Народное законотворчество

Ямальцы совершенствуют механизмы участия граждан в законотворческом процессе

Народное законотворчество
 

К общественному обсуждению важных вопросов различных сфер жизни в России обращались на разных исторических этапах. В последние годы общественные обсуждения вновь приобрели актуальность и новые возможности благодаря использованию сети Интернет в качестве площадки для их проведения.

В настоящее время на федераль­ном уровне нет специального закона, комплексно регулирующего подобные обсуждения. Однако на региональном и муниципальном уровне норматив­ными правовыми актами субъекта или муниципального образования предус­мотрена не только возможность, но и необходимость проведения обще­ственных обсуждений. Нередко в дан­ных актах обсуждения переплетаются с публичными слушаниями и собра­ниями, сходами граждан, поскольку предполагают очную форму обсуж­дения проектов актов или важных во­просов.

В обществе реально существует по­требность в публичном обсуждении и корректировке законопроектов. Вот и депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, устраняя правовой пробел, на заклю­чительном заседании весенней сессии окружного парламента рассмотрели в первом чтении региональный проект закона об общественном обсуждении проектов окружных законов. Законо­проект определяет принципы и поря­док общественного обсуждения регио­нальных законопроектов и, по мнению парламентариев, будет способствовать обеспечению соответствия принимае­мых законов интересам общества.

Харючи«Обращения общественных объ­единений, организаций или просто инициативных граждан в законода­тельный орган дают наглядный срез общественных настроений и острых проблем, свидетельствуют о доверии населения к власти. И роль Законода­тельного Собрания здесь не сводится просто к рассмотрению заявлений и подготовке ответов. Задача депутат­ского корпуса состоит в том, чтобы на основе анализа обращений и предло­жений более четко определять приори­теты законотворческой деятельности, делать законодательство адекватным жизни и ожиданиям людей. С приня­тием закона мы получим четкую и по­нятную процедуру совершенствования региональных законов на основе учета общественного мнения. В принципе, эта процедура не нова, но она не была регламентирована законом», — отмеча­ет Председатель Законодательного Со­брания Ямала Сергей Харючи.

Действительно, для ямальских пар­ламентариев вынесение региональных законов на общественное обсуждение — опробованная и доказавшая свою эффективность практика. Так было с законопроектами об образовании, о культуре, о транспортном обслу­живании населения легковым такси, например. На эти законопроекты по­ступили десятки предложений, кото­рые были учтены законодателями. Но особенностью всех этих проведенных общественных обсуждений являлось отсутствие их нормативно-правового регулирования, то есть какого бы то ни было акта, закрепляющего статус общественных обсуждений, прово­димых в сети Интернет, соответству­ющие обязанности уполномоченных органов по рассмотрению всех посту­пивших предложений и ответу на них, наконец, признающего за данными об­суждениями статус официальных.

Принятый же ямальскими зако­нотворцами проект закона не только закрепляет принципы общественно­го обсуждения законов автономного округа, но и определяет его участни­ков обсуждения, процедуру назначения общественного обсуждения, порядок направления предложений к проектам законов и рассмотрения этих предло­жений. Выноситься на общественное обсуждение будут проекты региональ­ных законов, затрагивающие основные направления социально-экономическо­го развития региона, права и законные интересы граждан, проживающих в ав­тономном округе. Решение о назначе­нии процедуры общественного обсуж­дения проектов законов может быть принято Губернатором или Правитель­ством автономного округа, а также За­конодательным Собранием Ямала.

 

АбдрахмановПо мнению председателя Комите­та по государственному устройству и местному самоуправлению Марата Абдрахманова, принятый законопро­ект должен активизировать граждан на участие в законотворческом про­цессе. «Одной из основных форм ра­боты с избирателями у нас являются встречи с населением. Депутаты по­стоянно ездят не только в города и районные центры, но и в самые уда­ленные населенные пункты Ямала. Но специфика нашего округа такова, что к сожалению, в силу разных причин не у всех граждан есть возможность лично пообщаться с депутатом или обратиться в общественные депутат­ские приемные, изложить свои мысли по совершенствованию того или иного закона. Теперь же появляется законо­дательно закрепленная возможность направить свои предложения пись­менно или через сайт. Гражданину до­статочно указать свои фамилию, имя, отчество, почтовый и электронный адрес, а также телефон, и изложить свои предложения по обсуждаемому законопроекту. Даже несмотря на то, что эти предложения имеют рекомен­дательный характер, они будут рас­смотрены депутатским корпусом. Это очень важно», — делится мыслями Ма­рат Абдрахманов.

 

Елена ЗленкоЗаместитель спикера окружного парламента Елена Зленко считает, что практика обсуждения социально значимых законов будет способство­вать формированию группы обще­ственных экспертов, которые компе­тентно — на уровне личного професси­онального опыта, образования смогут оценить отдельные законодательные инициативы.

Однако сторонников и противников в целом самой идеи общественного обсуждения достаточно. В масштабах страны сегодня на общественное об­суждение выносятся лишь единицы нормативных актов, причем на самых различных площадках всех уровней — от федерального до муниципального. По мнению спикера окружного парламента Сергея Харючи, необходимо разработать и внедрить единый портал обществен­ного обсуждения всех принимаемых ор­ганами власти законопроектов на всех уровнях — муниципальном, региональ­ном, федеральном наподобие «Россий­ской общественной инициативы».

Применительно к Ямалу возникает и масса других вопросов. Например, надо ли ограничиваться размещени­ем проектов на сайтах органов госу­дарственной власти? Может, стоит использовать также некоторые попу­лярные ресурсы Интернета или даже средства массовой информации? Ведь проблема цифрового неравенства для Ямала еще достаточно актуальна. Кро­ме того, есть опасения, что содержа­ние текста законопроектов, изобилую­щих юридическими терминами, будет сложно для восприятия и оценки и может помешать обычному человеку понять его суть. Марат Абдрахманов предлагает дополнять представлен­ный на обсуждение пакет пояснени­ями, доступно объясняющими суть закона, его предназначение и то, как он повлияет на жизнь северян. При таком подходе больше людей смогут принять участие в дискуссии и выска­зать свое мнение, выше вероятность того, что они действительно поняли, чего же хочет достичь разработчик законопроекта. По его мнению, нужно также предоставить гражданам воз­можность голосовать за понравивши­еся им предложения, высказанные экс­пертами и другими гражданами, при­нимающими участие в общественном обсуждении. В любом случае у каждо­го человека будет реальная возмож­ность принять участие в обсуждении, а воспользоваться ею или нет — право самого человека.

Таким образом, у жителей автоно­мии появится возможность принимать участие в реальной законотворческой деятельности еще на стадии подготов­ки законопроектов. Но как быть с уже действующими законами? Сегодня гражданин может внести замечания относительно любого действующего в автономном округе закона, а так­же подать свои предложения по его усовершенствованию в соответствии с нормами законодательства об обра­щениях граждан.

Законодательно предусмотреть возможность инициирования разработки новых законов или принятия поправок в действующие законы призван законопроект об окружной народной инициативе, по которому могут быть внесены предложения о принятии или изменении действующих региональных законов — необходимо лишь собрать тысячу подписей, чтобы народная инициатива получила поддержку законодательной власти региона. И хотя оба эти законопроекта прошли лишь процедуру первого чтения и сейчас дорабатываются, ямальские парламентарии уверены, в округе выстраивается действенная система форм и механизмов взаимодействия региональной власти с институтами гражданского общества, которая позволит адекватно реагировать на его запросы.

Дарья Петрова
Просмотров 7326