Натовские F-15 нашим самолетам крылья «стригли»

Авиаразведчики некогда секретной части за время ее существования обнаружили 149 чужих субмарин, не дав им бесконтрольно блуждать в глубинах с многими мегатоннами на бортах

Натовские F-15 нашим самолетам крылья «стригли» Стратегический бомбардировщик Ту-95 дозаправляется в воздухе Фото_РИА_«НОВОСТИ»
Были в СССР населенные пун­кты, не значившиеся на про­дававшихся в магазинах гео­графических картах. Про Федотово даже в самой Вологодской области, где он расположился по велению Главного штаба ВМФ, мало кто знал.
 

В «ГНИЛОМ» УГЛУ ОКЕАНА

Близ острова Святой Елены дело было. Когда-то на этом клочке су­ши в Южной Атлантике Наполеон свой век доживал, а на этот раз с него британский «Фантом» взлетел. Наш авиаразведчик следил с небес за эскадрой, которая следовала к Фолклендским островам. Такое ан­гличанам понравиться не могло. Их истребитель срочно взмыл в синеву и постарался заслонить от Ту-95РЦ происходившее внизу в дни кон­фликта между Великобританией и Аргентиной.
А на поверхности океана много занятного творилось. Авианосец «Гермес» Королевского флота Ве­ликобритании топливо получал с корабля сопровождения. Сверху видно все, так что любые детали конструкции и вооружения попада­ли в объектив.
- Мы британцев по Южной Ат­лантике от Бискайского залива ве­ли, как только их армада собралась и на Фолкленды пошла, — вспо­минал по моей просьбе участник многих разведывательных полетов подполковник Георгий Бульбенков. — Летали из Анголы и прослеживали весь путь. Каких только ухищрений с их стороны не было. Вроде обыкновенный сухогруз идет, с уровня волн ничего не разобрать, а мы отчетливо видим, что палуба истребителями-бомбардировщика­ми «Харриер» заставлена. Они по бокам грузы разместили, прикрыв свои самолеты, а на носу площадку оборудовали. Всего-то и дел отка­тить туда самолет и в небо! «Харриеры» же вертикального взлета, им разгоняться не нужно…
В наши дни военное столкнове­ние 1982 года из-за краесветного архипелага преизрядно позабыто, а тогда война из-за горсточки забы­тых Богом островков взбудоражила весь мир. А федотовским авиаторам поступил приказ провести разведывательные рейды над чреватыми погибелью акваториями…
В те годы мой собеседник воз­главлял разведку одного из «федотовских» авиационных полков, а позднее служил на аналогичной должности в созданной там же авиадивизии. Британскую армаду пришлось и провожать, и встречать. Когда вели их к будущей зоне един­ственных после 1945 года океанских сражений, то нужно было выяснить, какое оружие на борту, есть ли атомное. Потом корабли двинулись назад и пришлось снова рассма­тривать тот же «Гермес», поскольку поступали сообщения, что в авиано­сец угодили аргентинские ракеты и возможен затяжной ремонт.
Норвежский истребитель и наш ТУ-95 разделяет всего несколько метров- В одном из тех полетов ко­мандир экипажа говорит мне, как бы не сшибли нас, мы же в такой гнилой угол Атлантики забрались, что никто не отыщет, связи нет, а океан все проглотит! — говорил Георгий Бульбенков, перебирая фото, сделанные во время былых рейдов. — Я отвечаю ему — мы же разведчики, давай поближе. Вроде бы, какая нам разница, по­трепали аргентинцы «Гермес» или нет, но авианосец, что английский, что американский, — это носитель ядерного резерва. Один он не хо­дит, обычно целая авианосно-мно­гоцелевая группа в океане. Мы их всегда находили раньше, чем они нас. Обычно перед авианосцем раз­ведывательный корабль выдвигали, чтобы он самолет отыскал прежде, чем мы их засечем. Бывало, едва ли не на бреющем полете шли, чтобы под зону слежения локатора «под­нырнуть»…
 

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА БЕЗ РАССТОЯНИЙ

Морские авиаторы появились под Вологдой в 1965 году. Но история не существующих уже частей нача­лась двумя годами раньше, когда на Кольском полуострове в согласии с директивой Главного штаба ВМФ приступили к формированию От­дельного разведывательного даль­него авиационного полка. Поначалу он расположился в Североморске, а потом командование решило перебазировать его в Вологодскую об­ласть. Новорожденный поселок сначала именовался Кипелово по названию ближайшей железнодо­рожной станции. Свое нынешнее имя он получил в 1966 году после гибели в авиакатастрофе первого командира полка Александра Фе­дотова.
После отставки Хрущева полк стремительно расправлял крылья. Никита Сергеевич не очень-то почи­тал ВМФ, да и авиацию, поскольку сделал основную ставку на ракеты. С его уходом из кремлевского ка­бинета советский Военно-морской флот вновь начинал становиться завсегдатаем океанов, где прежде сновали в основном американцы с англичанами. Новые задачи требо­вали новых разведданных.
На одном из снимков, сохранив­шихся у Бульбенкова, норвежский самолет почти вплотную приник к Ту-95.
- Не хотелось натовцам нас в Ат­лантику пропускать, — комментиро­вал он давние встречи в воздухе. — Над проливом между Исландией и Фарерами F-15 просто крылья на­шим самолетам стригли.
Забираться к другим материкам было зачем. Холодная война не при­знавала расстояний. Ракеты могли взлететь из Филиппинского моря и из Норвежского. Приходилось при­сматривать за всеми подозритель­ными квадратами. Никто из соста­ва экипажей до назначения в Федо­тово и не представлял, в скольких странах по долгу службы побывать доведется.
Тактико-технические характеристики самолета Ту-95РЦНа Острове свободы летчикам из Федотова довелось приземляться и в мрачный для них и нашего подводного флота день катастро­фы ядерной субмарины К-219. Снимок в архиве Бульбенкова со­хранил облик аварийной подлодки за тринадцать часов до мгновения, когда она скрылась под волнами, унося в пучину парня из городка Красавино Вологодской области Сергея Преминина. К той доле се­кунды, когда в высоте сработал за­твор фотокамеры, Преминин уже заглушил реактор, спасая экипаж от гибели, Америку от атомной ка­тастрофы, но сам навсегда остал­ся в реакторном отсеке… Позднее ему было присвоено звание Героя России.
В этом полете участвовало четы­ре экипажа. Разведчики отыскали К-219 в океане и дали знать двум противолодочным самолетам, ко­торые сбросили экипажу контей­неры с необходимым для выжива­ния грузом. Летели на эту беду из Федотова с посадкой на Кольском полуострове, но домой самолеты дотянуть уже не могли и пошли на посадку в Гаване.
Бывали они и над Индийским океаном. В нем приводнялись после испытаний прототипы многоразово­го космического корабля «Буран». В тропические воды садились запу­щенные с высот планеры без дви­гателей, по их парению изучалось поведение будущих челноков при реальных посадках. Их отыскивали с воздуха, передавая координаты спасательным судам.
После тропической жары прихо­дилось опять попадать на холод, по­тому что ледовая разведка в Аркти­ке тоже не обходилась без летчиков из Федотова. Полеты на Северный полюс считались самым обыденным делом.
Задания не всегда связаны были с обороной. В июле 1978 года два экипажа искушали судьбу над Се­верным Ледовитым, обеспечивая знаменитой экспедиции Дмитрия Шпаро ее нашумевший успех в до­стижении полюса.
 

ЛЕТЧИКИ ПОШЛИ В ИСТОПНИКИ

Времена конфронтации сменились периодом временного замирения, иллюзорных надежд и быстро раз­веявшихся грез о партнерстве и дружбе со всеми, кому не будем перечить. Разведывательный полк перебросили в Псковскую область, а после тридцатилетия части ее и подавно расформировали. В 1994 году расформированы были и 35-я противолодочная авиационная дивизия, и 135-й противолодочный полк, тоже дислоцировавшиеся в Федотове.
Поселок, считавшийся в эру де­фицита едва ль не единственным оазисом благополучия в Вологод­ской области, поник. Для уволен­ных в запас офицеров с большими звездами на погонах в удачу было найти работу в кочегарке… Остав­шиеся в Федотове все чаще вспо­минали присказку шестидесятых годов: «Среди болот и снега белого / Какой-то черт создал Кипелово!»
Штабы вероятных в прошлом противников о федотовцах надол­го забыли. А потом был разбере­дивший натовские страхи эпизод, когда два вологодских стратегических бомбардировщика вытянули из гнезд трех натовских «Орлов». Встреча была над Атлантикой и, как рассказывал мне участник по­лета Павел Можейко, «они вились над нами, как мухи».
- Прежде ходила молва, что вы с американскими пилотами знали друг друга чуть ли не в лицо? — спросил я.
- Во всяком случае, самолеты друг друга узнавали с полувзгляда. Потом у них сменилось поколение авиаторов. Те, кто сопровождал нас в небе в холодную войну, уже пере­стали летать, а новички никак не могли наглядеться и нафотографироваться…
 

МОГИЛЫ БЕЗ ХОЗЯЕВ

- Эти в Баренцевом море лежат, эти в Бермудском треугольни­ке, - Петр Викторович Беломестнов подолгу вглядывался в портреты погибших летчиков на уединенном и до недавних пор полусекретном кладбище. — Две могилы без хозяев, пустые гробы хоронили. Остальные четыре с экипажами.
Могилы без останков
Фото Олега Дзюбы
Кавычки В древности такие могилы без останков называли кенотафами. Надгробья ставили над безлюдными клочками земли, когда воин погибал вдали от родных краев и останки его нельзя было доставить домой»
Стариннейший обычай потом позабыли и вспомнили уже в наше время, когда пришла пора полетов над всей планетой и походов по всем океанам.
Беломестнов в Федотове выслу­жил все офицерские звездочки, от двух лейтенантских до трех пол­ковничьих. Здесь уволился в запас, потом возглавлял поселковый жил­комхоз. Почти всех, кто покоится здесь вдали от шума городского, хорошо знал. Прибыл после учили­ща для прохождения службы, когда в глухом еще лесу уже появилась первая могила офицеров. Их са­молет угодил в зону обледенения, упал километра за полтора от по­садочной полосы и запылал. Деньги на памятник собрали жены погиб­ших…
-Подполковник Растяпин мо­им командиром поначалу был. Его экипаж вторым погиб, через пять лет после Федотова, — вспоминал Беломестнов. — В полете пожар приключился, вроде бы потушили, но самолет вдруг упал. Считается, что лопасти оборвались. К ним не спускались на дно, слишком глубо­ко. А вот самолет Аркадия Красно­сельского подводники, кажется, на­вещали. Говорят, что глубина всего метров шестьдесят. Вроде бы сняли документы с борта, оружие. Тела остались в самолете. Но, может быть, и легенда, сейчас не узнать…
В справке из сверхсекретного в прошлом «Сборника авиационных происшествий в авиации ВМФ» чи­таю: «4 августа 1976-го года. Ночь. В 20 ч. 15 мин. /гаванское время/ при перелете Гавана — Оленья через 6 часов 20 минут при изменении эше­лона произошло внезапное свали­вание самолета в плоский штопор. Экипаж хладнокровно предприни­мал попытки для вывода самолета из режима сваливания, но самолет оставался неуправляемым, а воз­никшие перегрузки не позволяли экипажу воспользоваться средства­ми спасения…»
- Да нет же, никто к ним на дно не опускался! — опроверг коллегу подполковник Бульбенков. — Амери­канцы, может быть, и отправлялись ко дну за документами. Но никаких секретных бумаг там уже не было.
Бывшему начальнику разведки истина ведома как мало кому еще. Ему довелось лететь в Гавану после катастрофы Ту-95. Была жива на­дежда, что кому-то удалось все же уцелеть на поверхности воды, тог­да можно было навести на него или на них какой-то из ближайших со­ветских теплоходов. Командование ничуть не меньше интересовала и судьба секретных документов, на­ходившихся у экипажа. Их запросто могли обнаружить американцы. От неминуемой в этом случае замены шифров и позывных спас случай. К досаде американцев портфель с бу­магами удалось выловить экипажу нашего сухогруза, направленного радиограммой из Москвы в район падения самолета. Едва бесценная находка оказалась на борту, как в небе появился противолодочный самолет США «Орион». От его приборов ничто на поверхности не ускользнуло бы, а ради захвата столь лакомой добычи американцы наверняка послали бы и надводные корабли.
Военные самолеты США не остались безразличны и к прилету федотовцев. Американские пере­хватчики встретили их от морской могилы товарищей и проводили до самой Кубы.
Сейчас история федотовских частей уцелела лишь в воспоми­наниях ветеранов и в устных пре­даниях. После расформирований почти все материалы были уве­зены и наглухо осели в архивах, если вообще не утрачены. В де­вяностые годы даже памятникам пришлось несладко. Охотники за цветными металлами пробрались мимо шлагбаумов и попытались сорвать барельеф с монумента на могиле самой первой катастрофы. Снять они его все же не смогли, но исковеркали. Хорошо, что об­ластные власти не поскупились на реставрацию, иначе бы оставаться ему травмированным после налета вандалов.
Одна цифра бесспорна. За время существования противолодочники обнаружили 149 чужих субмарин, не дав им бесконтрольно блуждать в глубинах с многими мегатоннами на бортах!..
 
Олег Дзюба
Фото из личного архива
Георгия Бульбенкова
 
F-15 Королевских ВВС Великобритании пытается отсечь советский Ту-95РЦ от авианосца «Гермес»
F-15 Королевских ВВС Великобритании пытается отсечь советский Ту-95РЦ от авианосца «Гермес»

Просмотров 1105

03.02.2017

Популярно в соцсетях