Народное законотворчество
Ямальцы совершенствуют механизмы участия граждан в законотворческом процессе
К общественному обсуждению важных вопросов различных сфер жизни в России обращались на разных исторических этапах. В последние годы общественные обсуждения вновь приобрели актуальность и новые возможности благодаря использованию сети Интернет в качестве площадки для их проведения.
В настоящее время на федеральном уровне нет специального закона, комплексно регулирующего подобные обсуждения. Однако на региональном и муниципальном уровне нормативными правовыми актами субъекта или муниципального образования предусмотрена не только возможность, но и необходимость проведения общественных обсуждений. Нередко в данных актах обсуждения переплетаются с публичными слушаниями и собраниями, сходами граждан, поскольку предполагают очную форму обсуждения проектов актов или важных вопросов.
В обществе реально существует потребность в публичном обсуждении и корректировке законопроектов. Вот и депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, устраняя правовой пробел, на заключительном заседании весенней сессии окружного парламента рассмотрели в первом чтении региональный проект закона об общественном обсуждении проектов окружных законов. Законопроект определяет принципы и порядок общественного обсуждения региональных законопроектов и, по мнению парламентариев, будет способствовать обеспечению соответствия принимаемых законов интересам общества.
«Обращения общественных объединений, организаций или просто инициативных граждан в законодательный орган дают наглядный срез общественных настроений и острых проблем, свидетельствуют о доверии населения к власти. И роль Законодательного Собрания здесь не сводится просто к рассмотрению заявлений и подготовке ответов. Задача депутатского корпуса состоит в том, чтобы на основе анализа обращений и предложений более четко определять приоритеты законотворческой деятельности, делать законодательство адекватным жизни и ожиданиям людей. С принятием закона мы получим четкую и понятную процедуру совершенствования региональных законов на основе учета общественного мнения. В принципе, эта процедура не нова, но она не была регламентирована законом», — отмечает Председатель Законодательного Собрания Ямала Сергей Харючи.
Действительно, для ямальских парламентариев вынесение региональных законов на общественное обсуждение — опробованная и доказавшая свою эффективность практика. Так было с законопроектами об образовании, о культуре, о транспортном обслуживании населения легковым такси, например. На эти законопроекты поступили десятки предложений, которые были учтены законодателями. Но особенностью всех этих проведенных общественных обсуждений являлось отсутствие их нормативно-правового регулирования, то есть какого бы то ни было акта, закрепляющего статус общественных обсуждений, проводимых в сети Интернет, соответствующие обязанности уполномоченных органов по рассмотрению всех поступивших предложений и ответу на них, наконец, признающего за данными обсуждениями статус официальных.
Принятый же ямальскими законотворцами проект закона не только закрепляет принципы общественного обсуждения законов автономного округа, но и определяет его участников обсуждения, процедуру назначения общественного обсуждения, порядок направления предложений к проектам законов и рассмотрения этих предложений. Выноситься на общественное обсуждение будут проекты региональных законов, затрагивающие основные направления социально-экономического развития региона, права и законные интересы граждан, проживающих в автономном округе. Решение о назначении процедуры общественного обсуждения проектов законов может быть принято Губернатором или Правительством автономного округа, а также Законодательным Собранием Ямала.
По мнению председателя Комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Марата Абдрахманова, принятый законопроект должен активизировать граждан на участие в законотворческом процессе. «Одной из основных форм работы с избирателями у нас являются встречи с населением. Депутаты постоянно ездят не только в города и районные центры, но и в самые удаленные населенные пункты Ямала. Но специфика нашего округа такова, что к сожалению, в силу разных причин не у всех граждан есть возможность лично пообщаться с депутатом или обратиться в общественные депутатские приемные, изложить свои мысли по совершенствованию того или иного закона. Теперь же появляется законодательно закрепленная возможность направить свои предложения письменно или через сайт. Гражданину достаточно указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый и электронный адрес, а также телефон, и изложить свои предложения по обсуждаемому законопроекту. Даже несмотря на то, что эти предложения имеют рекомендательный характер, они будут рассмотрены депутатским корпусом. Это очень важно», — делится мыслями Марат Абдрахманов.
Заместитель спикера окружного парламента Елена Зленко считает, что практика обсуждения социально значимых законов будет способствовать формированию группы общественных экспертов, которые компетентно — на уровне личного профессионального опыта, образования смогут оценить отдельные законодательные инициативы.
Однако сторонников и противников в целом самой идеи общественного обсуждения достаточно. В масштабах страны сегодня на общественное обсуждение выносятся лишь единицы нормативных актов, причем на самых различных площадках всех уровней — от федерального до муниципального. По мнению спикера окружного парламента Сергея Харючи, необходимо разработать и внедрить единый портал общественного обсуждения всех принимаемых органами власти законопроектов на всех уровнях — муниципальном, региональном, федеральном наподобие «Российской общественной инициативы».
Применительно к Ямалу возникает и масса других вопросов. Например, надо ли ограничиваться размещением проектов на сайтах органов государственной власти? Может, стоит использовать также некоторые популярные ресурсы Интернета или даже средства массовой информации? Ведь проблема цифрового неравенства для Ямала еще достаточно актуальна. Кроме того, есть опасения, что содержание текста законопроектов, изобилующих юридическими терминами, будет сложно для восприятия и оценки и может помешать обычному человеку понять его суть. Марат Абдрахманов предлагает дополнять представленный на обсуждение пакет пояснениями, доступно объясняющими суть закона, его предназначение и то, как он повлияет на жизнь северян. При таком подходе больше людей смогут принять участие в дискуссии и высказать свое мнение, выше вероятность того, что они действительно поняли, чего же хочет достичь разработчик законопроекта. По его мнению, нужно также предоставить гражданам возможность голосовать за понравившиеся им предложения, высказанные экспертами и другими гражданами, принимающими участие в общественном обсуждении. В любом случае у каждого человека будет реальная возможность принять участие в обсуждении, а воспользоваться ею или нет — право самого человека.
Таким образом, у жителей автономии появится возможность принимать участие в реальной законотворческой деятельности еще на стадии подготовки законопроектов. Но как быть с уже действующими законами? Сегодня гражданин может внести замечания относительно любого действующего в автономном округе закона, а также подать свои предложения по его усовершенствованию в соответствии с нормами законодательства об обращениях граждан.
Законодательно предусмотреть возможность инициирования разработки новых законов или принятия поправок в действующие законы призван законопроект об окружной народной инициативе, по которому могут быть внесены предложения о принятии или изменении действующих региональных законов — необходимо лишь собрать тысячу подписей, чтобы народная инициатива получила поддержку законодательной власти региона. И хотя оба эти законопроекта прошли лишь процедуру первого чтения и сейчас дорабатываются, ямальские парламентарии уверены, в округе выстраивается действенная система форм и механизмов взаимодействия региональной власти с институтами гражданского общества, которая позволит адекватно реагировать на его запросы.