Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуму внесли законопроект о выплате 13-й пенсии

вчераДепутат Панеш рассказал, кому в январе повысят пенсию на 35%

вчераДепутат назвал стоимость одного пенсионного коэффициента в 2026 году

Невнимательных тугодумов в пилоты не возьмут

Минтранс опубликовал новый порядок психофизиологического обследования кандидатов в летные экипажи

22.11.2025 15:00

Автор: Николай Козин

Невнимательных тугодумов в пилоты не возьмут
  © freepik.com

Кандидатов в экипажи самолетов и диспетчеры будут оценивать на внимательность, бдительность, способность прогнозировать события и решать математические примеры. Приказ об утверждении соответствующего порядка отбора экипажей гражданской авиации опубликовало Министерство транспорта. «Парламентская газета» ознакомилась с документом.

19 обязательных качеств

Новый порядок отбора будет распространяться на все гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких, массой 115 килограмм и менее, — то есть парапланов, дельтапланов, парамоторов и легких одноместных планеров. Помимо членов летного экипажа тестировать будут также кандидатов на должности диспетчеров управления воздушным движением. Правом проводить профессиональный отбор документ наделяет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в соответствующих областях, а допускаться к нему будут только те кандидаты, кто ранее успешно прошел медицинское освидетельствование и имеет соответствующую квалификацию.

«При проведении профессионального отбора должны осуществляться собеседование или тестирование с целью определения осведомленности кандидата о специфике производственной деятельности и условиях труда, а также оценки конкретных специальных знаний, — указано в документе. — [кроме того] предусматривается определение психофизических качеств кандидатов и прогноз профессиональной надежности для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов».

Конкретные перечни качеств, которые будут оценивать, для летного экипажа содержат 16, а для диспетчеров — 19 обязательных пунктов. Так, например, первых планируют проверять на свойства внимания и памяти, бдительность, готовность к экстренному действию, антиципации (то есть способности «думать наперед»), а также понимание пространственных отношений, умение выполнять «счетно-математические операции» и так далее. Для вторых в приоритете, помимо прочего, окажутся эффективность слежения за состоянием динамического объекта и прогнозирование его положения, стрессоустойчивость, особенности «эмоционально-волевой регуляции», беглость мышления (она же скорость мыслительных операций) и речи, а также мотивация и помехоустойчивость. При этом тестирование будет проводиться как посредством личной беседы со специалистами, так и на специальных тренажерах с последующим анализом полученных результатов.

Летчики и шахтеры смогут быстрее получить доплаты к пенсии

По итогам кандидатам проставят оценку:

  • «Рекомендуется в 1-ю очередь» — если человек полностью соответствует требованиям предполагаемой должности;
  • «Рекомендуется во 2-ю очередь» — если человек допускает ошибки, но способен сам их замечать и исправлять, а также если ему потребуется время на профессиональную адаптацию;
  • «Рекомендуется условно» — если наблюдаются истощаемость и снижение психофизической адаптации, а количество ошибок таково, что требует постоянного внешнего контроля;
  • «Не рекомендуется» — если человек не соответствует должности вообще.

Результаты освидетельствования будут действительны в течение 24 месяцев с момента их получения. Когда этот срок истечет, тесты придется проходить заново.

«Кукурузник» остается: на каких самолетах будут летать россияне

«Малопредсказуемых факторов стало больше»

Заместитель Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин. © Пресс-служба Государственной Думы РФ

Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин, события последнего времени заставляют предъявлять к персоналу воздушных судов повышенные требования.

«Авиаперевозки -- сами по себе занятие намного более ответственное и рискованное, чем, скажем, железнодорожные или автомобильные, — подчеркнул парламентарий. — Множество малопредсказуемых факторов, наподобие резко меняющейся погоды, ограниченное изолированное пространство, отсутствие доступа к внешним ресурсам и помощи извне — все это диктует особые критерии отбора и особые качества, которыми должны обладать экипажи и диспетчеры».

Особенно, отметил Рафаэль Марданшин, это актуально в связи с участившимися налетами БПЛА на российские регионы, когда и от пилотов, и от диспетчеров зачастую требуется принимать важные решения в стрессовой обстановке и при максимально ограниченном времени.

Новый порядок отбора вступит в силу с 1 марта 2026 года. Срок его действия определен в шесть лет — до 2032 года.

Военные пенсии хотят увеличить в 2026 году