Не фонды, а полоса препятствий

Музеи получат «дорожную карту», согласно которой будут совершенствовать связанное с ними законодательство

Об этом заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече с директорами федеральных и региональных музеев России

Не фонды, а полоса препятствий
 

При маленькой зарплате музейные работники выполня­ют важную «государеву миссию», — подчеркнула Ва­лентина Ивановна, приведя данные, что за последние 20 лет почти в два раза увеличилось количество музеев. В 1992 году их было более полутора тысяч, сейчас, по данным статистики, около 2700. «Серьезно выросла и посещаемость музейных центров, что свидетельствует о глубокой обще­ственной потребности, растущем интересе людей к своей истории и культуре», — отметила она. Отметив, что за по­следние годы многое было сделано для совершенствования нормативной правовой базы в сфере культуры, она подчер­кнула, что активная законотворческая деятельность еще да­леко не закончена. В настоящее время идет работа над тре­мя важнейшими документами — новым законом о культуре в Российской Федерации, стратегией развития культуры в Российской Федерации до 2025 года, а также основами госу­дарственной культурной политики.

Главными заботами музейного сообщества спикер СФ назвала проблемы повышения заработной платы, улучше­ния технической оснащенности и модернизации музеев, расширения фондовых и иных музейных площадей. Очень весомой остается проблема реставрации предметов из му­зейных фондов, остра проблема нехватки квалифицирован­ных кадров, связанная с вышеназванными.

Музеи вправе рассчитывать на поддержку государства и на бюджетное финансирование. «Но и сами музеи долж­ны активнее использовать все законные возможности для привлечения средств», — сказала Валентина Матвиенко. Она предложила внимательно изучать и использовать эффек­тивный отечественный и зарубежный опыт государственно-частного партнерства в области культуры.

Особое внимание ее привлекла уже устоявшаяся тради­ция проведения международной акции «Ночь в музее». Пока что этот культурный праздник доступен в основном жите­лям крупных городов. Но доступность музеев должна быть обеспечена для всех без исключения граждан России. По­мимо активного внедрения в музейное дело современных информационных технологий для преодоления «культурной оторванности» отдаленных регионов страны следует акти­визировать выставочную деятельность музеев в субъектах России, предложила Председатель СФ. Она напомнила, что такой опыт уже имеется.

В ходе дискуссии Председатель Союза музеев России, ге­неральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский обратил внимание на недопустимость назы­вать работу музеев предоставлением услуг. «Мы предостав­ляем не услуги, а блага». Он особо остановился на проблеме фондохранилищ, сказав, что открытые фондохранилища — это российское изобретение. Прорывная идея открыть пу­блике доступ в наглухо закрытые ранее музейные запасни­ки, откуда на свет Божий прежде допускались лишь очень и очень немногие достойные внимания раритеты, вправе счи­таться именно российской новинкой. Вместе с тем распро­странение этого, так сказать, ноу-хау ограничивается (особенно в провинции) острейшим дефицитом современных фондохранилищ, множество из которых по их фактиче­скому состоянию недоступны не только посетителям со стороны, но и сами сотрудники музеев работают в них как на полосе препятствий. Из выступления Пиотров­ского явствует, что в принципиальной корректировке и переосмыслении нуждается сама терминология, исполь­зуемая при оценке работы наших как национальных, так и региональных сокровищниц минувшего.

Речь идет не о игре словами, суть намного глубже, и отрицание ее оборачивается на деле казусными и да­же влияющими на гарантированные Конституцией РФ права граждан. Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева поведала участ­никам встречи о совершенно неожиданных для многих трудностях, которые порой способны бросить тень на международные контакты России. Речь о том, что сей­час в Третьяковке очень непросто побывать людям с ограниченными возможностями, как теперь деликатно именуют инвалидов. Подъехать к знаменитой сокровищ­нице русского искусства на автомобиле или на автобусе практически невозможно. Бывают и ситуации, баланси­рующие на грани абсурда. Часть экспозиций находится в здании на Крымском валу, в котором галерея сосед­ствует с Центральным домом художника. На прилега­ющей территории находится известный парк искусств «Музеон». При очевидной общности многих целей этих культурных учреждений интересы у них не всегда едины. В итоге Третьяковка вынуждена заказывать пропуска, чтобы зарубежные гости, охотно посещающие уникаль­ную экспозицию русского авангарда, могли подъехать ко входу. Если же посещение выдалось экспромтным, как получилось однажды с высокопоставленным бразильцем, неожиданно захотевшим вместо предложенных икон увидеть «Купание красного коня», то возникающие труд­ности могут оказаться почти непреодолимыми.

Проблемы организации выставочной деятельности обозначил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. «Существуют проблемы с фи­нансированием, с предоставлением специальных поме­щений, с охраной экспонатов». Он сообщил, что Истори­ческий музей за последние два года организовал около 80 выставок в российских регионах.

Среди особо досаждающих музейщикам забот были названы проблемы со страхованием выездных выставок и безумный, так сказать, «бумаговорот». Директор Госу­дарственного музея-заповедника имени М.А. Шолохова Александр Михайлович Шолохов озвучил весьма шоки­рующие цифры: из 949 используемых за год пачек бумаг 250 приходится на бухгалтерию, 600 — на орготдел вкупе с сектором услуг и лишь остальное на реальную деловую и служебную переписку…

В завершение встречи Валентина Матвиенко обрати­лась к заместителю министра культуры РФ Елене Миловзоровой с предложением к осени рассмотреть обо­значенные участниками встречи проблемы.

Олег Дзюба
Фото Юрий Паршинцев
Просмотров 4269