Молчание абонента может перестать быть знаком его согласия на услуги

Мобильным операторам хотят запретить переводить клиентов на повышенные тарифы без их активного волеизъявления

Молчание абонента может перестать быть знаком его согласия на услуги

Фото: pixabay.com

Роспотребнадзор намерен усложнить операторам связи возможность подключения платных услуг без согласия абонента. Проект такого постановления кабмина опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В случае принятия документа абонент сможет подключить новые услуги только своими активными действиями — отправкой смс или исходящим вызовом. Весь этот процесс оператор должен будет детализировать в отчёте об оказанных услугах. «Парламентская газета» выяснила, что актуальность нововведения уже давно подтверждена судами разных инстанций.

Судебная практика на стороне потребителя

Сотовая связь за последние 20 лет стала неотъемлемой частью жизни, сделав её комфортнее и значительно мобильнее. Омрачают же наше высокотехнологичное бытие лишь неуёмные аппетиты операторов, обновляющих свои тарифы и, соответственно, повышая цены на услуги в одностороннем порядке чаще, чем нам того хотелось бы. При этом законы как бы не нарушаются. Но это с одной стороны…

Дело в том, что при изменении тарифа сотовики опираются на правила оказания услуг телефонной связи, утверждённые постановлением Правительства от 9 декабря 2014 года. Эти правила обязывают оператора извещать абонента об изменении тарифных планов не позднее чем за 10 дней до этого. В то же время, согласно статье 44 закона о связи, операторы оказывают услуги на основании договоров, заключённых с абонентами. В них, как правило, и прописывается норма о том, что оператор сам может изменять тариф, в том числе и в сторону повышения стоимости.

Оспорить такую норму сложно, но, как показывает судебная практика, можно. Илья Рейзер, адвокат и руководитель проекта «Народный адвокат» по ЮВАО Москвы, отмечает, что при обращении абонента с жалобой в Роспотребнадзор, как правило, последние в рассматриваемом случае заводят дело об административном правонарушении. При последующем рассмотрении жалобы в судебном порядке суды, часто ссылаются на нормы Гражданского кодекса (ГК РФ). В частности, на недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.

«В статье 310 ГК РФ содержится запрет на односторонний отказ от выполнения обязательств или одностороннее изменение условий договора. В соответствии пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон. Таким образом, действия операторов сотовой связи прямо противоречат существующему законодательству Российской Федерации, а шансы выиграть дело у абонента достаточно высоки», — приводится мнение эксперта на сайте Гарант.ру.

По мнению Ильи Рейзера, указание сотовыми операторами в договоре с абонентами возможности одностороннего изменения существующей тарифной политики открыто нарушает действующее российское законодательство.

В качестве наглядного примера он приводит дело гражданина Х, обратившегося в сентябре 2013 года в Роспотребнадзор с заявлением о нарушении его прав при оказании услуг ОАО «Мегафон». Жаловался абонент на то, что сотовый оператор в одностороннем порядке увеличил стоимость услуг по тарифному плану ISIC ЛАЙТ. В результате разбирательств суд встал на сторону клиента и в решении арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 июня 2014 года по делу №А56-13250/2014 был сделан вывод о том, что сотовые операторы не имеют права изменять существующие тарифы в одностороннем порядке.

Московский адвокат Кристина Колесник в качестве положительного примера судебной практики приводит дело гражданина П против Мегафона. Судебные тяжбы длились с 2012 по сентябрь 2016 года. «Вынося решение о штрафе Мегафона, суды всех инстанций ссылались на пункт 2 статьи 438 Гражданского кодекса о том, что молчание абонента не является безоговорочным согласием с односторонним изменением условий договора, в данном случае о повышении тарифа», — цитирует юриста Гарант.ру.

Оператор, докажи свою правоту

Как видим, здравый смысл и судебная практика показывают, что главное — это все же не уведомление абонента об изменении тарифа, а его активное согласие, которым молчание никак не может трактоваться. В Роспотребнадзоре эту норму решено зафиксировать в правовом поле. К тому же и повод имеется: старые правила предоставления услуг связи попадают под «регуляторную гильотину» и утрачивают силу с 1 сентября 2021 года.

Предложенный проект правительственного постановления предлагает закрепить не право оператора связи, а обязанность своевременно доводить до абонента необходимую и достоверную информацию по оказанию услуг в соответствии с договором.

В ведомстве считают, что это позволит потребителю своевременно ознакомиться с необходимой информацией об услугах связи. «Поскольку последний в первую очередь войдёт в личный кабинет, прочитает короткое текстовое сообщение, направленное на его абонентское устройство, осуществит звонок в информационно-справочную службу, нежели ознакомится с подобной информацией на официальном сайте оператора связи», — говорится в пояснительной записке к документу.

Читайте также:

• Банкам запретят навязывать услуги клиентам

Кроме того, Роспотребнадзор предлагает при рассмотрении дел о подключении платных услуг без согласия потребителя возложить бремя доказывания на оператора связи. (Сейчас, как мы знаем, абонент должен доказывать, что услуги ему были подключены без его ведома.) В случае принятия постановления абонент сможет подключить новые услуги только активными действиями — отправкой смс, исходящим вызовом или отправкой USSD-команды (сервис коротких сообщений). Все эти действия оператор должен будет отразить в детализации об оказанных услугах. Закрепляется, что детализация счёта должна быть для абонента бесплатной.

Роспотребнадзор также предлагает разграничить понятия «тарифа» и «тарифного плана», то есть цены на отдельную услугу и совокупность таких услуг по определённой цене. Сейчас операторы злоупотребляют своим правом на одностороннее изменение тарифов — например, прикрываясь изменением тарифа, меняют сразу тарифный план (порядок, сроки и систему оплаты, набор услуг и т. д.) без согласия абонента. При этом предлагается исключить из тарифного плана дополнительные услуги, чтобы оператор не мог в одностороннем порядке менять их цену и условия предоставления.

Инициатива Роспотребнадзора направлена на защиту граждан, считает член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. «Принятие документа позволит избежать ситуации, когда абонент не понимает, почему у него расходы на сеть не те, которые он планировал. Потому что не у всех высокая правовая культура и не все чётко отслеживают и понимают механизмы ценообразования», — уточнил депутат. Он добавил, что предложенные поправки в правила предоставления услуг связи добавят комфортности во взаимоотношениях сотовых операторов и абонентов.

Что делать абоненту, чтобы не переплачивать

Если абонент не желает смириться с повышением стоимости услуг без его ведома, эксперты советуют сначала позвонить в службу поддержки сотового оператора и сообщить о нежелании менять тариф. Возможно, оператор предложит устраивающую всех альтернативу.

Если оператор заупрямится, следует отправить письмо в двух экземплярах в головной офис компании по почте или отнести заявление самостоятельно. В письме необходимо указать о несогласии с повышением тарифа, пояснив, что изменение стоимости услуг связи произошло не в интересах потребителя и ущемляет его права.

Следует также упомянуть о желании сохранить прежнюю стоимость тарифа или перевести на новый тарифный план с сохранением всех условий прежнего.

Просмотров 2630

09.03.2021 18:02