Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

МВД не планирует наказывать не оплативших штраф водителей без суда

Но даже чисто теоретические изыскания сотрудников министерства помогают парламентариям задуматься о механизмах правоприменения

06.06.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

МВД не планирует наказывать не оплативших штраф водителей без суда
  © unsplash.com

В журнале «Безопасность дорожного движения», который выпускает Научный центр безопасности дорожного движения МВД, в № 1 за этот год вышла статья, автор которой предложил изменить систему взыскания штрафов. В частности, без участия судей применять меры административного принуждения к тем, кто вовремя не уплатил деньги в казну за нарушение ПДД. Из ответа на запрос «Парламентской газеты» явствует, что в МВД подобную инициативу в практической плоскости пока не рассматривают. Материалы, опубликованные в научном журнале, там назвали отражающими исключительно авторское мнение. «Парламентская газета» выясняла у экспертов, насколько в принципе уместна такая инициатива.

Как-нибудь сами

Слаженная работа Госавтоинспекции и Федеральной службы судебных приставов год от года дисциплинирует проштрафившихся водителей, прививая им полезную мысль о неотвратимости наказания. Так, по данным МВД, из 164 миллионов выписанных постановлений в 2020 году исполнено 160 миллионов, а из почти 180 миллионов постановлений 2021 года завершена работа исполнителей по 172 миллионам. И если в начале прошлого года в стране насчитывалось 48 тысяч владельцев машин, имеющих свыше 50 неуплаченных штрафов, то сегодня этот показатель снизился на 20 процентов.

В то же время количество злостных лихачей по-прежнему остается значительным: физических лиц — 32,5 тысячи, юрлиц — 5,7 тысячи. Это те люди, которые раз за разом нарушают ПДД, но при этом по разным причинам не платят штрафы. И чем меньше будет таких причин, тем выше будет правосознание россиян, считает сотрудник Научного центра безопасности дорожного движения Андрей Клименко. В своей статье «Нормативно-правовая основа и практика применения мер административного принуждения за неуплату штрафов, наложенных за совершение правонарушений в области дорожного движения» он описывает правовые коллизии, мешающие торжеству правосудия.

Клименко считает, что решать вопросы о применении меры административного принуждения денежного характера к лицам, «не уплатившим наложенный штраф в установленный законом срок», можно без участия судей. «При этом санкцию в виде административного ареста или обязательных работ следует применять в случае неуплаты административного штрафа по истечении года со дня вступления в законную силу постановления о наложении такого штрафа, что позволит обеспечить неукоснительное соблюдение принципа неотвратимости административного наказания», — написал он.

«Парламентской газете» Андрей Клименко пояснил, что исследовал проблему чисто теоретически, его позицию нельзя считать официальной точкой зрения министерства. Это подтвердили нашему изданию и в МВД. Врио замначальника Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Дуркач отметил, что «материалы, опубликованные в научном журнале «Безопасность дорожного движения» (в том числе в выпуске № 1 за 2023 год), отражают исключительно авторское мнение». Это мнение можно отнести к сфере разрабатываемых научных интересов и возможных перспектив развития правоприменительной практики в области обеспечения безопасности дорожного движения, уточнил Дуркач.

Он добавил, что «в случае поступления указанных законодательных инициатив они будут рассмотрены в установленном порядке».

Штрафы с платных дорог хотят отдать регионам

Возможны ошибки

И хотя тема пока исследуется правоохранителями лишь в теоретической плоскости, у экспертов и законодателей уже появились вопросы. Так, председатель российского общества автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что подобная новация может привести к резкому увеличению претензий со стороны автомобилистов, «внезапно обнаруживших, что должны уплатить штраф, про который не знали».

«Дело в том, что большинство так называемых злостных неплательщиков по каким-то причинам, и эти причины никто не исследует — не знают о факте административного взыскания и поэтому его не исполняют. Наиболее частая причина — некорректный адрес собственника ТС. Поэтому для начала надо провести изучение причин, а только потом предлагать механизмы решения проблемы», — пояснил эксперт «Парламентской газете».

Предлагаемая мера воздействия, возможно, была бы правильной с точки зрения академических рассуждений, считает зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, «но с другой стороны, когда ведем речь о штрафах, о конкретном наказании, то в любом случае, исходя из действующих правил и логики привлечения к ответственности, должен быть элемент состязательности сторон». «Человек должен иметь возможность представить доводы в обоснование своей позиции в свою защиту. Это нужно, чтобы избежать крайностей, когда невиновного привлекают к ответственности», — сказал депутат.

При этом Анатолий Выборный напомнил, что государственная политика в этой сфере сегодня направлена на то, «чтобы сделать все возможное для минимизации дорожно-транспортных происшествий, сделать так, в конце концов, чтобы не гибли люди». Но и нельзя бесконечно усиливать карательную политику государства, «предоставив механизм регулятору — правоохранительным органам».

«В целом появление таких идей можно приветствовать, потому что они дают возможность нам, законодателям, совершенствовать механизмы профилактики. Но в нынешних условиях предоставление слишком широких полномочий правоприменителям может привести к появлению злоупотреблений и крайностям, чего допускать нельзя», — подчеркнул депутат.

Читайте также:

• Электричество или бензин: какой автомобиль выбрать