Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Музыка, дарящая Россию

Год культуры совпал с юбилеем Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова

22.12.2014 15:56

Музыка, дарящая Россию
 
Музыкальные критики справедливо считают, что лишь этому замечатель­ному коллективу выпадает творче­ское счастье вместить в концертный зал широкое и столь близкое каждо­му соотечественнику русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольными звуками рожка, пшеничной спело­стью балалаек в наши сердца прони­кает музыка, дарящая нам Россию. И так уже в течение 95 лет. Гость нашего журнала художественный руково­дитель оркестра, народный артист России Владимир Андропов.
 
РФС: Владимир Павлович, заверша­ющийся Год культуры чем был зна­менателен для вашего творческого коллектива?
Строки биографии
Народный артист России Влади­мир Андропов родом из украинского города Хмельницкий. После оконча­ния оркестрового факультета Львов­ской государственной консерватории имени Н.В. Лысенко преподавал в Белорусской государственной кон­серватории имени А.В.Луначарского, где окончил с отличием факультет оперно-симфонического дирижиро­вания. Там же, окончив с отличием аспирантуру, с большим успехом продирижировал в Минском Госу­дарственном (ныне Национальный) академическом Большом театре опе­рой «Иоланта» П. Чайковского. Затем работал музыкальным редактором киностудии «Беларусьфильм». С 1978 года — дирижер Большого театра, где участвует в постановках многих оперных и балетных спектаклей. С 2009 года руководит Национальным академическим оркестром народ­ных инструментов России имени Н.П.Осипова.
Владимир Андропов: Честно говоря, сказать, что он был для нас каким-то особенным, не могу. Как и в прежние годы, концерты, гастроли… Да и во­обще не понимаю, что такое Год куль­туры. Настоящее искусство ведь без­временно. Для всех творческих кол­лективов страны, по-моему, это была традиционно напряженная работа. Ес­ли бы, допустим, он отличался новыми бюджетными вливаниями в культуру… А так… Вот вам пример. Ожидался приезд к нам Волгоградского орке­стра для концертов в честь 70-летия одного из прошлых дирижеров наше­го коллектива Николая Калинина. Не приехал: местные власти не нашли средств для этой запланированной ак­ции. Мол, экономический кризис — це­ны на углеводороды падают. А на чем обычно экономят? На культуре. У нас положение получше — нам ведь выде­лили президентский грант. Но, кажет­ся, в 2016 году нам придется бороться за него на конкурсной основе. С кем будем соревноваться мы — Националь­ный оркестр русских народных ин­струментов? С кем будут состязаться всемирно известный Ансамбль Игоря Моисеева, Хор имени Пятницкого? Это ведь все наши культовые бренды под номером 1, равных им нет нигде в ми­ре, это наша национальная гордость!
 
РФС: Общеизвестно, каким без пре­увеличения оглушительным успехом встречает публика эти коллективы не только в России, но и за рубежом...
Владимир Андропов: Недавно га­стролировали в Финляндии. В Хель­синки мы выступали вместе с мест­ными артистами в одном из лучших концертных залов на три тысячи мест и в других залах. Нас пугали, что, мол, из-за санкций люди к нам не придут. К тому же, с нами гастролировала питерская певица Елена Путина, да еще и при дирижере Андропове. Я даже пошутил: не бойтесь, Косыгина и Брежнева не будет… Все прошло на ура. Последний концерт состоял­ся в городке с населением 32 тысячи — Иматра. Так вот, несмотря теперь уже на наши опасения, и здесь был аншлаг. Из Финляндии мы полетели в Ханты-Мансийск, Нефтеюганск и Сур­гут, где по определению билеты на на­ши концерты разлетелись как горячие пирожки.
 
РФС: Если сравнивать зрительский ин­терес к вашему коллективу со сторо­ны зарубежного слушателя, то в каких странах он был самым впечатляющим?
Владимир Андропов: Это не имеет никакого значения — всюду нас при­нимают одинаково тепло. Разве что сейчас кое-где зрителей пугают санк­циями. Вспоминаю наши гастроли с проектом Михаила Швыдкого «Фести­валь славянских культур» в Страсбур­ге, Париже и Нью-Йорк. С оркестром тогда выступали помимо наших со­листов представители Польши, Чехии, Словакии… Исполняли произведения славянских народов. Принимали везде блестяще! Лишний раз смог убедиться в том, как настоящее трогающее душу искусство становится послом доброй воли.
 
РФС: Вернемся к коллективу, который вы возглавляете уже шестой год. Хо­дят слухи, что вы достаточно жесткий руководитель…
Владимир Андропов: Знаете, я ведь с 1978 года работаю еще и в Большом театре, в моем послужном списке до двух десятков наименований опер­ных и балетных спектаклей, не считая лично поставленных. Помню, когда я выиграл конкурс на должность ди­рижера сценического оркестра (это музыканты, работающие за сценой и на сцене, так называемая «банда» — понятие совсем не то, о котором вы подумали), директором театра был Георгий Александрович Иванов (его в кулуарах называли ГАИ). Мы с ним договорились, что если на меня будут жаловаться, пусть он знакомит меня с деталями жалоб. Так мне будет лег­че найти общий язык с коллективом. Однажды меня вызывают к нему в приемную: «Владимир Павлович, вот жалоба: всем хорош новый дирижер, но есть недостаток, мешающий твор­ческому процессу, — он никогда не улыбается». Пришлось мне объяснять, что улыбаться в коллективе, где тогда было не все ладно с производственной дисциплиной, по меньшей мере несе­рьезно. Вот налажу процесс, тогда и повод для улыбки появится. Кстати, в этом году исполняется сто лет со дня создания коллектива. До 1914 года для участия в спектаклях на сцене и за сценой приглашали военные орке­стры, но потом было решено создать собственный, театральный коллектив.
 
РФС: Вы ведь не первый дирижер Большого театра, ставший за пульт оркестра народных инструментов? Известно, что в свое время им ди­рижировал и легендарный Николай Голованов.
Владимир Андропов: Мои взаимоот­ношения с осиповцами могли начать­ся еще 35 лет назад, когда ушел его худрук Виктор Дубровский. Я, надо сказать, весьма успешно продирижи­ровал тогда этим оркестром, но, по­знакомившись ближе с его корифеями — гусляршей и композитором Верой Городовской, балалаечником Анато­лием Тихоновым и другими виртуо­зами, я честно себе признался: «Нет, пока этот коллектив не для меня. Мне сюда еще рано». Согласился по пригла­шению Минкультуры вернуться сюда, когда почувствовал, что мне поможет накопленный годами громадный опыт работы в Большом театре, где, кстати, я поседел уже через год.
 
РФС: Расскажите, как начиналась ва­ша творческая биография.
Владимир Андропов: В Большой театр, как я уже говорил, прошел по конкурсу в числе 15 соискателей. Приехал из Минска, где работал музы­кальным руководителем оркестра ки­ностудии «Беларусьфильм». Год менял свою минскую однушку на Москву. Кстати, получил я ее там не как музы­кант, а как спортсмен.
 
РФС: Как спортсмен?..
Владимир Андропов: А чего вы удивляетесь? Дирижеру при его фи­зической нагрузке совсем не поме­шают занятия спортом. К тому же я входил в сборную СССР по бадминто­ну. Кстати, как «сборник» я получал в разы большую зарплату, чем на пре­подавательской работе в консерва­тории. И плюс талоны на бесплатное питание. Хорошо, что «спортивные» деньги тогда не перевесили моего же­лания продолжить жизнь в искусстве. Между прочим, спортивная закалка очень помогает и по сей день в моей дирижерской работе — ведь основная нагрузка ложится на руки, ладони ко­торых у меня уже в юности описыва­ли виртуозные пассажи, ставя в тупик соперников. Вообще, к спорту у меня тяга еще со Львовской консервато­рии: настольный теннис, баскетбол. Но звание «мастер спорта» я получил по бадминтону.
 
РФС: Действительно дирижирование — тяжелый физический труд…
Владимир Андропов: Когда ты за пультом, этого не замечаешь. Для ме­ня реакция публики всегда своеобраз­ный наркотик, позволяющий забыть о физической нагрузке.
 
РФС: Мысленно окидывая прошлое ор­кестра, кого из ваших предшественни­ков вы бы поставили на первое место?
Владимир Андропов: Все они про­фессионалы высочайшего уровня, но наибольшее впечатление на меня про­извела творческая судьба музыканта экстра-класса Виктора Павловича Ду­бровского, который руководил коллек­тивом в течение 15 лет. Он привнес в репертуар оркестра очень много заме­чательных симфонических произведе­ний, при нем библиотека коллектива пополнилась большим количеством ценной музыкальной литературы. Памятен его постулат относиться к фольклорной музыке не как к музей­ному экспонату с табличкой «Руками не трогать». «Нет, — говорил он, — тро­гать, обязательно. Живыми, тёплыми человеческими руками. Не превра­щать их ни в коем случае в нафталин­ные реликвии». Николай Николаевич Калинин внес значительный вклад в качестве великолепного просветите­ля, он активно занимался улучшением работы детских музыкальных школ, возглавлял Российское музыкальное общество. Конечно, интересной была и судьба человека, именем которого назван оркестр — Николая Петрови­ча Осипова. Возглавив коллектив в 1940 году, в военные годы он сделал все, чтобы оркестр не растерял свои уникальные кадры: несмотря на труд­ности, артисты выезжали малым со­ставом на передовую, выступали в госпиталях. Жаль, судьба ему отвела на работу с оркестром совсем немного — он ушел из жизни в День Победы — 9 мая 1945 года.
 
РФС: Вашему творческому графику не позавидуешь. Сегодня вы стоите за пультом оркестра Большого театра, завтра дирижируете оркестром народ­ных инструментов. Кстати, эту разни­цу вы ощущаете?
Владимир Андропов: Отвечу вам словами выдающегося дирижера Ев­гения Федоровича Светланова: «Нет дирижеров симфонического оркестра, духового, народного. Есть хорошие и плохие дирижеры». Вы думаете, я не задавал себе вопроса: зачем я иду в этот оркестр? Но статус коллектива настолько высок в музыкальном ми­ре, что каждый становящийся здесь за дирижерский пульт ощущает себя патриотом великой страны. Это не высокие слова, это смысл всей моей сегодняшней работы. Я абсолютно со­гласен с теми, кто считает: главная цель культуры — формирование па­триотизма и любви к Родине. Поэтому я не боюсь называть себя патриотом. Оркестр Осипова, если хотите, — это флаг страны! В советские времена его гастроли за рубежом были востре­бованы так, что люди не появлялись на родине три-четыре месяца. А воз­вращаясь, могли на гонорары приоб­ретать кооперативные квартиры. Се­годня мой принцип гастрольной по­литики: города России. Скажите, чем провинились жители отдаленных ре­гионов, что они обделены высоким ис­кусством больших городов? Иркутск, Нефтеюганск, Калуга — вот лишь на­вскидку география наших недавних гастролей. Сейчас вместе с Алексан­дром Градским наметили проехать по маршруту Омск — Томск — Ново­сибирск, Ярославль, Воронеж, Екате­ринбург. Я уверился в успехе наших с ним гастролей после недавнего со­вместного выступления в питерском на две с половиной тысячи зрителей концертном зале «Октябрьский» — все билеты были проданы. Прошедший затем концерт в Москве в «Крокус Си­ти Холл» — та же история.
 
РФС: Некоторые утверждают о па­дении интереса у юного поколения к русской народной музыке. Это правда?
Владимир Андропов: Вы, наверное, видели в нашем коллективе немало молодых ребят. Но вообще я всегда считал, что оркестр не футбольная ко­манда. Тем не менее, мы постоянно на конкурсной основе омолаживаем ор­кестр, хотя и с ветеранами не спешим без причины расставаться, иначе рас­теряем традиции. Ведь, как известно, без сохранения традиций прошлого для любого творческого коллектива нет и будущего. Но и прощать даже самой яркой знаменитости, скажем, дисциплинарные проступки, если они будут иметь место, нельзя. Для меня очень важна здоровая атмосфера в коллективе. Важно, чтобы каждый и все мы вместе одинаково переживали за качество нашей работы. Вообще, ротация творческих кадров для лю­бого оркестра ли, театра — процесс весьма болезненный, его надо прово­дить аккуратно. Новую смену готовит нам Гнесинка. Наш принцип — брать самых талантливых, и они не обма­нывают наших ожиданий. Недавно молодая домристка Екатерина Мочалова стала лауреатом первой премии Всероссийского конкурса. С большим успехом у нас выступает и молодой баянист Даниил Стаднюк, который, кстати, еще и весьма успешно выпол­няет дирижерские функции. Практи­чески весь оркестр — это лучшие ка­дры страны — подавляющее их боль­шинство лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Вот вам и ответ: чем больше в нашем коллекти­ве будет молодых виртуозов, тем ско­рее помолодеет и наша зрительская аудитория. В чем мы и убеждаемся в последнее время. Возможно, сегодня в нашем концертном зале молодых и не так много, как хотелось бы. Но однажды побывавший на нашем кон­церте обязательно ощутит эффект не­ожиданности, к которому мы посто­янно стремимся. Познакомится с тем, что обязательно должно понравиться.
Это не только прибавляет интереса к тому, что мы исполняем, но и убежда­ет в правильности пути, который мы выбрали.
 
РФС: А дети? Для них у вас есть про­граммы?
Владимир Андропов: Вы попали в самую точку. Я очень много уделяю внимания концертам для детей, счи­тая это самым верным способом вос­питания нашей будущей публики. Мне в свое время очень много довелось дирижировать детскими концертами симфонического оркестра Вероники Дударовой. Сегодня я эту традицию перенес на наши концерты вместе с известным педагогом и телеведущим Павлом Любимцевым. За цикл этих детских представлений мы даже полу­чили премию Правительства России. У нас традиция: четыре обязательных концерта в году в Зале Чайковского — только для детей. Я просто потрясен, с каким колоссальным вниманием ребята воспринимают эти концерты. Особенно совсем недавний: «Ганс Хри­стиан Андерсен и его сказки». В зале стояла гробовая тишина, прерываю­щаяся бурными аплодисментами.
 
РФС: Сколько в коллективе музыкан­тов?
Владимир Андропов:  76 человек.
 
РФС: Насколько сегодня достойна их таланту зарплата? Ведь не секрет, что в 90-е годы они вынуждены были по­сле репетиций и концертов подраба­тывать таксистами…
Владимир Андропов: Думаю, сегодня они не могут пожаловаться на низ­кие доходы, но, конечно, и им, и мне хотелось бы, чтобы за свой воистину подвижнический труд, когда масскультура просто прет из всех щелей, они получали несколько больше.
 
РФС: Что может вас вынудить поки­нуть этот коллектив?
Владимир Андропов: Сегодня — ни­чего. Разве что если «уйдут», но пока у меня действующий контракт до 2016 года. Меня устраивает все, что сегодня я делаю в оркестре. И самостоятель­ность в выборе репертуара, и атмосфе­ра доверия ко мне в коллективе, и то, что мы исполняем все новое, и то, что не гнушаемся порой вернуться к тому, что исполнялось десять-двадцать лет назад. Лишь бы это было качественно и отвечало слушательскому интересу.
 
РФС: У вас такая богатая биография. Нет ли желания сесть за мемуары?
Владимир Андропов: Желание есть, но что-то останавливает. Ведь это бу­дет означать уже какое-то подведение итогов. А планов немерено. Я знаю, что останавливаться нельзя. Кто-то из великих французов сказал: «Если у тебя есть мастерства на сто тысяч франков, купи еще на пять су…» 
 
Анатолий Журин
 
[2014: события года]
 
700-летие Преподобного Сергия Радонежского. Глава государства и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратились к паломникам и гостям праздника с приветственными словами
 
700-летие Преподобного Сергия Радонежского
 
27 Московская Международная книжная выставка-ярмарка
 
27 Московская Международная книжная выставка-ярмарка
 
В Москве появился памятник Сергею Михалкову. Автором монумента на Поварской улице, где долгие годы жил знаменитый поэт и автор двух российских гимнов, является скульптор Александр Рукавишников
 
памятник Сергею Михалкову
 
Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» на Красной площади в Москве
 
 «Спасская башня» на Красной площади в Москве
Читайте нас в Дзен
Просмотров 13217