм пронизывает очень многие стихотворения Лермонтова. «Бородино» начинается как ода, но написано не только во славу русского оружия и героев 1812 года, а содержит горькое признание несостоятельности поколения ровесников поэта. «Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы!». В хрестоматийной «Родине», помните: «Разливы рек ее, подобные морям, лесов безбрежных колыханье»? Это же указание, что Россия — страна, предуготовленная для народа богатырского, для великих свершений. Но вокруг…«дрожащие огни печальных деревень». И любовь к России названа «странной»: рассудок, казалось бы, противится любви к Отчизне с ее бедной, скудной жизнью, но он не может победить изначально укорененного в душе любовного чувства.
РФС: Интересно. Современный человек может увидеть из самолета разливы рек, подобные морям. Но откуда взялось «спит земля в сиянье голубом»? Такой нашу планету лишь через 120 лет увидел из космоса Гагарин. Или «и звезда с звездою говорит»… Возникает чувство, что Лермонтов иногда смотрел на наш мир откуда-то с горних высей.
В. Коровин: Да! В принципе любой хороший поэт имеет некую отстраненность взгляда, но у него она достигает особой степени, как будто он в самом деле созерцает нашу Землю с не доступных прочим высот. В шестой редакции «Демона» мы неожиданно встречаем строчки:
«На воздушном океане
Без руля и без ветрил
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил».
У него же не было телескопа под рукой, а он изобразил эту картину!
РФС: Где Лермонтов и где мы! У нас глобализация, зачеркнувшая понятие «космополитизм». Есть те, кто утверждают, что родина — там, где хорошо. Как так? И тут вдруг нахожу ответ в стихотворении «Тучки», которое недавно перечитала.
В. Коровин: Оно написано, когда он вынужденно покидал милый север для южной стороны: «Чужды вам страсти и чужды страдания; вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания». У Лермонтова стержнем менталитета является чувство родины. Если в душе его нет, ты действительно легко прививаешься к любой почве. Только неравнодушие к родной земле может родить слова: «Дубовый листок оторвался от ветки родимой».
РФС: Понятно, что каждое следующее поколение заново открывает для себя поэта. И, значит, лермонтоведение неиссякаемо.
В. Коровин: Мы смотрим на него сейчас как на великого поэта, который предъявляет нам действительно общечеловеческие ценности (но не исключительно в современном западном понимании) и страдает от невозможности их воплощения. Его представления возникли и основаны на национальной почве. И главное среди них — вечное стремление к совершенству, к высокому духовному полету. Это антитеза обществу потребления, идеалы которого захватили мир! Здесь он опять восстает против мнений современного «света», опять противостоит низменному, материальному. Своей поэзией Лермонтов призывает быть лучше, чище, светлее. А разве не это — задача человека на все времена?!
РФС: Валентин Иванович, скажите, а ведь все-таки не Лермонтов написал «Прощай, немытая Россия»?
В. Коровин: О, не сомневался, что вы спросите. Отрицание его авторства — это придумка уже в наше время критика Кожинова и его сторонников. Из лучших побуждений. Потом известный артист Николай Бурляев к ним присоединился. Старая долгая история. Было два списка этого стихотворения, пришедшие из семьи поэта. Автографа не нашлось, отсюда и слухи. Но это не довод. Нет автографа и пушкинского стихотворения «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы недолго тешил нас обман»), а также и некоторых лермонтовских произведений. Однако все крупные лермонтоведы считали и считают, что оснований для опровержения авторства не имеется. И по характеру стиха, и по стилю, и по манере напряженно-острого выражения, это он. Ну не нравится слово «немытая», ну и что? Как будто Лермонтов не говорил еще более резких слов! Хотя бы в «Думе», где выносит приговор всему своему поколению, или всей тогдашней элите в стихотворении «Смерть поэта».
Я читаю очень интересную, основанную на документах книгу «Лермонтов. Исследования и находки» Д. Алексеева, работавшего хранителем в отделе рукописей Пушкинского дома. Там разоблачаются все мифические биографические сведения, которые были сделаны рядом исследователей, в том числе И. Андрониковым.
Однако все это мелочи. Суть в том, что Лермонтов уважаем, популярен и успешен, говоря нынешним языком, в своей посмертной судьбе. Его не сбрасывали с «парохода современности» после революции, когда в один момент посягнули даже на Пушкина.
Мы должны помнить своих великих предков и отдавать им дань заслуженного уважения. Бесценный вклад русской литературы в мировую культуру всегда останется за нами. И в этом смысле Россию никак нельзя никуда изолировать. И еще. Юбилеи — не только проявление благодарной памяти, а события, призванные питать национальную гордость россиян и возвращать их к великому наследию, чтобы черпать в нем силы для новых свершений.