Музыкальные критики справедливо считают, что лишь этому замечательному коллективу выпадает творческое счастье вместить в концертный зал широкое и столь близкое каждому соотечественнику русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольными звуками рожка, пшеничной спелостью балалаек в наши сердца проникает музыка, дарящая нам Россию. И так уже в течение 95 лет. Гость нашего журнала художественный руководитель оркестра, народный артист России Владимир Андропов.
РФС: Владимир Павлович, завершающийся Год культуры чем был знаменателен для вашего творческого коллектива?
Строки биографии
Народный артист России Владимир Андропов родом из украинского города Хмельницкий. После окончания оркестрового факультета Львовской государственной консерватории имени Н.В. Лысенко преподавал в Белорусской государственной консерватории имени А.В.Луначарского, где окончил с отличием факультет оперно-симфонического дирижирования. Там же, окончив с отличием аспирантуру, с большим успехом продирижировал в Минском Государственном (ныне Национальный) академическом Большом театре оперой «Иоланта» П. Чайковского. Затем работал музыкальным редактором киностудии «Беларусьфильм». С 1978 года — дирижер Большого театра, где участвует в постановках многих оперных и балетных спектаклей. С 2009 года руководит Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н.П.Осипова.
Владимир Андропов: Честно говоря, сказать, что он был для нас каким-то особенным, не могу. Как и в прежние годы, концерты, гастроли… Да и вообще не понимаю, что такое Год культуры. Настоящее искусство ведь безвременно. Для всех творческих коллективов страны, по-моему, это была традиционно напряженная работа. Если бы, допустим, он отличался новыми бюджетными вливаниями в культуру… А так… Вот вам пример. Ожидался приезд к нам Волгоградского оркестра для концертов в честь 70-летия одного из прошлых дирижеров нашего коллектива Николая Калинина. Не приехал: местные власти не нашли средств для этой запланированной акции. Мол, экономический кризис — цены на углеводороды падают. А на чем обычно экономят? На культуре. У нас положение получше — нам ведь выделили президентский грант. Но, кажется, в 2016 году нам придется бороться за него на конкурсной основе. С кем будем соревноваться мы — Национальный оркестр русских народных инструментов? С кем будут состязаться всемирно известный Ансамбль Игоря Моисеева, Хор имени Пятницкого? Это ведь все наши культовые бренды под номером 1, равных им нет нигде в мире, это наша национальная гордость!
РФС: Общеизвестно, каким без преувеличения оглушительным успехом встречает публика эти коллективы не только в России, но и за рубежом...
Владимир Андропов: Недавно гастролировали в Финляндии. В Хельсинки мы выступали вместе с местными артистами в одном из лучших концертных залов на три тысячи мест и в других залах. Нас пугали, что, мол, из-за санкций люди к нам не придут. К тому же, с нами гастролировала питерская певица Елена Путина, да еще и при дирижере Андропове. Я даже пошутил: не бойтесь, Косыгина и Брежнева не будет… Все прошло на ура. Последний концерт состоялся в городке с населением 32 тысячи — Иматра. Так вот, несмотря теперь уже на наши опасения, и здесь был аншлаг. Из Финляндии мы полетели в Ханты-Мансийск, Нефтеюганск и Сургут, где по определению билеты на наши концерты разлетелись как горячие пирожки.
РФС: Если сравнивать зрительский интерес к вашему коллективу со стороны зарубежного слушателя, то в каких странах он был самым впечатляющим?
Владимир Андропов: Это не имеет никакого значения — всюду нас принимают одинаково тепло. Разве что сейчас кое-где зрителей пугают санкциями. Вспоминаю наши гастроли с проектом Михаила Швыдкого «Фестиваль славянских культур» в Страсбурге, Париже и Нью-Йорк. С оркестром тогда выступали помимо наших солистов представители Польши, Чехии, Словакии… Исполняли произведения славянских народов. Принимали везде блестяще! Лишний раз смог убедиться в том, как настоящее трогающее душу искусство становится послом доброй воли.
РФС: Вернемся к коллективу, который вы возглавляете уже шестой год. Ходят слухи, что вы достаточно жесткий руководитель…
Владимир Андропов: Знаете, я ведь с 1978 года работаю еще и в Большом театре, в моем послужном списке до двух десятков наименований оперных и балетных спектаклей, не считая лично поставленных. Помню, когда я выиграл конкурс на должность дирижера сценического оркестра (это музыканты, работающие за сценой и на сцене, так называемая «банда» — понятие совсем не то, о котором вы подумали), директором театра был Георгий Александрович Иванов (его в кулуарах называли ГАИ). Мы с ним договорились, что если на меня будут жаловаться, пусть он знакомит меня с деталями жалоб. Так мне будет легче найти общий язык с коллективом. Однажды меня вызывают к нему в приемную: «Владимир Павлович, вот жалоба: всем хорош новый дирижер, но есть недостаток, мешающий творческому процессу, — он никогда не улыбается». Пришлось мне объяснять, что улыбаться в коллективе, где тогда было не все ладно с производственной дисциплиной, по меньшей мере несерьезно. Вот налажу процесс, тогда и повод для улыбки появится. Кстати, в этом году исполняется сто лет со дня создания коллектива. До 1914 года для участия в спектаклях на сцене и за сценой приглашали военные оркестры, но потом было решено создать собственный, театральный коллектив.
РФС: Вы ведь не первый дирижер Большого театра, ставший за пульт оркестра народных инструментов? Известно, что в свое время им дирижировал и легендарный Николай Голованов.
Владимир Андропов: Мои взаимоотношения с осиповцами могли начаться еще 35 лет назад, когда ушел его худрук Виктор Дубровский. Я, надо сказать, весьма успешно продирижировал тогда этим оркестром, но, познакомившись ближе с его корифеями — гусляршей и композитором Верой Городовской, балалаечником Анатолием Тихоновым и другими виртуозами, я честно себе признался: «Нет, пока этот коллектив не для меня. Мне сюда еще рано». Согласился по приглашению Минкультуры вернуться сюда, когда почувствовал, что мне поможет накопленный годами громадный опыт работы в Большом театре, где, кстати, я поседел уже через год.
РФС: Расскажите, как начиналась ваша творческая биография.
Владимир Андропов: В Большой театр, как я уже говорил, прошел по конкурсу в числе 15 соискателей. Приехал из Минска, где работал музыкальным руководителем оркестра киностудии «Беларусьфильм». Год менял свою минскую однушку на Москву. Кстати, получил я ее там не как музыкант, а как спортсмен.
РФС: Как спортсмен?..
Владимир Андропов: А чего вы удивляетесь? Дирижеру при его физической нагрузке совсем не помешают занятия спортом. К тому же я входил в сборную СССР по бадминтону. Кстати, как «сборник» я получал в разы большую зарплату, чем на преподавательской работе в консерватории. И плюс талоны на бесплатное питание. Хорошо, что «спортивные» деньги тогда не перевесили моего желания продолжить жизнь в искусстве. Между прочим, спортивная закалка очень помогает и по сей день в моей дирижерской работе — ведь основная нагрузка ложится на руки, ладони которых у меня уже в юности описывали виртуозные пассажи, ставя в тупик соперников. Вообще, к спорту у меня тяга еще со Львовской консерватории: настольный теннис, баскетбол. Но звание «мастер спорта» я получил по бадминтону.
РФС: Действительно дирижирование — тяжелый физический труд…
Владимир Андропов: Когда ты за пультом, этого не замечаешь. Для меня реакция публики всегда своеобразный наркотик, позволяющий забыть о физической нагрузке.
РФС: Мысленно окидывая прошлое оркестра, кого из ваших предшественников вы бы поставили на первое место?
Владимир Андропов: Все они профессионалы высочайшего уровня, но наибольшее впечатление на меня произвела творческая судьба музыканта экстра-класса Виктора Павловича Дубровского, который руководил коллективом в течение 15 лет. Он привнес в репертуар оркестра очень много замечательных симфонических произведений, при нем библиотека коллектива пополнилась большим количеством ценной музыкальной литературы. Памятен его постулат относиться к фольклорной музыке не как к музейному экспонату с табличкой «Руками не трогать». «Нет, — говорил он, — трогать, обязательно. Живыми, тёплыми человеческими руками. Не превращать их ни в коем случае в нафталинные реликвии». Николай Николаевич Калинин внес значительный вклад в качестве великолепного просветителя, он активно занимался улучшением работы детских музыкальных школ, возглавлял Российское музыкальное общество. Конечно, интересной была и судьба человека, именем которого назван оркестр — Николая Петровича Осипова. Возглавив коллектив в 1940 году, в военные годы он сделал все, чтобы оркестр не растерял свои уникальные кадры: несмотря на трудности, артисты выезжали малым составом на передовую, выступали в госпиталях. Жаль, судьба ему отвела на работу с оркестром совсем немного — он ушел из жизни в День Победы — 9 мая 1945 года.
РФС: Вашему творческому графику не позавидуешь. Сегодня вы стоите за пультом оркестра Большого театра, завтра дирижируете оркестром народных инструментов. Кстати, эту разницу вы ощущаете?
Владимир Андропов: Отвечу вам словами выдающегося дирижера Евгения Федоровича Светланова: «Нет дирижеров симфонического оркестра, духового, народного. Есть хорошие и плохие дирижеры». Вы думаете, я не задавал себе вопроса: зачем я иду в этот оркестр? Но статус коллектива настолько высок в музыкальном мире, что каждый становящийся здесь за дирижерский пульт ощущает себя патриотом великой страны. Это не высокие слова, это смысл всей моей сегодняшней работы. Я абсолютно согласен с теми, кто считает: главная цель культуры — формирование патриотизма и любви к Родине. Поэтому я не боюсь называть себя патриотом. Оркестр Осипова, если хотите, — это флаг страны! В советские времена его гастроли за рубежом были востребованы так, что люди не появлялись на родине три-четыре месяца. А возвращаясь, могли на гонорары приобретать кооперативные квартиры. Сегодня мой принцип гастрольной политики: города России. Скажите, чем провинились жители отдаленных регионов, что они обделены высоким искусством больших городов? Иркутск, Нефтеюганск, Калуга — вот лишь навскидку география наших недавних гастролей. Сейчас вместе с Александром Градским наметили проехать по маршруту Омск — Томск — Новосибирск, Ярославль, Воронеж, Екатеринбург. Я уверился в успехе наших с ним гастролей после недавнего совместного выступления в питерском на две с половиной тысячи зрителей концертном зале «Октябрьский» — все билеты были проданы. Прошедший затем концерт в Москве в «Крокус Сити Холл» — та же история.
РФС: Некоторые утверждают о падении интереса у юного поколения к русской народной музыке. Это правда?
Владимир Андропов: Вы, наверное, видели в нашем коллективе немало молодых ребят. Но вообще я всегда считал, что оркестр не футбольная команда. Тем не менее, мы постоянно на конкурсной основе омолаживаем оркестр, хотя и с ветеранами не спешим без причины расставаться, иначе растеряем традиции. Ведь, как известно, без сохранения традиций прошлого для любого творческого коллектива нет и будущего. Но и прощать даже самой яркой знаменитости, скажем, дисциплинарные проступки, если они будут иметь место, нельзя. Для меня очень важна здоровая атмосфера в коллективе. Важно, чтобы каждый и все мы вместе одинаково переживали за качество нашей работы. Вообще, ротация творческих кадров для любого оркестра ли, театра — процесс весьма болезненный, его надо проводить аккуратно. Новую смену готовит нам Гнесинка. Наш принцип — брать самых талантливых, и они не обманывают наших ожиданий. Недавно молодая домристка Екатерина Мочалова стала лауреатом первой премии Всероссийского конкурса. С большим успехом у нас выступает и молодой баянист Даниил Стаднюк, который, кстати, еще и весьма успешно выполняет дирижерские функции. Практически весь оркестр — это лучшие кадры страны — подавляющее их большинство лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Вот вам и ответ: чем больше в нашем коллективе будет молодых виртуозов, тем скорее помолодеет и наша зрительская аудитория. В чем мы и убеждаемся в последнее время. Возможно, сегодня в нашем концертном зале молодых и не так много, как хотелось бы. Но однажды побывавший на нашем концерте обязательно ощутит эффект неожиданности, к которому мы постоянно стремимся. Познакомится с тем, что обязательно должно понравиться.
Это не только прибавляет интереса к тому, что мы исполняем, но и убеждает в правильности пути, который мы выбрали.
РФС: А дети? Для них у вас есть программы?
Владимир Андропов: Вы попали в самую точку. Я очень много уделяю внимания концертам для детей, считая это самым верным способом воспитания нашей будущей публики. Мне в свое время очень много довелось дирижировать детскими концертами симфонического оркестра Вероники Дударовой. Сегодня я эту традицию перенес на наши концерты вместе с известным педагогом и телеведущим Павлом Любимцевым. За цикл этих детских представлений мы даже получили премию Правительства России. У нас традиция: четыре обязательных концерта в году в Зале Чайковского — только для детей. Я просто потрясен, с каким колоссальным вниманием ребята воспринимают эти концерты. Особенно совсем недавний: «Ганс Христиан Андерсен и его сказки». В зале стояла гробовая тишина, прерывающаяся бурными аплодисментами.
РФС: Сколько в коллективе музыкантов?
Владимир Андропов: 76 человек.
РФС: Насколько сегодня достойна их таланту зарплата? Ведь не секрет, что в 90-е годы они вынуждены были после репетиций и концертов подрабатывать таксистами…
Владимир Андропов: Думаю, сегодня они не могут пожаловаться на низкие доходы, но, конечно, и им, и мне хотелось бы, чтобы за свой воистину подвижнический труд, когда масскультура просто прет из всех щелей, они получали несколько больше.
РФС: Что может вас вынудить покинуть этот коллектив?
Владимир Андропов: Сегодня — ничего. Разве что если «уйдут», но пока у меня действующий контракт до 2016 года. Меня устраивает все, что сегодня я делаю в оркестре. И самостоятельность в выборе репертуара, и атмосфера доверия ко мне в коллективе, и то, что мы исполняем все новое, и то, что не гнушаемся порой вернуться к тому, что исполнялось десять-двадцать лет назад. Лишь бы это было качественно и отвечало слушательскому интересу.
РФС: У вас такая богатая биография. Нет ли желания сесть за мемуары?
Владимир Андропов: Желание есть, но что-то останавливает. Ведь это будет означать уже какое-то подведение итогов. А планов немерено. Я знаю, что останавливаться нельзя. Кто-то из великих французов сказал: «Если у тебя есть мастерства на сто тысяч франков, купи еще на пять су…»
Анатолий Журин
[2014: события года]
700-летие Преподобного Сергия Радонежского. Глава государства и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратились к паломникам и гостям праздника с приветственными словами
27 Московская Международная книжная выставка-ярмарка
В Москве появился памятник Сергею Михалкову. Автором монумента на Поварской улице, где долгие годы жил знаменитый поэт и автор двух российских гимнов, является скульптор Александр Рукавишников
Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» на Красной площади в Москве