В результате их, по данным Ространснадзора, погибло 15 человек и ранено 116. А в 2011 году, страну шокировал теракт в аэропорту Домодедово, в 2010 году потрясла серия терактов в Московском метро. Все это побуждает власть системно заниматься вопросами обеспечения безопасности населения на транспорте. С этой целью в Госдуму в эти дни поступил проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», который устанавливает новые правила досмотра пассажиров и их багажа в аэропортах, метро, железнодорожных и автовокзалах, в морских и речных портах.
О предстоящих переменах рассказывает заместитель председателя Комитета ГД по транспорту Александр СТАРОВОЙТОВ.
— Мы этот законопроект ждали еще в начале прошлого года, но по не понятным для нас причинам он несколько задержался по пути в парламент. Но, как говорится, лучше позже, чем никогда. Документ разработан Министерствами транспорта и внутренних дел России во исполнение поручений Президента РФ от 2 марта 2011 и от 14 февраля 2012 годов. И призван снять те вопросы, которые возникли при реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и Федерального закона «О транспортной безопасности».
В 2010 году, после терактов в Московском метро, Правительство РФ утвердило Комплексную программу обеспечения безопасности на транспорте, которая предусматривает оснащение транспортных средств специализированным оборудованием. Общий объем ее финансирования на период 2010—2013 годов -46,7 миллиарда рублей. Все эти средства идут на закупки оборудования, необходимого для обеспечения транспортной безопасности. В результате, скажем, в метрополитенах применяются системы радиационного контроля, переносные комплексы обнаружения взрывчатых веществ и портативные анализаторы их паров, системы подавления радиолиний управления взрывными устройствами. Устанавливается интеллектуальное видеонаблюдение, оборудование, позволяющее проводить выборочный досмотр пассажиров.
Как видим, тратятся огромные федеральные средства на приобретение сложнейшей инженерно-технической аппаратуры. И, естественно, возникает вопрос: кто и как будет работать на этом досмотровом оборудовании? Какие полномочия у сотрудников транспортной безопасности? Какие права и обязанности граждан, проходящих досмотр на объектах транспортной инфраструктуры? Если у авиаторов этот вопрос более-менее решен в рамках Воздушного кодекса, то у железнодорожников, моряков, речников деятельность подразделений транспортной безопасности практически никак и ничем не отрегулирована. Отсутствие законодательного определения, что такое «подразделение транспортной безопасности», чем и как оно занимается, является проблемной точкой при реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Представленный законопроект вносит определенные корректировки в действующую правовую базу.
Прежде всего устанавливает и раскрывает такие понятия, как «подразделения транспортной безопасности», «силы обеспечения транспортной безопасности», «зона транспортной безопасности», «субъект транспортной инфраструктуры», «электрический городской наземный пассажирский транспорт». Чем будут заниматься подразделения транспортной безопасности? Если частные охранные предприятия могут только охранять, то они будут защищать объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств. При этом речь не идет о формировании дополнительных структур. Те же ЧОПы получат новый статус, новые полномочия, пройдя необходимую государственную аккредитацию. Специалистам же транспортной безопасности необходимо будет пройти обучение и аттестацию.
Законопроект предусматривает досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа на речном, морском транспорте, железной дороге и метро. Ранее такая процедура существовала на воздушном транспорте. Его проведение возлагается на уполномоченных работников подразделений транспортной безопасности, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с участием сотрудников полиции. Но досмотр будет не сплошной, а выборочный. Сплошной возможен лишь в случае высокого уровня угрозы, решение о чем принимают спецслужбы. Сотрудник подразделения транспортной безопасности имеет право досматривать пассажира только при наличии рядом полицейского. Однако, если человек ведет себя неадекватно, может задержать его, вызвав полицию.
Кроме того, документ устанавливает порядок определения перечня взрывчатых веществ, оружия или других устройств, предметов и веществ, пронос которых в зону обеспечения транспортной безопасности запрещен или ограничен. Предполагается, что для каждого вида транспорта должен быть создан отдельный перечень, учитывающий специфику перевозок. Россияне заметили повышенное внимание власти к обеспечению безопасности. Уровень их удовлетворенности предпринимаемыми мерами, по данным ВЦИОМ, вырос с 43 процентов в 2011 году до 64 в нынешнем.
Подготовил Павел АНОХИН