Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

На разговорах о важном прочтут «Письма из Ленинграда»

Школьникам расскажут о непокоренном городе, используя элементы «доказательной истории»

22.01.2024 00:00

Автор: Александра Медведева

На разговорах о важном прочтут «Письма из Ленинграда»
  © Игорь Самохвалов/ПГ

«Разговоры о важном», которые проходят в российских школах по понедельникам, 22 января будут посвящены теме 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которое отмечается 27 января. Выпуск называется «Непокоренные». Составители сценариев для разных классов не обошли и тему 81-й годовщины прорыва блокады, который произошел 18 января 1943 года. В методические материалы для 8-11-х классов вошли письма живших в осажденном городе ленинградцев, представленные проектом «Парламентской газеты» и Музея обороны и блокады Ленинграда при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, — «Письма из Ленинграда».

От бегемотихи до футбола

Внеурочные «Разговоры о важном» проводят в школах по понедельникам с сентября 2022 года. Сценарии занятий и видеоролики к ним разрабатывает Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Их публикуют заранее, а учителя на их основе выстраивают свои беседы с учениками. Темы чаще всего приурочены к значимым для страны событиям и датам. За полтора года со школьниками поговорили и про традиционные семейные ценности, и про Конституцию, и про воссоединение Крыма, и про счастье, и про налоги.

К значимому для страны юбилею освобождения Ленинграда от блокады цикл материалов готовили особо тщательно. Тема крайне сложная, наполнена множеством трагических сюжетов, и это надо учитывать в сценариях для школьников разных возрастов, включая совсем маленьких первоклассников. Тут надо говорить аккуратно и при этом сформировать уважительное отношение к историческому прошлому страны, что потом влияет на выбор поведенческих моделей в сложных исторических ситуациях.

Для первоклассников подготовили для начала видео о салюте, который состоялся в январе 1944 года. Потом на карте детям показывают, как 8 сентября 1941 года немецкие войска заблокировали город от снабжения, окружив со всех сторон. Затем идут фотографии зимнего периода, когда жители города выстроились за водой у проруби. Детям показывают, как выглядел кусочек хлеба в 125 граммов по сравнению со спичечным коробком. Детям дают понимание, почему город не сдался, а жил и боролся за свое будущее: представлены фотографии рабочих, учащихся в бомбоубежищах, посадки капусты в городской черте, театральные афиши.

«Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы, блокадный Ленинград жил и трудился. Дети учились в школе, встречали Новый год. Работали кинотеатры, художники писали картины, композиторы сочиняли музыку, посвящая ее родному городу, работало ленинградское радио», — рассказывается в сценарии «Разговоров».

В Ленинграде продавали билеты на симфонические концерты, в том числе — на исполнение Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича, премьера которой в осажденном городе состоялась 9 августа 1942 года. Дети посещали зоопарк, где их встречала бегемотиха Красавица, опекаемая сотрудницей Евдокией Дашкиной. В городе прошел футбольный матч между командами «Динамо» и Краснознаменного Балтийского флота. Когда заработала ледовая Дорога жизни, по Ладоге в Ленинград доставляли продовольствие, а из города эвакуировали детей, женщин и стариков.

«Тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше. Им, изможденным голодом и страхом, предстояло совершить еще один подвиг: отстроить свой город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить», — говорится в сценарии.

От Ольги Берггольц до пятой граммовки хлеба

В сценарии для детей постарше добавлены более сложные детали. В материалах для учеников 2-4-х классов фигурируют агитационные плакаты «Наше дело правое, победа будет за нами» и «Защитим город Ленинград», репродукции картин с изображением быта ленинградцев в тяжелые периоды. Например, как в холодной комнате, на коленях у мамы сидит мальчик. Женщина одной рукой обнимает сына, а в ладошке другой бережно держит кусочек хлеба. В комнате холодно, печка остыла, дрова закончились. Но ребенок улыбается: он счастлив, потому что рядом — мама, а хлеб такой вкусный.

Ученикам 5-7-х классов показывают ролик с видами современного Петербурга, затем «возвращаются» к историческим документальным кадрам блокадного Ленинграда. Школьникам цитируют строчки Ольги Берггольц: «Я говорю с тобой под свист снарядов» и приводят несколько писем блокадного периода. Например, письмо отца к дочери, написанное 3 октября 1941 года из осажденного города, в котором он рассказывает о нехватке еды и о бомбежках, но верит, что враг получит смерть у ворот Ленинграда.

Материалы проекта «Письма из Ленинграда» вошли и в методические материалы для 8-9-х и 10-11-х классов вместе с архивными письмами из других источников. Для старшеклассников выстроили сценарий разговоров о блокаде Ленинграда на основе документальных свидетельств, эмоционально передающих истинный настрой очевидцев.

Из 42 историй «Писем из Ленинграда» отобрали три, представляющих события 1941, 1942 и 1943 годов. Они показаны в видеороликах, озвученных воспитанницами петербургского Пансиона воспитанниц Минобороны.

Первое — письмо Александры Баушевой, написанное сестре из блокадного города 19 ноября 1941 года. В нем есть такие строки: «Настенька, хлеба мы получаем с папой по 300 гр., а мама с девочками по 150 гр., так и остальные продукты только в граммах на весь месяц… ». Авторы поясняют, что на следующий день, 20 ноября, в Ленинграде произошло пятое снижение норм выдачи хлеба: по 250 граммов на рабочую карточку и по 125 граммов всем остальным.

Другое письмо — от строителя Кирилла Козлова жене, в котором он болезненно переживает бомбежки города: «Больно, Аличка, смотреть на изуродованный дом, но эта боль заставляет еще крепче сжимать кулаки, еще больше хочется работать. Нам, строителям, больнее смотреть на разрушенные дома, чем ленинградцам механикам или врачам, дома — это наши дети».

Еще одно письмо — с фронта, написанное после освобождения Ленинграда от блокады, 3 марта 1944 года. Его демонстрируют ученикам 10-х и 11-х классов. Исаак Немлихер написал слова, которые звучат актуально в любое время: «На моем пути встречались сотни населенных пунктов, и все они сожжены. Противник, отступая под нашими ударами, превращает Ленинградскую область в зону пустыни. А сколько расстрелянных мирных жителей! Вот лицо врага. Вот кого мы бьем, с кем мы воюем. Фашизм — это нарыв, язва на теле человечества. И до тех пор, пока он будет существовать, до тех пор будут войны и кровопролитие».

О том, что содержание проекта «Письма из Ленинграда» заслуживает изучения школьниками, обратил внимание депутат петербургского Заксобрания Андрей Рябоконь. В сентябре 2023 года он направил министру просвещения Сергею Кравцову письмо с предложением рассмотреть возможность включить в список рекомендованных тем «Разговоров о важном» рассказы о блокаде Ленинграда глазами его жителей — непосредственных участников происходящих событий. И в качестве наглядной площадки, обобщающей такие материалы, привел проект «Письма из Ленинграда». В министерстве идею поддержали и направили материалы в Институт стратегии развития образования для использования при разработке сценария «Непокоренные».

«Мне очень приятно быть сопричастным, хоть и совсем немного, к такому важному делу. Истории обычных людей, их письма и дневники более доступны и понятны для современных школьников, чем архивные документы, сводки с фронтов или параграф учебника», — сказал петербургский депутат, узнав, что его идея получила воплощение.

Доказательная история

В проекте «Письма из Ленинграда» с 8 сентября 2023 года до 27 января 2024 года каждую неделю публикуются послания, которые писали люди из осажденного города своим родным и знакомым, и ответы на них с фронта и из эвакуации. Эта рубрика выходит в каждом печатном выпуске «Парламентской газеты», а также в специальном разделе на сайте ПисьмаИзЛенинграда.рф и специально созданных для этого проекта каналах в Telegram и на «Дзене».

Идею показать широкой аудитории истории жителей города на основе писем еще летом 2023 года поддержала председатель правления общества «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова. Архивы личных дел с письмами, дневниками, документами, рисунками и фотографиями предоставил Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — именно личные материалы, которые приносили горожане, и стали основой экспозиции воссозданного в 1989 году музея.

Проект поддержала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. На заседании Оргкомитета по подготовке к юбилейной дате 30 ноября 2023 года она сказала: «Лучше всего историю блокадного города могут передать письма его жителей, которые они написали в годы блокады. Мне кажется, что эти подлинные свидетельства тех лет бесценны, о них нельзя забывать».

К 27 января, 80-летию полного освобождения Ленинграда от немецкой блокады, все материалы объединят в специальный журнал. Это будет цветное издание со множеством фотографий из фондов музея, рассказом о его истории, которые будут дополнять основное содержание — письма и исторические справки.

Читайте также:

• Россиян призвали пополнять экспозицию Музея обороны и блокады Ленинграда • «Парламентская газета» формирует «доказательную историю» • Матвиенко поддержала идею демонстрации «Писем из Ленинграда» на телеэкранах