Неопределенный статус охраны культурного наследия
Запрет исполнять функции, не предписанные профильным «охранным» законом, делает невозможным выполнение других федеральных актов…
Памятников истории и культуры в России тысячи. И каждый охраняют. Ну, по крайней мере, обязаны охранять. Для этого еще в 2002 году в каждом регионе должны были создать орган исполнительной власти, ведающий сохранностью культурного наследия — так было предписано Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Причем была тонкость: создаваемые органы не имели права заниматься ничем, кроме как исполнением нового закона. Так и было записано: иных функций у них быть не должно. А это значит, что новый орган власти — это целый комитет или министерство, смотря как их называют в каждом конкретном субъекте Федерации. На худой конец — управление. В крайнем случае — агентство. И они стали появляться. Не везде, правда, этот процесс завершился, но он идет.
Тем не менее, с запретом для структур, занимающихся сохранением культурного наследия, выполнять еще какие-либо функции согласны не все. То один российский регион, то другой просят отменить это ограничение. Сейчас вот настал черед Ленинградской области: там подготовили соответствующий законопроект, который уже внесен в Госдуму. Рассмотрение назначено на весеннюю сессию. Поправка одна: в статье 10 часть 2, описывающей, что такое региональные органы охраны объектов культурного наследия, убрать слова «не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом».
ТРАТЫ БОЛЬШЕ, РАБОТА ТА ЖЕ
«У нас в Ленинградской области есть комитет по культуре, — рассказал один из авторов поправки, депутат регионального Заксобрания и директор музея «Выборгский замок» Владимир Цой. — А в этом комитете — департамент по охране культурного наследия. В нем два отдела — один занимается региональными памятниками, другой — федеральными. Шесть и семь сотрудников соответственно.
А всего в департаменте вместе с руководителем 14 человек работают. Если исполнять федеральный закон дословно, то мы должны выделить этот департамент в отдельный комитет. Но комитета из четырнадцати человек не бывает! Придется добавлять минимум десять сотрудников, выделять помещение, машину — а функционал не изменится. То, что сейчас делает департамент, будет делать и комитет, в том же объеме. Если нашу поправку не примут, то что делать, мы исполним закон, увеличим количество чиновников. Но наша идея — получить возможность не делать этого. Нам хотелось бы сохранить департамент в том виде, в каком он существует сейчас».
Дело в том, что в области сохранением памятников занимались и до 2002 года, когда приняли закон об охране культурного наследия. И тогда, как и сейчас, это делал соответствующий департамент в комитете по культуре. Так сложилось исторически — и это не стали менять. А теперь, похоже, придется: прокуратура Ленинградской области обнаружила нарушение закона и выдала правительству региона предписание его устранить. И теперь у депутатов и чиновников два пути: или закон исполнить, или закон изменить.
ВЫШЕ СТАТУС — БОЛЬШЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Подобная ситуация не только в Ленобласти. Только на северо-западе России с аналогичной необходимостью тратиться на преобразования департаментов в комитеты столкнулись в Мурманской области и Республике Коми. Уже выступали с подобным законопроектом депутаты Самарской области и их коллеги с Дальнего Востока — они тоже стоят перед лицом вынужденных, но, как им кажется, не шибко нужных затрат. «Когда принимали этот закон, еще далеко не в каждом субъекте Федерации были органы, занимавшиеся сохранением культурного наследия, и речь шла о том, чтобы они были, чтобы эта работа выполнялась», — пояснил Цой.
«Причем Министерство культуры хотело повысить ответственность за сохранение культурного наследия, поэтому настаивало на статусе комитета или министерства, — отмечает депутат Госдумы Светлана Журова, которой поручено представлять законопроект Ленобласти в парламенте страны. — И насколько я знаю, там и сейчас придерживаются того же мнения».
Так что судьба этой инициативы довольно туманна. И примут ли ее — зависит от убедительности авторов. Сейчас они апеллируют к тому, что запрет исполнять функции, не предписанные Законом №73-ФЗ, делает невозможным выполнение других федеральных актов. Например, Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обязательного для всех органов исполнительной власти. Но вот ведь какая коллизия: исполняешь №59-ФЗ — нарушаешь №73-ФЗ. Исполняешь №73-ФЗ — нарушаешь №59-ФЗ. Да и не только его, в России немало законов, наделяющих органы власти теми или иными функциями, например «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об автономных учреждениях» и так далее.
КТО РАНЬШЕ НАЧАЛ, ТОТ В ПРОИГРЫШЕ
«Закон об охране культурного наследия уже свою роль выполнил, во многих регионах структуры по охране памятников появились, — уверен Цой. — Но получилось так, что те субъекты, где такие только появлялись, сразу организовали их в соответствии с законом. А тем субъектам, где работа по сохранению культурного наследия и раньше велась, теперь надо перестраивать свои и так хорошо функционирующие структуры — там ведь они были и в виде департаментов, и в виде отделов. И насколько велика необходимость менять их статус — вопрос спорный». «Для дотационных регионов это важный вопрос, — полагает Светлана Журова. — У них нет средств на содержание дополнительного ведомства».
Работа по сохранению культурного наследия и раньше велась, теперь надо перестраивать свои и так хорошо функционирующие структуры - там ведь они были и в виде департаментов, и в виде отделов. И насколько велика необходимость менять их статус - вопрос спорный»
Ленобласть — регион недотационный. Даже наоборот — один из крупнейших доноров. «Даже при этом ни один губернатор в здравом уме не захочет создавать у себя еще один комитет», — отмечает Владимир Цой.Госдума уже отклонила три предыдущие законодательные инициативы, которые позволяли бы органам по охране культурного наследия существовать в режиме, удобном для каждого конкретного региона. Но в Ленинградской области полагают, что учли ошибки предшественников. «Мы пошли по совершенно иному пути, — раскрыл секрет депутат регионального Заксобрания. — Наши коллеги предлагали переформулировать целые статьи. А мы просим просто убрать кусочек одной фразы. Ведь переформулировать — это гораздо сложнее, чем ножницами аккуратно вырезать восемь слов».
Впрочем, в Ленобласти не так уж и расстроятся, если их законодательную инициативу провалят. «Нынешний закон нам работать не мешает, — объяснил Цой. — Там есть шероховатость, и мы хотим ее подправить. А нет — так нет». А чего еще ожидать? Ленобласть — регион не бедный, если что, и на два дополнительных комитета денег хватит. Был бы в них смысл.
Санкт-Петербург