Не все видно из Москвы
География рабочих поездок председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского
Мурманская, Псковская, Новгородская и Курская области, Пермский край, республики Карелия, Коми, Мордовия, Татарстан — такова география рабочих поездок председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского в конце прошлого года. Сенатор решил на местах изучить практику применения принятых законов.
Я встречался с работниками социальных служб, руководителями общественных организаций, обычными гражданами, журналистами. Конечно, в разных регионах и проблемы тоже разные, в каждом из них есть свои «болячки» и свои достижения. Но есть и много общего.
Во всех регионах, которые я посетил, руководители общественных организаций задавали во многом похожие вопросы. В основном их интересует бюджетный процесс, изменения законодательства по критериям нуждаемости, волнуют вопросы, связанные с индексацией пенсии, платой за капитальный ремонт, реформы в сфере здравоохранения. Кроме того, в беседах не раз поднималась тема доступной среды для инвалидов, их трудовой занятости. На мой взгляд, это говорит о том, что за нашей работой пристально следят на местах.
Таково общее впечатление. А теперь — непосредственно о каждом регионе. В Мурманске, например, самая обсуждаемая тема в последнее время — передача учреждений здравоохранения с муниципального на региональный уровень. Так сегодня предписывает действующее федеральное законодательство. Однако депутаты мурманского горсовета считают, что эти полномочия необходимо оставить в ведении города, и обратились с такой инициативой в областную думу. В результате диалог на эту тему между правительством Мурманской области и руководством города длится уже целый год. Обе стороны нацелены на единый результат — как минимум сохранение, а то и повышение уровня качества здравоохранения как для мурманчан, так и для жителей региона в целом. Вот только подходы в этом вопросе у сторон разные и аргументы у каждой свои. Когда и чем закончатся дебаты, неясно.
Мордовия. Мы знаем, какой мощный рывок сделала республика за последние годы: она полностью газифицирована, в каждом районе построены физкультурно-оздоровительные комплексы, высокотехнологичные медицинские центры. Но на повестке дня остро стоит вопрос доступности здравоохранения. И главная проблема здесь — дороги. В Мордовии федеральные и региональные трассы между населенными пунктами содержатся в приличном состоянии, теперь их надо строить в поселках. По-прежнему актуальны вопросы оказания социальных услуг, стоимости лекарств, доступности технических средств реабилитации больных и инвалидов.
Казань уже давно заработала славу пионера в проведении спортивных и культурных мероприятий. Татарстан много сделал в области сохранения памятников культуры, этой деятельностью занимается специальный фонд, попечительский совет которого возглавляет бывший президент республики Минтимер Шаймиев. В ходе поездки в Татарстан я встретился с финалистами проекта «ПолитЗавод-2016» — с молодыми ребятами, делающими первые шаги в политике. Новый сезон проекта стартовал в октябре, и на конкурс было подано около 500 заявок. По итогам образовательных сессий, тренингов и праймериз в проекте остались 35 человек. Рад, что в Татарстане придают такое большое значение подготовке кадров. Нестандартный взгляд, отсутствие закомплексованности, желание пересмотреть какие-то вопросы всегда отличали молодежь от людей старшего поколения.
Псковская область по объективным причинам потеряла свои возможности в сфере индустриального развития. Регион живет, что называется, по доходам. Команда губернатора работает ответственно, в органах управления много молодых людей, что отрадно и вселяет надежду.
В соседней Новгородской области хорошими темпами развиваются индустрия туризма, агропромышленный сектор экономики, оживился инвестиционный климат. И в том и другом регионе, впрочем, как и в большинстве субъектов Федерации, жителей волнуют вопросы повышения цен: на проезд в транспорте, услуги ЖКХ, лекарства. Бюджеты всех регионов сейчас очень напряженные.
Карелия, как и другие субъекты Федерации, столкнулась с политическими и экономическими вызовами. Последние три года там сохраняется не самая позитивная динамика инвестиций в основной капитал, продолжает расти госдолг. Дефицит консолидированного бюджета региона может превысить пять миллиардов рублей. Таким образом, ограничиваются возможности для социального развития региона.
Но ведь есть общее понимание того, что социальная ответственность государства — основной фактор глобальной стабильности. Поэтому сегодня при всех сложностях финансирования и Правительство, и депутаты Госдумы, и сенаторы сходятся во мнении: оснований для тревог по неисполнению социальных обязательств перед населением нет. Есть, на чем сэкономить, есть, где повысить эффективность использования имеющихся средств и где найти дополнительные ресурсы.
Как раз об этом шла речь в Курске, где я проводил прием граждан в несколько необычном формате — в виде заседания «круглого стола». Участие в нем принимали представители общественных организаций, региональной и муниципальной исполнительной и законодательной власти. Цифры и факты, озвученные в ходе заседания, порадовали: за последние пять лет региональный бюджет в сфере образования вырос более чем в три раза. Производятся социальные выплаты по программе «Жилье» для молодых семей. В области по-прежнему работает молочная кухня для малообеспеченных и многодетных семей, чем не так уж и много регионов может похвастаться, сохраняется бесплатное горячее питание для школьников, работает социальная гостиная для женщин с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, остается бесплатное лечение и реабилитация за счет бюджетных средств алко- и наркозависимых. Работа в каждом из перечисленных направлений была подтверждена конкретными цифрами.
Законодатели на всех уровнях обязаны прогнозировать последствия принятия законов еще до того, как они будут приняты и начнут действовать»
В Коми социально-экономическая и политическая ситуация, безусловно, осложнилась после арестов в сентябре бывших руководителей республики. Но я убежден, что тень подозрения от проступков отдельных лиц не должна падать на весь регион, даже если их вина будет доказана следствием и подтверждена в судебном порядке. И еще одно хочу подчеркнуть: если нарушается законодательство, особенно в сфере использования бюджетных средств и госсобственности, но при этом долгое время это остается незамеченным правоохранительными структурами, то это само по себе странно и говорит о серьезных проблемах. Не секрет, что существует многослойная конструкция взаимного контроля, и непонятно, почему она среагировала поздно. Думаю, что задача органов власти на будущее — попытаться сделать так, чтобы реакция системы была более оперативной.
Каждый регион стремится выработать свои подходы к решению социальных проблем. Например, центры социальных инноваций есть только в 15 субъектах Федерации, один из которых — Пермский край, где все социальные услуги надомного характера осуществляются частным сектором, причем оплата услуг со стороны государства соответствует государственным же тарифам. То есть частные компании берутся за оказание этих услуг по государственным расценкам и весьма неплохо справляются.
…Анализируя материалы, собранные в ходе поездки по регионам, я в чередной раз убедился в том, что законодатели на всех уровнях обязаны прогнозировать последствия принятия законов еще до того, как они будут приняты и начнут действовать.
Ещё материалы: Валерий Рязанский