Натовские F-15 нашим самолетам крылья «стригли»
Авиаразведчики некогда секретной части за время ее существования обнаружили 149 чужих субмарин, не дав им бесконтрольно блуждать в глубинах с многими мегатоннами на бортах
Были в СССР населенные пункты, не значившиеся на продававшихся в магазинах географических картах. Про Федотово даже в самой Вологодской области, где он расположился по велению Главного штаба ВМФ, мало кто знал.
В «ГНИЛОМ» УГЛУ ОКЕАНА
Близ острова Святой Елены дело было. Когда-то на этом клочке суши в Южной Атлантике Наполеон свой век доживал, а на этот раз с него британский «Фантом» взлетел. Наш авиаразведчик следил с небес за эскадрой, которая следовала к Фолклендским островам. Такое англичанам понравиться не могло. Их истребитель срочно взмыл в синеву и постарался заслонить от Ту-95РЦ происходившее внизу в дни конфликта между Великобританией и Аргентиной.
А на поверхности океана много занятного творилось. Авианосец «Гермес» Королевского флота Великобритании топливо получал с корабля сопровождения. Сверху видно все, так что любые детали конструкции и вооружения попадали в объектив.
- Мы британцев по Южной Атлантике от Бискайского залива вели, как только их армада собралась и на Фолкленды пошла, — вспоминал по моей просьбе участник многих разведывательных полетов подполковник Георгий Бульбенков. — Летали из Анголы и прослеживали весь путь. Каких только ухищрений с их стороны не было. Вроде обыкновенный сухогруз идет, с уровня волн ничего не разобрать, а мы отчетливо видим, что палуба истребителями-бомбардировщиками «Харриер» заставлена. Они по бокам грузы разместили, прикрыв свои самолеты, а на носу площадку оборудовали. Всего-то и дел откатить туда самолет и в небо! «Харриеры» же вертикального взлета, им разгоняться не нужно…
В наши дни военное столкновение 1982 года из-за краесветного архипелага преизрядно позабыто, а тогда война из-за горсточки забытых Богом островков взбудоражила весь мир. А федотовским авиаторам поступил приказ провести разведывательные рейды над чреватыми погибелью акваториями…
В те годы мой собеседник возглавлял разведку одного из «федотовских» авиационных полков, а позднее служил на аналогичной должности в созданной там же авиадивизии. Британскую армаду пришлось и провожать, и встречать. Когда вели их к будущей зоне единственных после 1945 года океанских сражений, то нужно было выяснить, какое оружие на борту, есть ли атомное. Потом корабли двинулись назад и пришлось снова рассматривать тот же «Гермес», поскольку поступали сообщения, что в авианосец угодили аргентинские ракеты и возможен затяжной ремонт.
- В одном из тех полетов командир экипажа говорит мне, как бы не сшибли нас, мы же в такой гнилой угол Атлантики забрались, что никто не отыщет, связи нет, а океан все проглотит! — говорил Георгий Бульбенков, перебирая фото, сделанные во время былых рейдов. — Я отвечаю ему — мы же разведчики, давай поближе. Вроде бы, какая нам разница, потрепали аргентинцы «Гермес» или нет, но авианосец, что английский, что американский, — это носитель ядерного резерва. Один он не ходит, обычно целая авианосно-многоцелевая группа в океане. Мы их всегда находили раньше, чем они нас. Обычно перед авианосцем разведывательный корабль выдвигали, чтобы он самолет отыскал прежде, чем мы их засечем. Бывало, едва ли не на бреющем полете шли, чтобы под зону слежения локатора «поднырнуть»…
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА БЕЗ РАССТОЯНИЙ
Морские авиаторы появились под Вологдой в 1965 году. Но история не существующих уже частей началась двумя годами раньше, когда на Кольском полуострове в согласии с директивой Главного штаба ВМФ приступили к формированию Отдельного разведывательного дальнего авиационного полка. Поначалу он расположился в Североморске, а потом командование решило перебазировать его в Вологодскую область. Новорожденный поселок сначала именовался Кипелово по названию ближайшей железнодорожной станции. Свое нынешнее имя он получил в 1966 году после гибели в авиакатастрофе первого командира полка Александра Федотова.
После отставки Хрущева полк стремительно расправлял крылья. Никита Сергеевич не очень-то почитал ВМФ, да и авиацию, поскольку сделал основную ставку на ракеты. С его уходом из кремлевского кабинета советский Военно-морской флот вновь начинал становиться завсегдатаем океанов, где прежде сновали в основном американцы с англичанами. Новые задачи требовали новых разведданных.
На одном из снимков, сохранившихся у Бульбенкова, норвежский самолет почти вплотную приник к Ту-95.
- Не хотелось натовцам нас в Атлантику пропускать, — комментировал он давние встречи в воздухе. — Над проливом между Исландией и Фарерами F-15 просто крылья нашим самолетам стригли.
Забираться к другим материкам было зачем. Холодная война не признавала расстояний. Ракеты могли взлететь из Филиппинского моря и из Норвежского. Приходилось присматривать за всеми подозрительными квадратами. Никто из состава экипажей до назначения в Федотово и не представлял, в скольких странах по долгу службы побывать доведется.
На Острове свободы летчикам из Федотова довелось приземляться и в мрачный для них и нашего подводного флота день катастрофы ядерной субмарины К-219. Снимок в архиве Бульбенкова сохранил облик аварийной подлодки за тринадцать часов до мгновения, когда она скрылась под волнами, унося в пучину парня из городка Красавино Вологодской области Сергея Преминина. К той доле секунды, когда в высоте сработал затвор фотокамеры, Преминин уже заглушил реактор, спасая экипаж от гибели, Америку от атомной катастрофы, но сам навсегда остался в реакторном отсеке… Позднее ему было присвоено звание Героя России.
В этом полете участвовало четыре экипажа. Разведчики отыскали К-219 в океане и дали знать двум противолодочным самолетам, которые сбросили экипажу контейнеры с необходимым для выживания грузом. Летели на эту беду из Федотова с посадкой на Кольском полуострове, но домой самолеты дотянуть уже не могли и пошли на посадку в Гаване.
Бывали они и над Индийским океаном. В нем приводнялись после испытаний прототипы многоразового космического корабля «Буран». В тропические воды садились запущенные с высот планеры без двигателей, по их парению изучалось поведение будущих челноков при реальных посадках. Их отыскивали с воздуха, передавая координаты спасательным судам.
После тропической жары приходилось опять попадать на холод, потому что ледовая разведка в Арктике тоже не обходилась без летчиков из Федотова. Полеты на Северный полюс считались самым обыденным делом.
Задания не всегда связаны были с обороной. В июле 1978 года два экипажа искушали судьбу над Северным Ледовитым, обеспечивая знаменитой экспедиции Дмитрия Шпаро ее нашумевший успех в достижении полюса.
ЛЕТЧИКИ ПОШЛИ В ИСТОПНИКИ
Времена конфронтации сменились периодом временного замирения, иллюзорных надежд и быстро развеявшихся грез о партнерстве и дружбе со всеми, кому не будем перечить. Разведывательный полк перебросили в Псковскую область, а после тридцатилетия части ее и подавно расформировали. В 1994 году расформированы были и 35-я противолодочная авиационная дивизия, и 135-й противолодочный полк, тоже дислоцировавшиеся в Федотове.
Поселок, считавшийся в эру дефицита едва ль не единственным оазисом благополучия в Вологодской области, поник. Для уволенных в запас офицеров с большими звездами на погонах в удачу было найти работу в кочегарке… Оставшиеся в Федотове все чаще вспоминали присказку шестидесятых годов: «Среди болот и снега белого / Какой-то черт создал Кипелово!»
Штабы вероятных в прошлом противников о федотовцах надолго забыли. А потом был разбередивший натовские страхи эпизод, когда два вологодских стратегических бомбардировщика вытянули из гнезд трех натовских «Орлов». Встреча была над Атлантикой и, как рассказывал мне участник полета Павел Можейко, «они вились над нами, как мухи».
- Прежде ходила молва, что вы с американскими пилотами знали друг друга чуть ли не в лицо? — спросил я.
- Во всяком случае, самолеты друг друга узнавали с полувзгляда. Потом у них сменилось поколение авиаторов. Те, кто сопровождал нас в небе в холодную войну, уже перестали летать, а новички никак не могли наглядеться и нафотографироваться…
МОГИЛЫ БЕЗ ХОЗЯЕВ
- Эти в Баренцевом море лежат, эти в Бермудском треугольнике, - Петр Викторович Беломестнов подолгу вглядывался в портреты погибших летчиков на уединенном и до недавних пор полусекретном кладбище. — Две могилы без хозяев, пустые гробы хоронили. Остальные четыре с экипажами.
Фото Олега Дзюбы
«В древности такие могилы без останков называли кенотафами. Надгробья ставили над безлюдными клочками земли, когда воин погибал вдали от родных краев и останки его нельзя было доставить домой» |
Стариннейший обычай потом позабыли и вспомнили уже в наше время, когда пришла пора полетов над всей планетой и походов по всем океанам.
Беломестнов в Федотове выслужил все офицерские звездочки, от двух лейтенантских до трех полковничьих. Здесь уволился в запас, потом возглавлял поселковый жилкомхоз. Почти всех, кто покоится здесь вдали от шума городского, хорошо знал. Прибыл после училища для прохождения службы, когда в глухом еще лесу уже появилась первая могила офицеров. Их самолет угодил в зону обледенения, упал километра за полтора от посадочной полосы и запылал. Деньги на памятник собрали жены погибших…
-Подполковник Растяпин моим командиром поначалу был. Его экипаж вторым погиб, через пять лет после Федотова, — вспоминал Беломестнов. — В полете пожар приключился, вроде бы потушили, но самолет вдруг упал. Считается, что лопасти оборвались. К ним не спускались на дно, слишком глубоко. А вот самолет Аркадия Красносельского подводники, кажется, навещали. Говорят, что глубина всего метров шестьдесят. Вроде бы сняли документы с борта, оружие. Тела остались в самолете. Но, может быть, и легенда, сейчас не узнать…
В справке из сверхсекретного в прошлом «Сборника авиационных происшествий в авиации ВМФ» читаю: «4 августа 1976-го года. Ночь. В 20 ч. 15 мин. /гаванское время/ при перелете Гавана — Оленья через 6 часов 20 минут при изменении эшелона произошло внезапное сваливание самолета в плоский штопор. Экипаж хладнокровно предпринимал попытки для вывода самолета из режима сваливания, но самолет оставался неуправляемым, а возникшие перегрузки не позволяли экипажу воспользоваться средствами спасения…»
- Да нет же, никто к ним на дно не опускался! — опроверг коллегу подполковник Бульбенков. — Американцы, может быть, и отправлялись ко дну за документами. Но никаких секретных бумаг там уже не было.
Бывшему начальнику разведки истина ведома как мало кому еще. Ему довелось лететь в Гавану после катастрофы Ту-95. Была жива надежда, что кому-то удалось все же уцелеть на поверхности воды, тогда можно было навести на него или на них какой-то из ближайших советских теплоходов. Командование ничуть не меньше интересовала и судьба секретных документов, находившихся у экипажа. Их запросто могли обнаружить американцы. От неминуемой в этом случае замены шифров и позывных спас случай. К досаде американцев портфель с бумагами удалось выловить экипажу нашего сухогруза, направленного радиограммой из Москвы в район падения самолета. Едва бесценная находка оказалась на борту, как в небе появился противолодочный самолет США «Орион». От его приборов ничто на поверхности не ускользнуло бы, а ради захвата столь лакомой добычи американцы наверняка послали бы и надводные корабли.
Военные самолеты США не остались безразличны и к прилету федотовцев. Американские перехватчики встретили их от морской могилы товарищей и проводили до самой Кубы.
Сейчас история федотовских частей уцелела лишь в воспоминаниях ветеранов и в устных преданиях. После расформирований почти все материалы были увезены и наглухо осели в архивах, если вообще не утрачены. В девяностые годы даже памятникам пришлось несладко. Охотники за цветными металлами пробрались мимо шлагбаумов и попытались сорвать барельеф с монумента на могиле самой первой катастрофы. Снять они его все же не смогли, но исковеркали. Хорошо, что областные власти не поскупились на реставрацию, иначе бы оставаться ему травмированным после налета вандалов.
Одна цифра бесспорна. За время существования противолодочники обнаружили 149 чужих субмарин, не дав им бесконтрольно блуждать в глубинах с многими мегатоннами на бортах!..
Фото из личного архива Георгия Бульбенкова