Навязывать дополнительные платные услуги запретят законом

Россиян избавят от сервисов «с нагрузкой»

22.06.2024 16:00

Автор: Марина Киселева

Навязывать дополнительные платные услуги запретят законом
  © Алексей Мальгавко / РИА Новости

Купить билеты на поезд или самолет и не заплатить за страховку почти невозможно, отметка о согласии на добровольное страхование уже стоит при бронировании. Нам навязывают дополнительные услуги при покупке страховых полисов, оплате коммунальных услуг, оформлении кредитов и даже в поликлиниках нередко отправляют на платные анализы, даже если те положены по ОМС. Ситуацию изменят поправки в закон «О защите прав потребителей», разработанные по поручению Правительства и запрещающие навязывать людям то, что они покупать не планировали. «Парламентская газета» изучила документ.

Имущественный ущерб

По данным ВЦИОМ, четверо из десяти опрошенных россиян замечали, что положенные по полису ОМС услуги им пытаются оказать платно. Порой даже не скрывая, что УЗИ, гастроскопию или анализ крови можно сдать по полису — говорят, что очередь большая, вы это бесплатное УЗИ прождете три месяца, а за деньги сделаем хоть сейчас.

В автосалонах действуют еще нахрапистее: при оформлении кредита стоимость автомобиля увеличивается на 100 тысяч рублей и более, потому что в объявленном ценнике не указаны особые требования банка. Но не выполнить их — все равно что отказаться от сделки.

Высылкой мигрантов займется полиция

Навязывание услуг бьет и по самым незащищенным — пенсионерам, малообеспеченным, вынуждая их отдавать деньги сверх обязательных платежей за коммуналку. С 2022 года Роспотребнадзор фиксирует рост числа жалоб граждан на дополнительные услуги в квитанциях — «телетрансляция», «страхование», «консьерж», которые не относятся к содержанию и ремонту многоквартирных домов и платить за которые люди официально не соглашались.

Наконец, при онлайн-покупке билетов на поезд или самолет в основном договоре продавца с потребителем автоматом ставят согласие на дополнительный договор добровольного страхования, за которое придется платить сверх тарифа. Эту практику разработчики законопроекта назвали одной из самых распространенных и недобросовестных, а переплаты пассажиров — их имущественным ущербом.

Сначала — согласие

Поправки в закон «О защите прав потребителей» требуют письменного согласия покупателя на дополнительные услуги. Тогда у него точно будет время и возможность все обдумать и решить, нужно ли ему это. И именно продавец должен будет доказать наличие такого согласия от клиента или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется.

Решить проблему можно, это доказано на практике. Например, до середины прошлого года люди жаловались на банки, которые при оформлении кредитов автоматом навязывали клиентам страховку, причем от своих партнерских компаний, хотя у других тарифы ниже. Все изменилось прошлым летом, когда приняли изменения в закон «О потребительском кредите (займе)», которые запретили банкирам говорить заемщикам, что без этих допуслуг кредит не получить, и, главное, увеличили срок на «одуматься» и отказаться от услуги до 30 дней вместо прежних 14.

Читайте также:

• Банки не смогут навязывать допуслуги по потребкредитам