Музыка, дарящая Россию

Год культуры совпал с юбилеем Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова

Музыка, дарящая Россию  
Музыкальные критики справедливо считают, что лишь этому замечатель­ному коллективу выпадает творче­ское счастье вместить в концертный зал широкое и столь близкое каждо­му соотечественнику русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольными звуками рожка, пшеничной спело­стью балалаек в наши сердца прони­кает музыка, дарящая нам Россию. И так уже в течение 95 лет. Гость нашего журнала художественный руково­дитель оркестра, народный артист России Владимир Андропов.
 
РФС: Владимир Павлович, заверша­ющийся Год культуры чем был зна­менателен для вашего творческого коллектива?
Строки биографии
Народный артист России Влади­мир Андропов родом из украинского города Хмельницкий. После оконча­ния оркестрового факультета Львов­ской государственной консерватории имени Н.В. Лысенко преподавал в Белорусской государственной кон­серватории имени А.В.Луначарского, где окончил с отличием факультет оперно-симфонического дирижиро­вания. Там же, окончив с отличием аспирантуру, с большим успехом продирижировал в Минском Госу­дарственном (ныне Национальный) академическом Большом театре опе­рой «Иоланта» П. Чайковского. Затем работал музыкальным редактором киностудии «Беларусьфильм». С 1978 года — дирижер Большого театра, где участвует в постановках многих оперных и балетных спектаклей. С 2009 года руководит Национальным академическим оркестром народ­ных инструментов России имени Н.П.Осипова.
Владимир Андропов: Честно говоря, сказать, что он был для нас каким-то особенным, не могу. Как и в прежние годы, концерты, гастроли… Да и во­обще не понимаю, что такое Год куль­туры. Настоящее искусство ведь без­временно. Для всех творческих кол­лективов страны, по-моему, это была традиционно напряженная работа. Ес­ли бы, допустим, он отличался новыми бюджетными вливаниями в культуру… А так… Вот вам пример. Ожидался приезд к нам Волгоградского орке­стра для концертов в честь 70-летия одного из прошлых дирижеров наше­го коллектива Николая Калинина. Не приехал: местные власти не нашли средств для этой запланированной ак­ции. Мол, экономический кризис — це­ны на углеводороды падают. А на чем обычно экономят? На культуре. У нас положение получше — нам ведь выде­лили президентский грант. Но, кажет­ся, в 2016 году нам придется бороться за него на конкурсной основе. С кем будем соревноваться мы — Националь­ный оркестр русских народных ин­струментов? С кем будут состязаться всемирно известный Ансамбль Игоря Моисеева, Хор имени Пятницкого? Это ведь все наши культовые бренды под номером 1, равных им нет нигде в ми­ре, это наша национальная гордость!
 
РФС: Общеизвестно, каким без пре­увеличения оглушительным успехом встречает публика эти коллективы не только в России, но и за рубежом...
Владимир Андропов: Недавно га­стролировали в Финляндии. В Хель­синки мы выступали вместе с мест­ными артистами в одном из лучших концертных залов на три тысячи мест и в других залах. Нас пугали, что, мол, из-за санкций люди к нам не придут. К тому же, с нами гастролировала питерская певица Елена Путина, да еще и при дирижере Андропове. Я даже пошутил: не бойтесь, Косыгина и Брежнева не будет… Все прошло на ура. Последний концерт состоял­ся в городке с населением 32 тысячи — Иматра. Так вот, несмотря теперь уже на наши опасения, и здесь был аншлаг. Из Финляндии мы полетели в Ханты-Мансийск, Нефтеюганск и Сур­гут, где по определению билеты на на­ши концерты разлетелись как горячие пирожки.
 
РФС: Если сравнивать зрительский ин­терес к вашему коллективу со сторо­ны зарубежного слушателя, то в каких странах он был самым впечатляющим?
Владимир Андропов: Это не имеет никакого значения — всюду нас при­нимают одинаково тепло. Разве что сейчас кое-где зрителей пугают санк­циями. Вспоминаю наши гастроли с проектом Михаила Швыдкого «Фести­валь славянских культур» в Страсбур­ге, Париже и Нью-Йорк. С оркестром тогда выступали помимо наших со­листов представители Польши, Чехии, Словакии… Исполняли произведения славянских народов. Принимали везде блестяще! Лишний раз смог убедиться в том, как настоящее трогающее душу искусство становится послом доброй воли.
 
РФС: Вернемся к коллективу, который вы возглавляете уже шестой год. Хо­дят слухи, что вы достаточно жесткий руководитель…
Владимир Андропов: Знаете, я ведь с 1978 года работаю еще и в Большом театре, в моем послужном списке до двух десятков наименований опер­ных и балетных спектаклей, не считая лично поставленных. Помню, когда я выиграл конкурс на должность ди­рижера сценического оркестра (это музыканты, работающие за сценой и на сцене, так называемая «банда» — понятие совсем не то, о котором вы подумали), директором театра был Георгий Александрович Иванов (его в кулуарах называли ГАИ). Мы с ним договорились, что если на меня будут жаловаться, пусть он знакомит меня с деталями жалоб. Так мне будет лег­че найти общий язык с коллективом. Однажды меня вызывают к нему в приемную: «Владимир Павлович, вот жалоба: всем хорош новый дирижер, но есть недостаток, мешающий твор­ческому процессу, — он никогда не улыбается». Пришлось мне объяснять, что улыбаться в коллективе, где тогда было не все ладно с производственной дисциплиной, по меньшей мере несе­рьезно. Вот налажу процесс, тогда и повод для улыбки появится. Кстати, в этом году исполняется сто лет со дня создания коллектива. До 1914 года для участия в спектаклях на сцене и за сценой приглашали военные орке­стры, но потом было решено создать собственный, театральный коллектив.
 
РФС: Вы ведь не первый дирижер Большого театра, ставший за пульт оркестра народных инструментов? Известно, что в свое время им ди­рижировал и легендарный Николай Голованов.
Владимир Андропов: Мои взаимоот­ношения с осиповцами могли начать­ся еще 35 лет назад, когда ушел его худрук Виктор Дубровский. Я, надо сказать, весьма успешно продирижи­ровал тогда этим оркестром, но, по­знакомившись ближе с его корифеями — гусляршей и композитором Верой Городовской, балалаечником Анато­лием Тихоновым и другими виртуо­зами, я честно себе признался: «Нет, пока этот коллектив не для меня. Мне сюда еще рано». Согласился по пригла­шению Минкультуры вернуться сюда, когда почувствовал, что мне поможет накопленный годами громадный опыт работы в Большом театре, где, кстати, я поседел уже через год.
 
РФС: Расскажите, как начиналась ва­ша творческая биография.
Владимир Андропов: В Большой театр, как я уже говорил, прошел по конкурсу в числе 15 соискателей. Приехал из Минска, где работал музы­кальным руководителем оркестра ки­ностудии «Беларусьфильм». Год менял свою минскую однушку на Москву. Кстати, получил я ее там не как музы­кант, а как спортсмен.
 
РФС: Как спортсмен?..
Владимир Андропов: А чего вы удивляетесь? Дирижеру при его фи­зической нагрузке совсем не поме­шают занятия спортом. К тому же я входил в сборную СССР по бадминто­ну. Кстати, как «сборник» я получал в разы большую зарплату, чем на пре­подавательской работе в консерва­тории. И плюс талоны на бесплатное питание. Хорошо, что «спортивные» деньги тогда не перевесили моего же­лания продолжить жизнь в искусстве. Между прочим, спортивная закалка очень помогает и по сей день в моей дирижерской работе — ведь основная нагрузка ложится на руки, ладони ко­торых у меня уже в юности описыва­ли виртуозные пассажи, ставя в тупик соперников. Вообще, к спорту у меня тяга еще со Львовской консервато­рии: настольный теннис, баскетбол. Но звание «мастер спорта» я получил по бадминтону.
 
РФС: Действительно дирижирование — тяжелый физический труд…
Владимир Андропов: Когда ты за пультом, этого не замечаешь. Для ме­ня реакция публики всегда своеобраз­ный наркотик, позволяющий забыть о физической нагрузке.
 
РФС: Мысленно окидывая прошлое ор­кестра, кого из ваших предшественни­ков вы бы поставили на первое место?
Владимир Андропов: Все они про­фессионалы высочайшего уровня, но наибольшее впечатление на меня про­извела творческая судьба музыканта экстра-класса Виктора Павловича Ду­бровского, который руководил коллек­тивом в течение 15 лет. Он привнес в репертуар оркестра очень много заме­чательных симфонических произведе­ний, при нем библиотека коллектива пополнилась большим количеством ценной музыкальной литературы. Памятен его постулат относиться к фольклорной музыке не как к музей­ному экспонату с табличкой «Руками не трогать». «Нет, — говорил он, — тро­гать, обязательно. Живыми, тёплыми человеческими руками. Не превра­щать их ни в коем случае в нафталин­ные реликвии». Николай Николаевич Калинин внес значительный вклад в качестве великолепного просветите­ля, он активно занимался улучшением работы детских музыкальных школ, возглавлял Российское музыкальное общество. Конечно, интересной была и судьба человека, именем которого назван оркестр — Николая Петрови­ча Осипова. Возглавив коллектив в 1940 году, в военные годы он сделал все, чтобы оркестр не растерял свои уникальные кадры: несмотря на труд­ности, артисты выезжали малым со­ставом на передовую, выступали в госпиталях. Жаль, судьба ему отвела на работу с оркестром совсем немного — он ушел из жизни в День Победы — 9 мая 1945 года.
 
РФС: Вашему творческому графику не позавидуешь. Сегодня вы стоите за пультом оркестра Большого театра, завтра дирижируете оркестром народ­ных инструментов. Кстати, эту разни­цу вы ощущаете?
Владимир Андропов: Отвечу вам словами выдающегося дирижера Ев­гения Федоровича Светланова: «Нет дирижеров симфонического оркестра, духового, народного. Есть хорошие и плохие дирижеры». Вы думаете, я не задавал себе вопроса: зачем я иду в этот оркестр? Но статус коллектива настолько высок в музыкальном ми­ре, что каждый становящийся здесь за дирижерский пульт ощущает себя патриотом великой страны. Это не высокие слова, это смысл всей моей сегодняшней работы. Я абсолютно со­гласен с теми, кто считает: главная цель культуры — формирование па­триотизма и любви к Родине. Поэтому я не боюсь называть себя патриотом. Оркестр Осипова, если хотите, — это флаг страны! В советские времена его гастроли за рубежом были востре­бованы так, что люди не появлялись на родине три-четыре месяца. А воз­вращаясь, могли на гонорары приоб­ретать кооперативные квартиры. Се­годня мой принцип гастрольной по­литики: города России. Скажите, чем провинились жители отдаленных ре­гионов, что они обделены высоким ис­кусством больших городов? Иркутск, Нефтеюганск, Калуга — вот лишь на­вскидку география наших недавних гастролей. Сейчас вместе с Алексан­дром Градским наметили проехать по маршруту Омск — Томск — Ново­сибирск, Ярославль, Воронеж, Екате­ринбург. Я уверился в успехе наших с ним гастролей после недавнего со­вместного выступления в питерском на две с половиной тысячи зрителей концертном зале «Октябрьский» — все билеты были проданы. Прошедший затем концерт в Москве в «Крокус Си­ти Холл» — та же история.
 
РФС: Некоторые утверждают о па­дении интереса у юного поколения к русской народной музыке. Это правда?
Владимир Андропов: Вы, наверное, видели в нашем коллективе немало молодых ребят. Но вообще я всегда считал, что оркестр не футбольная ко­манда. Тем не менее, мы постоянно на конкурсной основе омолаживаем ор­кестр, хотя и с ветеранами не спешим без причины расставаться, иначе рас­теряем традиции. Ведь, как известно, без сохранения традиций прошлого для любого творческого коллектива нет и будущего. Но и прощать даже самой яркой знаменитости, скажем, дисциплинарные проступки, если они будут иметь место, нельзя. Для меня очень важна здоровая атмосфера в коллективе. Важно, чтобы каждый и все мы вместе одинаково переживали за качество нашей работы. Вообще, ротация творческих кадров для лю­бого оркестра ли, театра — процесс весьма болезненный, его надо прово­дить аккуратно. Новую смену готовит нам Гнесинка. Наш принцип — брать самых талантливых, и они не обма­нывают наших ожиданий. Недавно молодая домристка Екатерина Мочалова стала лауреатом первой премии Всероссийского конкурса. С большим успехом у нас выступает и молодой баянист Даниил Стаднюк, который, кстати, еще и весьма успешно выпол­няет дирижерские функции. Практи­чески весь оркестр — это лучшие ка­дры страны — подавляющее их боль­шинство лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Вот вам и ответ: чем больше в нашем коллекти­ве будет молодых виртуозов, тем ско­рее помолодеет и наша зрительская аудитория. В чем мы и убеждаемся в последнее время. Возможно, сегодня в нашем концертном зале молодых и не так много, как хотелось бы. Но однажды побывавший на нашем кон­церте обязательно ощутит эффект не­ожиданности, к которому мы посто­янно стремимся. Познакомится с тем, что обязательно должно понравиться.
Это не только прибавляет интереса к тому, что мы исполняем, но и убежда­ет в правильности пути, который мы выбрали.
 
РФС: А дети? Для них у вас есть про­граммы?
Владимир Андропов: Вы попали в самую точку. Я очень много уделяю внимания концертам для детей, счи­тая это самым верным способом вос­питания нашей будущей публики. Мне в свое время очень много довелось дирижировать детскими концертами симфонического оркестра Вероники Дударовой. Сегодня я эту традицию перенес на наши концерты вместе с известным педагогом и телеведущим Павлом Любимцевым. За цикл этих детских представлений мы даже полу­чили премию Правительства России. У нас традиция: четыре обязательных концерта в году в Зале Чайковского — только для детей. Я просто потрясен, с каким колоссальным вниманием ребята воспринимают эти концерты. Особенно совсем недавний: «Ганс Хри­стиан Андерсен и его сказки». В зале стояла гробовая тишина, прерываю­щаяся бурными аплодисментами.
 
РФС: Сколько в коллективе музыкан­тов?
Владимир Андропов:  76 человек.
 
РФС: Насколько сегодня достойна их таланту зарплата? Ведь не секрет, что в 90-е годы они вынуждены были по­сле репетиций и концертов подраба­тывать таксистами…
Владимир Андропов: Думаю, сегодня они не могут пожаловаться на низ­кие доходы, но, конечно, и им, и мне хотелось бы, чтобы за свой воистину подвижнический труд, когда масскультура просто прет из всех щелей, они получали несколько больше.
 
РФС: Что может вас вынудить поки­нуть этот коллектив?
Владимир Андропов: Сегодня — ни­чего. Разве что если «уйдут», но пока у меня действующий контракт до 2016 года. Меня устраивает все, что сегодня я делаю в оркестре. И самостоятель­ность в выборе репертуара, и атмосфе­ра доверия ко мне в коллективе, и то, что мы исполняем все новое, и то, что не гнушаемся порой вернуться к тому, что исполнялось десять-двадцать лет назад. Лишь бы это было качественно и отвечало слушательскому интересу.
 
РФС: У вас такая богатая биография. Нет ли желания сесть за мемуары?
Владимир Андропов: Желание есть, но что-то останавливает. Ведь это бу­дет означать уже какое-то подведение итогов. А планов немерено. Я знаю, что останавливаться нельзя. Кто-то из великих французов сказал: «Если у тебя есть мастерства на сто тысяч франков, купи еще на пять су…» 
 
Анатолий Журин
 
[2014: события года]
 
700-летие Преподобного Сергия Радонежского. Глава государства и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратились к паломникам и гостям праздника с приветственными словами
 
700-летие Преподобного Сергия Радонежского
 
27 Московская Международная книжная выставка-ярмарка
 
27 Московская Международная книжная выставка-ярмарка
 
В Москве появился памятник Сергею Михалкову. Автором монумента на Поварской улице, где долгие годы жил знаменитый поэт и автор двух российских гимнов, является скульптор Александр Рукавишников
 
памятник Сергею Михалкову
 
Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» на Красной площади в Москве
 
 «Спасская башня» на Красной площади в Москве

Просмотров 10663

22.12.2014

Популярно в соцсетях