Не фонды, а полоса препятствий
Музеи получат «дорожную карту», согласно которой будут совершенствовать связанное с ними законодательство
Об этом заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече с директорами федеральных и региональных музеев России
При маленькой зарплате музейные работники выполняют важную «государеву миссию», — подчеркнула Валентина Ивановна, приведя данные, что за последние 20 лет почти в два раза увеличилось количество музеев. В 1992 году их было более полутора тысяч, сейчас, по данным статистики, около 2700. «Серьезно выросла и посещаемость музейных центров, что свидетельствует о глубокой общественной потребности, растущем интересе людей к своей истории и культуре», — отметила она. Отметив, что за последние годы многое было сделано для совершенствования нормативной правовой базы в сфере культуры, она подчеркнула, что активная законотворческая деятельность еще далеко не закончена. В настоящее время идет работа над тремя важнейшими документами — новым законом о культуре в Российской Федерации, стратегией развития культуры в Российской Федерации до 2025 года, а также основами государственной культурной политики.
Главными заботами музейного сообщества спикер СФ назвала проблемы повышения заработной платы, улучшения технической оснащенности и модернизации музеев, расширения фондовых и иных музейных площадей. Очень весомой остается проблема реставрации предметов из музейных фондов, остра проблема нехватки квалифицированных кадров, связанная с вышеназванными.
Музеи вправе рассчитывать на поддержку государства и на бюджетное финансирование. «Но и сами музеи должны активнее использовать все законные возможности для привлечения средств», — сказала Валентина Матвиенко. Она предложила внимательно изучать и использовать эффективный отечественный и зарубежный опыт государственно-частного партнерства в области культуры.
Особое внимание ее привлекла уже устоявшаяся традиция проведения международной акции «Ночь в музее». Пока что этот культурный праздник доступен в основном жителям крупных городов. Но доступность музеев должна быть обеспечена для всех без исключения граждан России. Помимо активного внедрения в музейное дело современных информационных технологий для преодоления «культурной оторванности» отдаленных регионов страны следует активизировать выставочную деятельность музеев в субъектах России, предложила Председатель СФ. Она напомнила, что такой опыт уже имеется.
В ходе дискуссии Председатель Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский обратил внимание на недопустимость называть работу музеев предоставлением услуг. «Мы предоставляем не услуги, а блага». Он особо остановился на проблеме фондохранилищ, сказав, что открытые фондохранилища — это российское изобретение. Прорывная идея открыть публике доступ в наглухо закрытые ранее музейные запасники, откуда на свет Божий прежде допускались лишь очень и очень немногие достойные внимания раритеты, вправе считаться именно российской новинкой. Вместе с тем распространение этого, так сказать, ноу-хау ограничивается (особенно в провинции) острейшим дефицитом современных фондохранилищ, множество из которых по их фактическому состоянию недоступны не только посетителям со стороны, но и сами сотрудники музеев работают в них как на полосе препятствий. Из выступления Пиотровского явствует, что в принципиальной корректировке и переосмыслении нуждается сама терминология, используемая при оценке работы наших как национальных, так и региональных сокровищниц минувшего.
Речь идет не о игре словами, суть намного глубже, и отрицание ее оборачивается на деле казусными и даже влияющими на гарантированные Конституцией РФ права граждан. Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева поведала участникам встречи о совершенно неожиданных для многих трудностях, которые порой способны бросить тень на международные контакты России. Речь о том, что сейчас в Третьяковке очень непросто побывать людям с ограниченными возможностями, как теперь деликатно именуют инвалидов. Подъехать к знаменитой сокровищнице русского искусства на автомобиле или на автобусе практически невозможно. Бывают и ситуации, балансирующие на грани абсурда. Часть экспозиций находится в здании на Крымском валу, в котором галерея соседствует с Центральным домом художника. На прилегающей территории находится известный парк искусств «Музеон». При очевидной общности многих целей этих культурных учреждений интересы у них не всегда едины. В итоге Третьяковка вынуждена заказывать пропуска, чтобы зарубежные гости, охотно посещающие уникальную экспозицию русского авангарда, могли подъехать ко входу. Если же посещение выдалось экспромтным, как получилось однажды с высокопоставленным бразильцем, неожиданно захотевшим вместо предложенных икон увидеть «Купание красного коня», то возникающие трудности могут оказаться почти непреодолимыми.
Проблемы организации выставочной деятельности обозначил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. «Существуют проблемы с финансированием, с предоставлением специальных помещений, с охраной экспонатов». Он сообщил, что Исторический музей за последние два года организовал около 80 выставок в российских регионах.
Среди особо досаждающих музейщикам забот были названы проблемы со страхованием выездных выставок и безумный, так сказать, «бумаговорот». Директор Государственного музея-заповедника имени М.А. Шолохова Александр Михайлович Шолохов озвучил весьма шокирующие цифры: из 949 используемых за год пачек бумаг 250 приходится на бухгалтерию, 600 — на орготдел вкупе с сектором услуг и лишь остальное на реальную деловую и служебную переписку…
В завершение встречи Валентина Матвиенко обратилась к заместителю министра культуры РФ Елене Миловзоровой с предложением к осени рассмотреть обозначенные участниками встречи проблемы.